ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ВЗАИМООЦЕНКА

Найдено 1 определение
ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ВЗАИМООЦЕНКА
процесс выбора детьми учителя в любой момент времени, без дополнительных пояснений для взрослых. В образовательном процессе (по Ананьеву) всегда существует разнонаправленная система оценивания друг друга всеми субъектами образования. Оценивание выражается словами, ярко выраженными эмоциями, различными действиями. Дети оценивают учителей, равно как и учителя оценивают детей. Этот процесс всегда — взаимооценка.
В классно-урочной школьной системе учителя имеют еще один путь оценивания детей, выраженный в выставлении им отметок за ту или иную деятельность, знания или поведение. Это — искусственный прием однонаправленного оценивания, делающий школу особой (единственной в своем роде) технической системой, в оборот которой попадают дети.
Чтобы разрушить замкнутый цикл попыток безуспешной технической обработки и сортировки (по отметкам) детей, было введено понятие деятельностной взаимооценки, а затем ее практическое применение (в частности, в Школе самоопределения) — официально закрепленное за детьми право выбирать учителя в любое время и без дополнительных пояснений для взрослых. В этой ситуации деятельность детей — процесс постоянного выбора места и формы занятий.
На деятельностной взаимооценке базируется модель «Паркшколы» Милослава Балабана. В западных странах деятельностная взаимооценка используется в образовании в демократических школах. Одна из старейших авторских школ такого типа — школа «Саммерхилл» (Великобритания). Ее идейным вдохновителем и учредителем был Александр Нилл, теперь школу возглавляет его дочь.
О.М.Леонтьева
Литература:
Леонтьева О.М. Приложение. Школа-парк сегодня и в будущем // Балабан М. А. Школа-парк. Как построить школу без классов и уроков. — М.: «Первое сентября», 2001.

Источник: Антропологический деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005