ДЕЛОВАЯ РИТОРИКА

Найдено 1 определение
ДЕЛОВАЯ РИТОРИКА
1. Одна из частных риторик, изучающая жанры, условия, формы, правила и приёмы эффективной деловой коммуникации. 2. Область человеческой культуры, ораторское искусство в условиях делового общения. 3. Учебный предмет, коммуникативно ориентированный курс обучения деловой речи и правилам делового общения.
Д.р. охватывает не только коммуникативную, но и этическую, эмоциональную, мыслительную сферы человеческой деятельности, поэтому носит выраженный междисциплинарный характер. Объект исследования Д.р. — профессионально ориентированные жанры делового общения: Деловые беседы (см.), Переговоры (см.), совещания, Дискуссии (см.), деловая переписка (см. Деловое письмо), Дебаты (см.), Телефонный разговор (См.), Презентация (См.) и т.д., а также этико-речевые правила делового контакта: а) действующие между членами одного коллектива, равными по статусу (горизонтальные) и б) регламентирующие характер контакта между руководителем и подчинёнными (вертикальные). Теория и практика Д.р. базируется на современных филологических концепциях общения и принципах речеведения. В России первые профессионально ориентированные риторики появились в XIX в., затем традиция их создания прервалась, возродившись лишь к концу XX в. В настоящее время отечественные авторы широко используют богатый опыт американской Д.р., психологии делового общения, теории менеджмента и имиджелогии. Практические методики Д.р. позволяют эффективно управлять людьми, помогают решать те задачи, которые возникают на пути к достижению производственных целей и выстраиванию карьеры.
Основная задача Д.р. как учебной дисциплины — обучение рациональному речевому поведению в ситуациях делового общения, выработка умений, которые обеспечивают решение задач, составляющих суть той или иной профессиональной деятельности, а также навыков общения в определённом профессиональном коллективе.
Содержание курса включает многоаспектный анализ системы современной деловой коммуникации, её видов и жанровых форм, характеристику этических и психологических принципов деловой коммуникации; знакомство с этикой служебных отношений и способами эффективного речевого поведения в различных ситуациях делового взаимодействия. Курс обеспечивает подготовку к успешному общению в сферах производства, торговли, менеджмента и т.п. На основе полученных знаний формируются: 1) умения ориентироваться в ситуации делового общения; анализировать и оценивать характер деловой коммуникации и созданные в процессе общения тексты; создавать профессионально-значимые типы высказываний; реализовывать созданное высказывание в речевой практике; 2) навыки устного делового контакта и самопрезентации (создания и совершенствования профессионально имиджа).
Лит.: Андреев В.И. Деловая риторика. М., 1995; Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика: учеб. пособие. М., 2001; Аррендо Л. Искусство деловой презентации / пер. с англ. Челябинск, 1998; Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: учеб. пособие. Минск, 2001; Бенни М. Как развивать навыки делового общения / пер. с англ. Челябинск, 1999; Браим И.Н. Этика делового общения: учеб. пособие. Мн., 1996; Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика: учеб. пособие для вузов. М., 2004; Володина Л.В., Карпухина O.K.Деловое общение и основы теории коммуникации: учеб. пособие. СПб., 2002; Кузин Ф.А. Культура делового общения: практическое пособие. М., 1996; Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник. М., 1997; Мельникова С.В. Деловая риторика (речевая культура делового общения): учеб. пособие. Ульяновск, 1999; Мицич П. Как проводить деловые беседы. М., 1987; Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: учеб. пособие. СПб., 1999.
О.В. Фельде

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
114.63 кб

Риторика делового общения

Тумина Л.
Читать PDF
3.17 мб

Психология и риторика делового общения

Читать PDF
118.96 кб

Особенности изучения деловой риторики в рамках элективного курса

Букина Н. И.
В статье рассматривается актуальность введения курса «Деловая риторика», который позволит расширить спектр речеведческих дисциплин, призванных формировать культуру общения как неотъемлемый компонент активной жизнедеятельности совр
Читать PDF
153.66 кб

Иностранные слова и система работы по их использованию в рамках элективного курса «Деловая риторика»

Букина Н. И.
В статье рассматриваются проблемы, связанные с использованием заимствований в речи учащихся; подчеркивается необходимость систематической работы по использованию иностранных слов в рамках элективного курса «Деловая риторика» Приве