ДЕКАБРИСТЫ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Найдено 1 определение
ДЕКАБРИСТЫ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Большой вклад в развитие профессионального и общего образования первой половины XIX в. внесли декабристы, которые представляли наиболее образованную и демократически настроенную часть русского общества. Они рассматривали вопросы просвещения, воспитания, образования, обучения ремеслам в неразрывной связи с задачами будущих преобразований.
Важнейшей задачей декабристы считали распространение знаний в народе, пробуждение в нем сознания своих гражданских прав. Они считали, что в улучшении благосостояния народа большую роль, наряду с просвещением, играет квалифицированный труд, поэтому они придавали большое значение трудовому воспитанию учеников.Педагогическая деятельность декабристов имеет глубокие корни и началась задолго до восстания, сразу после создания первых тайных обществ. Так, в 1818 г. в Петербурге будущими декабристами было создано «Вольное общество учреждения училищ взаимного обучения», которое было одной из первых общественных организаций передового учительства и деятелей педагогического и профессионального образования России.
Организаторами общества были Ф. Глинка, Ф. Толстой, М. Новиков, С. Трубецкой. «Вольное общество учреждения училищ взаимного обучения», действовавшее до 1825 г., фактически являлось филиалом тайного «Союза благоденствия», открывало или помогало открывать школы для детей «низших чинов».
Идея создания школ «взаимного обучения», работавших по так называемой белл- ланкастерской системе, при которой педагоги учили школьников с помощью самих же школьников – старших учеников (мониторов), встретила одобрение декабристов, поскольку в России ощущался явный недостаток учителей, а в этих школах под руководством одного учителя обучалось до сотни и более учащихся.
Ланкастерские школы были предназначены для низших трудящихся классов, поэтому в школах давались только самые элементарные знания, в методике преобладало пассивное заучивание и повторение. В этих школах не могло идти речи о всестороннем развитии личности.
Стараясь преодолеть недостатки ланкастерского метода, декабристы значительно изменили и обогатили содержание взаимного обучения по сравнению с белл- ланкастерскими школами в Англии. Они вносили в теорию и практику обучения многие идеи И.Г. Песталоцци, например идею всестороннего развития личности (соединение общеобразовательных предметов с профессиональным обучением). В Швейцарию, к ученику и последователю И.Г. Песталоцци Ф.Э. Фелленбергу, ездил С.И. Кривцов, впоследствии ставший активным декабристом.
Многие видные декабристы занимались активной педагогической деятельностью в созданных в первой четверти XIX в. ланкастерских школах. В.Ф. Раевский возглавлял гарнизонную ланкастерскую школу для юнкеров и солдат в Кишиневе, начальниками таких же армейских школ были декабристы И.Г. Бурцов и К.А. Охотников. Две школы для солдат и юнкеров в Киеве открыл декабрист генерал М.Ф. Орлов. Декабрист П.Д. Черевин опубликовал работу о преподавании истории в школе и т.д.
В программном документе декабристов – «Русской правде» П.И. Пестель, наряду с такими кардинальными требованиями, как уничтожение самодержавия и крепостного права, установление республиканского строя и введение равноправия для всех граждан, выдвинул обширный план развития просвещения в России и подготовки учителей.
Декабристы считали, что помимо грамоты, народ надо обучать какому-нибудь ремеслу. В уставе «Союза благоденствия» первая статья была целиком посвящена широкому образованию народа, путем открытия училищ, распространения книг, воспитания в народе любви к Родине.
После поражения восстания многие декабристы продолжали свою просветительскую и педагогическую работу в тюрьмах и в ссылке, считая это благородное дело шагом к будущему освобождению народа. Одни из них писали статьи по вопросам просвещения, учебники, другие преподавали ремесла, третьи являлись учредителями и руководителями школ.
Например, братья Николай и Михаил Бестужевы при организации казематской школы для детей служащих и мастеровых Петровского завода были инициаторами трудового обучения детей. Находясь в Петровском каземате, они наладили целый ряд мастерских для обучения детей. Декабристы Завалишин, Борисов, Оболенский и другие с большой радостью отдавали свою энергию, знания детям. При Петровском заводе, где в то время проживало более двух тысяч человек, была создана база для обучения молодежи ремеслам. Об этом говорил декабрист Д. Завалишин: «В каземате учреждались разные мастерские, где обучались ремеслам и мастерствам дети ссыльных и заводских служащих».
Среди декабристов нашлось немало людей, хорошо знавших ремесла. Например, Николай Бестужев был одновременно отличным слесарем, столяром, токарем, часовщиком, сапожником, ювелиром, оптиком, настройщиком фортепиано. И всем этим ремеслам онобучал петрозаводских ребятишек. Кстати, многие декабристы уже владели или овладели ремеслами в Петровском заводе. Эти навыки они впоследствии передали крестьянским детям.
В ссылке занимались педагогической работой такие декабристы, как братья Бестужевы, братья Беляевы, братья Крюковы, братья Кюхельбекеры, М.С. Лунин, М.И. Муравьев- Апостол, И.И. Пущин, Е.П. Оболенский, П.Н. Свистунов... Декабрист И.Д. Якушкин написал ряд учебников и учебных пособий. Он же в 1846 г. в г. Ялуторовске открыл первую в Сибири женскую школу, этому предшествовало основание в 1842 г. школы для мальчиков.
Якушкин Иван Дмитриевич был членом первых тайных обществ «Союза спасения», а затем Общества истинных и верных сынов Отечества.
В «Союз благоденствия» формально И.Д. Якушкин не вошел, но находился в курсе всей его деятельности и по-прежнему являлся сторонником борьбы против крепостничества и самодержавия.
14 декабря 1825 г. Ивана Дмитриевича Якушкина в Петербурге не было, так как он незадолго до восстания вместе с семьей отбыл в Москву.
Но из показаний Никиты Муравьева стало известно об участии Якушкина в совещании «Союза спасения» и намерении убить царя.
И.Д. Якушкин был отнесен Верховным уголовным судом в число «государственных преступников первого разряда», осужденных к «смертной казни отсечением головы». 10 июля 1826 г. смертная казнь ему была заменена 20-летней каторгой и последующей ссылкой на поселение.
24 декабря 1827 г. И.Д. Якушкин вместе с другими декабристами прибыл в Читу, где ему суждено было провести на каторжных работах около 8 лет до 14 декабря 1835 г. После каторги местом его жительства был назначен г. Ялуторовск, где Якушкин совместно с другими декабристами занялся делом просвещения народа.
Ялуторовск – маленький городок Тобольской губернии – был назначен местом ссылки многих видных деятелей декабрьского восстания: М.И. Муравьева-Апостола, И.И. Пущина, Е.П. Оболенского, Н.В. Басаргина и И.Д. Якушкина. Здесь так же как и в других населенных пунктах Сибири, декабристы столкнулись с поголовной неграмотностью крестьян и невежеством мещан. В это время во всей Западной Сибири было 32 школы, одна гимназия в Тобольске, два уездных училища в Тюмени и Ялуторовске.
Декабристы, имея педагогический опыт, по приезде в Ялуторовск начали учить грамоте всех, кого только возможно, но обучать на дому всех было нереально.
При поддержке местного общества и помощи своих друзей декабристов, поселенных в других местах Сибири, И.Д. Якушкин собрал необходимые средства для открытия школы. Ялуторовский купец И.П. Медведев пожертвовал для училища дом, который был поставлен во дворе соборной церкви и оборудован под школу.
В строительстве школы и подготовке к учебному году принимали активное участие все декабристы.
Механик-самоучка В.П. Росманов изготовил для занятий электрическую машину Бунзена, гигрометр, гальваническую батарею, настенные часы – пособия чрезвычайно редкие в то время. Благодаря этому ко времени открытия школа была очень хорошо оснащена технически, поэтому можно говорить не просто о профессиональном обучении, а о профессионально-техническом.
6 aвгуста 1842 г. состоялось торжественное открытие первой в Западной Сибири всесословной школы для мальчиков. Именовалась она Духовной, а в последствии получила название Приходской. Всего в школе было 9 отделений. Из одного отделения в другое переводили не по возрасту, а по способностям, так что некоторые ученики заканчивали школу в 3–4 года.Число учеников сначала было невелико, а к концу года возросло до 42 человек. Через несколько лет в школе уже было более 200 учеников разных национальностей.
Для бедных учеников имелись пимы и полушубки, которые им раздавались с тем, чтобы они посещали школу. За теми, кто жил далеко от школы, посылалась лошадь, а после окончания уроков их развозили.
Обширная программа усваивалась детьми сравнительно легко благодаря сочетанию классно-урочной системы и системы взаимного обучения. Обучение ремеслам начиналось с первого года обучения и заканчивалось девятым, время на эти занятия год от года увеличивалось. Так же с первого класса начинались и практические занятия по технике и механике. Младшие ученики работали с приборами под руководством учителей, а по мере научения – самостоятельно. Зачастую просто невозможно определить, где заканчивались общеобразовательные предметы и начинались профессиональные, до такой степени все было переплетено и тесно связано между собой.
Школьники приобретали навыки, занимаясь каким-либо ремеслом или огородничеством, а иногда и тем и другим одновременно. На производственное обучение, как бы мы сказали сегодня, было отведено специальное время, и эти занятия считались такими же важными, если не более, как и все другие.
Кроме общеобразовательных предметов И.Д. Якушкин в своей школе преподавал механику, на изучение которой отводил 101 урок. Внимание к технике свидетельствует о том, что он отлично понимал нужды края и в какой-то степени стремился показать пример, чему необходимо обучать сибиряков, чтобы подготовить нужных для Сибири людей. Кроме того, элементарные знания механики и законов физики должны были облегчить крестьянским детям овладение тем или иным ремеслом, облегчить крестьянский труд.
Также в Ялуторовске Иван Дмитриевич Якушкин с помощью ссыльных и своих учеников создал метеорологические приборы: пружинный термометр и ветромер.
Из воспоминаний современников декабристов известно, что в Ялуторовске самыми лучшими мастеровыми и ремесленниками считались те, кто прошел обучение у ссыльных декабристов.
И.Д. Якушкин внимательно следил за тем, чтобы между учащимися установились простые и дружеские отношения, вне зависимости от сословных различий.
В 1846 г. умирает жена Якушкина, Анастасия Васильевна. Иван Дмитриевич в ее память решил открыть школу для девочек, подобную уже открытой мужской.
Женская школа именовалась «Духовным приходским училищем для девиц всех сословий», принимали в эту школу каждую девушку, но не моложе 12 лет. В то время она была единственной в Тобольской губернии и чуть ли не единственной во всей Западной Сибири. «Простой народ с радостью отдавал своих детей в эту школу, в которой кроме грамоты, первоначального образования, ученицы получали навыки в рукоделии и нравственное воспитание», – отмечал руководитель школы декабрист И.Д. Якушкин.
В женской школе преподавались те же предметы, что и в мужской, за исключением греческого, латинского языков, геометрии и механики. Для девочек взамен были введены французский язык и некоторые другие предметы. Профессиональному образованию в женской школе уделялось еще больше внимания, чем в мужской. Но так как механика из программы занятий была исключена, то говорить о женском профессиональном техническом образовании в Сибири было бы необоснованно.
Кроме обыкновенного учения, девушки занимались 3 раза в неделю рукоделием, вышиванием, вязанием, шитьем и прочим. Эти работы, усовершенствуясь постоянно, послужили в последствии увеличению благосостояния школы.
В рукодельном классе Иван Дмитриевич особенно уделял внимание плетению кружев, в уверенности, что русские кружева при известном старании могут приобрести силу наравне с заграничными и дать хороший заработок женщинам, что, по его мнению было очень важно.Наблюдать за рукодельным классом вызвалась Фелисата Ефимовна Выкрестюк, умная и добрая женщина, жена новоприбывшего исправника.
Анализируя работу Ф.Е. Выкрестюк и других женщин, обучающих девушек ремеслу в школе Ялуторовска, надо отметить, что фактически они являлись мастерами ремесел, а переводя на сегодняшнюю терминологию – мастерами производственного обучения.
Преподавание в женской школе Ялуторовска было перестроено по сравнению с преподаванием в мужской школе. Если в ланкастерских школах на первый план ставилось исключительно обучение ремеслу, так как учащиеся должны были обеспечивать свое пребывание в школе; то у И.Д. Якушкина – профессиональное обучение переплеталось с общеобразовательным. В итоге достигался двойной эффект – девочки владели ремеслами и были достаточно хорошо образованы. Но давать такую солидную подготовку было уже невозможно только методами взаимного обучения – требовалась непосредственная работа учителя с учениками. Это и было положено в основу преподавания в женской школе.
При ланкастерской системе обучения учитель выполняет роль лишь стороннего наблюдателя, а в школах Ялуторовска – главная роль стала принадлежать именно учителю.
Ялуторовские школы стали своего рода семинариями распространения педагогического опыта, в которой учителя и смотрители уездных училищ Западной Сибири приобретали опыт в ведении занятий по методу взаимного обучения. Иван Дмитриевич Якушкин, окрыленный успехом созданной им женской школы, принимал энергичные меры для распространения женского образования по всей Сибири. В 1849 г. с его помощью была открыта женская школа в Тобольске. А.М. Муравьев и П.Н. Свистунов, принимавшие активное участие в организации этой школы, получили от И.Д. Якушкина подробные наставления о составлении учебных пособий и построении учебного процесса. В этом училище помимо обычных предметов изучались рукоделие и домашнее хозяйство, на эти занятия отводилось 12 ч в неделю. Из Тобольска в Ялуторовск был послан учитель Николаев для ознакомления с преподаванием ремесел в женской и мужской школах.
Сподвижник И.Д. Якушкина С.Я. Знаменский, переведенный по службе в Омск, в 1853 г. открыл там школу для девочек.
За 14 лет работы (1842–1856) в мужской школе г. Ялуторовска обучалось 1600 человек. Школы декабристов были первыми поистине всесословными и интернациональными.
Обучение, как правило, проводилось бесплатно, нередко бедные ученики обеспечивались не только учебными пособиями, но и одеждой.
Важнейшими чертами педагогической практики декабристов в Сибири были комплексность обучения грамоте и ремеслам, применение методики взаимного обучения и дифференцированной работы с каждым учеником в зависимости от его способностей и успехов.
Введя новые приемы и методы обучения, декабристы значительно расширили уровень общеобразовательной подготовки учащихся по сравнению с правительственными школами. В программах и педагогической практике школ, созданных И.Д. Якушкиным, большое внимание уделялось предметам естественного цикла, в том числе и механике. Благодаря этому можно говорить не только о профессиональном образовании, но и
профессионально-техническом. Огромное внимание уделялось в школах всемерному внедрению наглядности, использованию местного материала.
Открыв женские школы на территории Сибири, декабристы фактически первыми в России положили начало вовлечению женщин непривилегированных слоев населения в сферу умственного труда. Показательно, что царским правительством в первой четверти XIX в. в Сибири не было открыто ни одной женской школы. Количество женщин, обучающихся вместе с мужчинами, исчислялось единицами. И только во второй половине XIX в., уже в значительной мере под влиянием декабристов в Сибири появилось несколько женских учебных заведений.
Женская школа, созданная И.Д. Якушкиным в Ялуторовске, за 10 лет своего существования (1846–1856) обучила 240 девочек, 192 из которых прошли полный курс.Знаменательно, что профессиональное обучение было поставлена на очень высокий уровень. Средства, полученные от продажи изготовленных ученицами изделий, шли на содержание школы.
Разрабатывая проекты экономического развития Сибири и уделяя исключительное внимание вопросам подготовки специалистов высокой квалификации, развитию высшего образования на территории Сибири, декабристы готовили общественное мнение и приближали день открытия первого университета в Сибири.
Лит.: Барановская М. Школы декабристов в Сибири // Учительская газета. 1965; Войтик П. Первые учителя ремесел // Профессионально-техническое образование. 1975. № 12; Декабристы и Сибирь. – Новосибирск, 1977; Завалишин Д. Записки декабристов. – СПб., 1906; Миронова И.А. Декабрист И.Д. Якушкин. – М., 1987; Паначев Ф.Г. Учительство и революционное движение в России. – М., 1986.
Из материалов Центрального музея профобразования РФ

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.