ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Найдено 1 определение
ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Традиционно под содержанием образования понимается первоначально отчужденный от учеников т.н. опыт человечества, который передается им для усвоения. Главной социальной функцией образования считается передача опыта, накопленного предшествующими поколениями людей. Эта функция лежит в основе конструирования содержания образования значительной части концепций, учебных программ и учебников, а оно само сводится к специально отобранному для усвоения объему знаний, умений и навыков. Считается, что в данном, знаниево-ориентированном, типе обучения глубина понимания учениками определенного фрагмента действительности пропорциональна количеству изученного материала.
В образовании другого — личностно-ориентированного, типа представление о содержании образования меняется. Внимание концентрируется на деятельности самого ученика, его внутреннем образовательном приращении и развитии. Образование в этом случае — не столько передача знаний, сколько «образовывание», формирование себя. Учебный материал оказывается здесь не предметом усвоения, а внешней составляющей образования, образовательной средой для деятельности ученика. Дидактические функции одного и того же учебного материала в знаниево-ориентированном и личностно-ориентированном обучении оказываются разными: в первом случае содержание передается учащимся для усвоения, во втором — для организации деятельности по созданию личностного содержания образования, которое выступает образовательным продуктом ученика.
Если образовательный процесс входит в содержание образования, то возникают вопросы, например: каково должно быть соотношение деятельностных и недеятельностных компонентов содержания образования? Каков набор деятельностей, входящих в состав деятельностного содержания образования? Кто или что является источником и носителем этих деятельностей? Является ли отраженный в содержании образования образовательный процесс проектом предстоящей деятельности учителя и учеников, или это и есть тот реальный и всегда уникальный процесс обучения, который они осуществляют?
Ответ на последний вопрос («Да, содержание образования существует только в процессе обучения как его непрерывно генерируемый результат») полностью меняется традиционный смысл образования. Образование (его содержание) становится атрибутом ученика, его личностным качеством. Такое образование невозможно «дать», оно наполняется содержанием только в образовательной деятельности ученика.
Новое понимание помогает решить глобальную проблему отчуждения ученика от собственной деятельности с распространенными негативными следствиями: шпаргалками, списыванием, «скачиванием» из сети рефератов, неадекватным оцениванием образовательных результатов учеников, лицемерием в школе. От роли деятельности в содержании образования зависят все уровни дидактической системы, начиная с целей обучения и завершая системой самосознания и самооценки результатов.
В традиционной дидактике обучение представляется как формирование ЗУНов. Объясняют это тем, что они легко поддаются контролю с помощью тестов, контрольных, устных ответов. Однако более адекватным следует считать интерпретацию обучения как освоения учащимися различными видами деятельности (деятельность — более широкое понятие, так как кроме знаний, умений и навыков предполагает мотивационный, оценочный и другие аспекты обучения).
Среди подходов к анализу деятельности существуют, по крайней мере, два: психологический и методологический. Психологический подход основан на работах научной школы А.Н.Леонтьева и близких к ней школ: деятельность редуцируется к деятельности индивида, трактуется как его атрибут (деятельность осуществляет субъект). Образование с этой точки зрения есть система сменяющих друг друга деятельностей. Деятельность, по мнению А.Н.Леонтьева, — единица жизни, опосредованной психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире. Деятельность — мотивированный процесс использования учеником тех или иных средств достижения собственной или внешне заданной цели (для этого выделяются субъект, процесс, предмет, условия, способы, результаты). Деятельность раскладывается на отдельные действия: постановка цели, уточнение задач, выработка плана, установок, схем предстоящих действий. После этого ученик приступает к предметным действиям, использует определенные средства и приемы, выполняет необходимые процедуры, сравнивает ход и промежуточные результаты с поставленной целью, вносит коррективы в последующую деятельность.
В методологическом подходе носителем деятельности является не отдельный индивид, деятельность есть субстанция сама по себе, которая захватывает индивидов и тем самым воспроизводится. Попытки определить в данном случае носителя деятельности и ее минимальную единицу приводят к проблеме: во время поисков всегда придется выходить за рамки деятельности одного человека или даже взаимосвязанных групп людей и механизмов. Оказывается, что существует лишь одна единица — универсум человеческой деятельности (Г.П.Щедровицкий, 1997).
Различия в толковании деятельности сопряжены с понятием человека, его функциями и ролью по отношению к деятельности. Является ли он носителем индивидуальных деятельностей, из совокупности которых складывается универсум человеческой деятельности, или, наоборот, человек есть воплощенная в индивидуальном случае некая универсальная деятельность? Особенно актуальным данное противоречие становится, если перейти от общего понятия деятельности к понятию образовательной деятельности.
Чтобы разрешить это противоречие, надо разделять содержание образования на два компонента: внутренний и внешний. Внешнее по отношению к ученику содержание образования характеризуется той образовательной средой, которая обеспечивает развитие личности. Внутреннее содержание образования — это содержание, которое является атрибутом самой образовывающейся личности. Внутреннее содержание — не просто отражение внешнего, оно создается на основе личного опыта. Освоение внешнего содержания образования должно сочетаться с организацией личной деятельности ученика по формированию его внутреннего образовательного содержания.
Внешнее содержание образования концентрируется в понятии «образовательная область». В нем также две составляющие — реальная действительность (предмет изучения наук и соответствующих учебных курсов) и знания о ней (результаты научной деятельности по изучению реальной действительности). Внешняя образовательная область имеет две взаимосвязанные составляющие: реальный мир и учебные курсы.
Личностное понимание образовательной области приводит к пониманию ее как образовательной среды. В результате взаимодействия ученик приобретает опыт, трансформируемый им в знания, причем, не всегда совпадающие с внешне заданной образовательной средой. Отличием личностных знаний ученика является усвоенные им способы деятельности, понимание смысла изучаемой среды, самоопределение относительно нее и рефлексивно фиксируемое личное приращение.
Оба рассмотренных подхода интегрируются. Первый из них (психологический) индивидуализирует учебный процесс, выстраивая его на основе личностных качеств и особенностей ученика. Второй (методологический) — включает индивидуальность ученика в процесс общекультурной деятельности, запечатленной в форме общезначимых достижений и связанных с ними деятельностных процедур.
С позиций личностной ориентации обучения значимой оказывается первичность психологического подхода, предоставляющая ученику возможность создания образовательной продукции еще до знакомства с ее культурно-историческими аналогами. Например, первоклассник на уроках математики может конструировать собственные типы табличной формы представления чисел до того, как учитель познакомит его с готовыми таблицами сложения и умножения. В этом случае образовательные новообразования ученика по конструированию числовых таблиц, появившиеся в результате его деятельности, станут его личностной основой для последующего сопоставительного освоения таблицы Пифагора и других общепризнанных достижений, выступающих в роли образовательных стандартов.
Интегрированный, психолого-методологический контекст образовательной деятельности соединяет: 1) деятельность ученика, организуемую им совместно с педагогом и направленную на создание индивидуальной образовательной продукции; 2) деятельность ученика и учителя по установлению места и роли ученической образовательной продукции в деятельностной структуре и генезисе предметных общечеловеческих знаний. Этот подход — от деятельности ученика по освоению реальности к внутренним личностным приращениям и освоению культурно-исторических достижений — суть деятельностного содержания образования.
Структура школьных образовательных стандартов имеет два уровня: «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования» и «Требования к уровню подготовки выпускников». Деятельностное содержание находит отражение в обоих компонентах стандартов: в обязательном минимуме — в форме видов и способов деятельности, а также ключевых компетенций; в требованиях к уровню подготовки выпускников — в форме соответствующих умений, навыков и сформированных компетентностей.
«Минимумы» и «Требования» связаны между собой. В знаниевой парадигме эта связь объясняется так: «Минимум» — это то, что школа должна «дать» ученику, а «Требования» — то, что ученик должен усвоить. Соотношение между двумя компонентами стандартов строится в русле «передаточной» педагогики: школа «дает», ученик «берет». В результате у детей формируется иждивенческое отношение к школе и жизни: ведь школа не учит человека действовать и создавать образовательную продукцию, не воспитывает как творца и деятеля.
В личностно-ориентированной парадигме «Минимумы» и «Требования» соотносятся между собой на деятельностной, продуктивной основе. Она предполагает развитие личностных качеств, позволяющих действовать созидательно, создавая образовательную продукцию в каждой изучаемой области. В математике это могут быть предложенные учеником способы построения таблиц сложения чисел, в литературе — сочинения, в естествознании — исследования, в информатике — простейшие программы или веб-странички.
Включаемые в «Минимумы» способы деятельности предлагаются ученикам для освоения с целью развития их личностных качеств — знаний, умений, навыков, способностей, которые раскрываются в «Требованиях».
Деятельностное содержания образования характеризует и понятие компетенций. Компетенции включаются в «Минимумы» как совокупности взаимосвязанных знаний и способов деятельности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов. Компетенции предлагаются ученикам для овладения, для формирования соответствующих компетентностей (под компетенцией имеется в виду некоторое отчужденное, заданное требование к образовательной подготовке ученика, а под компетентностью — уже состоявшееся его личностное качество). Компетенции входят в «Минимумы», компетентности — в «Требования».
Источниками деятельностного содержания образования могут быть:
1. Способы деятельности, характерные для наук и областей деятельности человека, например, деятельностное содержание «истории» включает способы именно исторической деятельности (работать с архивами, ориентироваться в реальных исторических событиях и т.д.), а не только способы учебной деятельности по изучению готовых исторических знаний. Первый источник деятельностного содержания образования применяется: а) как необходимый компонент репродуктивного усвоения учениками (дети разучивают базовые способы и техники деятельности по учебному предмету), б) как культурноисторический аналог уже освоенных учениками способов деятельности. Поскольку в содержание наук входят добытые знания и методы их добывания, в содержании образования присутствуют обе составляющие.
2. Способы общеучебной деятельности, отличающиеся от предыдущих способов направленностью не на научные достижения (исследовать конкретную проблему по первоисточникам), а на общеучебные приращения ученика (научиться работать с книгой). Второй источник — это набор способов, видов деятельности и образовательных технологий, соотносящихся со спецификой образовательных целей и задач на каждом этапе обучения детей в соотношении с динамикой их возрастного и индивидуального развития. Ценность этого компонента деятельности чрезвычайно велика: она обладает свойством переноса практически в любую образовательную область или учебный предмет.
3. Рефлексивно проявленные и зафиксированные учеником способы его образовательной деятельности; владение различными способами рефлексии — графическими, вербальными, эмоциональнообразными — необходимое требование к ученику в личностно-ориентированной парадигме образования, поскольку включает его в образовательный процесс в качестве субъекта деятельности. Третий источник деятельностного содержания образования представляет собой осознанные и освоенные учениками способы их образовательной деятельности. Получая и оформляя свои познавательные результаты, сопоставляя их с культурно-историческими аналогами и результатами других учеников, школьник выполняет множество логических, образных, интуитивных и иных действий, которые в совокупности представляют собой технологию его обучения. Выявленные с помощью рефлексии способы деятельности ученика составляют полноценную часть содержания его образования.
А.В.Хуторской
Литература: Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. — М.: Изд-во МГУ, 2003.

Источник: Антропологический деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
158.82 кб

Деятельностное содержание образования: современная дискуссия

Игнатьева Г.
Читать PDF
186.21 кб

Системно-деятельностный подход к содержанию и методике дошкольного образования в 30-е годы XX века

Захарищева Марина Алексеевна, Куликова Татьяна Сергеевна
В статье кратко изложено современное представление о сущности системно-деятельностного подхода и сделан ретроспективный анализ структурных компонентов содержания дошкольного образования в 30-е годы XX века.
Читать PDF
459.69 кб

Деятельностное содержание литературного образования в школе как средство развития самоопределения ст

Полькина С.Н.
В данной статье представлены результаты теоретического исследования, направленного на раскрытие деятельностного содержания литературного образования в школе, представлены методические аспекты его реализации в школе, способствующие
Читать PDF
1.63 мб

Проектирование фундаментального ядра содержания педагогического образования на основе деятельностног

Сергиенко Александра Юрьевна
В статье обосновывается необходимость использования деятельностного подхода при проектировании фундаментального ядра содержания педагогического образования с учетом гуманитарной парадигмы профессии учителя.
Читать PDF
105.57 кб

СУБЪЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПЕРСОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕН

Зоголь Светлана Геннадьевна
В статье рассматривается субъектно-деятельностное содержание педагогического образования как психолого-педагогическое условие формирования персональной компетентности будущего учителя.