ДЕФЕКТЫ РЕЧИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Дефекты речи
Неясная или запинающаяся речь, картавость, шепелявость и другие трудности речи часто встречаются между двумя и пятью годами, когда дети учатся говорить и выражать себя в словах. В большинстве случаев это проходит, если жизнь ребенка протекает в здоровой, счастливой и спокойной обстановке.
Однако от 5 до 7 % детей не избавляются от своего дефекта речи. И только в небольшом числе случаев это связано с физическими причинами, например плохим слухом, «волчьей пастью», последствиями церебрального паралича или других серьезных заболеваний, перенесенных в младенчестве. Многие нарушения речи возникают, когда ребенок учится говорить. И если родители и воспитатели понимают, как лучше помочь ему в этом, многих дефектов речи можно избежать.
Для того чтобы произнести единственное слово, согласованно двигается почти сотня мышц. Эта мышечная активность в основном неосознанная. Ребенок не может исправить какую-то ошибку в произношении просто по указанию. Когда его прерывают, заставляют повторить слово, наказывают, стыдят, то тем самым делают его более неуверенным и беспокойным. Ровное, терпеливое исправление ребенка помогает ему осознанно произвести действия, которые улучшат его речь.
Дети учатся говорить, имитируя окружающих. Многие вырастают с неясной речью, гнусавым голосом или придыханием в результате подражания находившимся рядом с ними взрослым, которые страдали такими же дефектами. Родители помогут своим детям выработать ясную речь и приятный голос, разговаривая с ними четко, ровно и не торопясь.
Шепелявость и картавость являются обычно языком малышей, оставшимся с младенчества. Некоторые дети дольше осваивают определенные согласные звуки и заменяют их более легкими. Ребенок может также сюсюкать по другим причинам: с ним долго обращались как с малышом, умилялись его искаженным словам, или он ревнует к новорожденному брату или сестре. Когда ребенок с такой речью пойдет в школу, другие дети могут смеяться над ним. Поэтому еще до школы необходима консультация логопеда.
Родители обычно не осознают, как часто они невнимательны к ребенку, пытающемуся что-то рассказать, как они прерывают его или заканчивают фразу за него. Малыш, который боится, что его не дослушают, раскритикуют или не одобрят то, что он собирается сказать, начинает запинаться. Ребенок может заикаться только из-за того, что не находит нужного слова или не может его произнести. В три-четыре года мысли и вопросы приходят быстрее, чем их можно выразить.
Ребенок иногда заикается, если, рассказывая что-то, боится, что будет за это наказан или огорчит мать, или его заставляют рассказать подробно о каком-то несчастном случае, сильно потрясшем его.
Иногда обнаруживается, что у заикающихся детей был несчастливый опыт, связанный с органами речи: например, малыша силой кормили, наказывали за сосание пальца, шлепали по рту.
Некоторые эмоциональные ситуации, напрямую не связанные с речью или ее органами, могут также способствовать заиканию. Часто за заиканием ребенка кроется напряжение, беспокойство, слишком строгое или, наоборот, излишне опекающее отношение со стороны родителей. Беспокойство ребенка, неуверенного в отношениях между родителями, может проявиться в речевых трудностях.
Многие дети заикаются только в определенных ситуациях, например, когда их вызывают к доске, когда они говорят по телефону или с незнакомыми людьми. Ребенок может заикаться, говоря со взрослыми, или только с одним из родителей, или когда сердит. Другой, наоборот, может говорить гладко, только когда сердится.
Раннее заикание может со временем пройти, по мере того как ребенок будет свободно произносить больше слов. Родители должны стараться избегать причин, вызывающих у малыша напряженность, спешку, волнение, следить, чтобы он больше отдыхал и давал выход своей энергии. Они также могут проводить с ним больше времени, разговаривая о том, что его интересует, не подгоняя и не исправляя его речь. Ребенку необходимо чувствовать дружеское внимание родителей и знать, что у них есть время выслушать его, каким бы образом он ни высказался.
Если заикание закрепляется и становится устойчивым, разумно обратиться к специалисту. В ранней стадии заикания ребенок еще не осознает, что в его речи что-то не так, и, если это неведение продолжается, дефект, скорее всего, пройдет. Если же заикание становится хроническим, то рано или поздно другие заставят малыша осознать это, и он мимикой или другими жестами может помогать словам выходить. Эта стадия, называемая вторичным заиканием, намного сложнее поддается излечению.
Рекомендуется внимательно отнестись к выбору логопеда, при этом необходимо учитывать личность ребенка и причины его речевого недостатка.

Источник: Толковый словарь для современных родителей. М. Слово 2010.

ДЕФЕКТЫ РЕЧИ
нарушение (дислалия) или затруднение (паралалия) произношения отдельных звуков при здоровом или повреждённом слухе; нормальном или дефектном артикуляционном аппарате.
Выделяются различные формы дислалии: мономорфная, при которой страдает произношение одного звука или группы однотипных звуков (с — з — ц или ш — ж — ч); полиморфная (сложная), при которой страдает произношение нескольких звуков из разных групп (с — р — к — ш; ж—ш—р — ци др.); физиологическая (возрастная), при которой нарушение звукопроизношения наблюдается до 5 лет, что обусловлено недостаточным развитием органов артикуляционного аппарата; функциональная, при которой наблюдается нарушение произношения без отклонений в развитии артикуляционного аппарата, слухового и периферического артикуляционного аппарата и в функционировании центральной нервной системы; органическая (механическая), обусловленная наследственными, врождёнными или приобретёнными анатомическими дефектами периферического артикуляционного аппарата.
К причинам, не связанным с патологиями артикуляционного и слухового аппаратов и центральной нервной системы, относятся: соматические (обусловленные хроническими заболеваниями); социальные: (обусловленные невниманием родителей и педагогов к проблемам произношения у ребёнка, билингвизмом родителей, неправильным произношением звуков взрослыми из окружения ребёнка); недоразвитие фонематического слуха.
Формы проявления нарушения произношения звуков: нарушения произношения свистящих (с, з, ц) и шипящих (ш, ж, ч)звуков (сигматизмы) или их затруднённое произношение (парасигматизмы); нарушения произношения сонорных звуков (л, м, н); нарушения произношения сонорного звука \р\; нарушения произношения заднеязычных звуков (г, к, х); нарушение произношения звука [й]; замена звонких согласных глухими или их смешение; замена мягких согласных твёрдыми или их смешение.
Специфическими нарушениями, связанными с патологиями органов, являются дизартрия, ринолалия, заикание, афазия, алалия, тахилалия, брадилалия, дислексия, дисграфия. Нарушение произношения при дизартрии обусловлено поражением заднелобных и подкорковых отделов мозга, недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой (недостаточная иннервация). Ринолалия вызывается нарушением резонаторной функции носовой полости и проявляется в гнусавости, изменении тембра голоса и искажённом произношение звуков, может быть результатом нарушения проходимости полости носа или носоглотки либо произнесения звуков с прохождением воздуха не только через рот, но и через нос. Заикание представляет собой частое повторение звуков, или слогов, или слов, иногда их пролонгацию; либо частые остановки или нерешительность в речи, обусловленные генетическими и неврологическими факторами. Алалия обусловлена повреждением речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговыми заболеваниями или травмами, перенесёнными в доречевой период жизни. Проявляется в полном отсутствии или недоразвитии речи у детей при нормальном слухе и сохраняющемся интеллекте, напр., в наличии лепетных отрывков слов, в грубых нарушениях грамматического строя, ограниченности запаса слов, затруднении в усвоении чтения и письма. Афазия является системным нарушением сформировавшейся речи, возникает при органических поражениях речевых отделов коры головного мозга как последствие травм, опухолей, инсультов, воспалительных процессов и психических заболеваний; проявляется в грубых нарушениях чтения и письма, трудностях переключения с одного слова на другое и называния предметов речи. Афазия отличается от алалии, прежде всего, тем, что возникает вследствие органического поражения определённых участков коры больших полушарий мозга в период сложившейся речи, в возрасте не ранее 2,5 — 3 лет и проявляется в потере уже имевшейся речи. Тахилалия является формой нарушения устной речи, выражающейся в патологически быстром темпе речи, зачастую сопровождается повторением или пропуском слогов, что не замечается говорящим. Тахилалия, по мнению В. А. Куршева и других исследователей, органически обусловлена нарушением центрального речевого механизма и наследственностью. Брадилалия представляет собой нарушение, при котором речь становится чрезмерно замедленной, с растягиванием гласных звуков, с вялой, нечёткой артикуляцией, является следствием нарушений функций головного мозга. Дислексия обусловлена нарушением высших психических функций и проявляется в нарушении связности речи, повторяющихся ошибках в оформлении речи, постоянном использовании простых предложений и избегании сложных. Дисграфия обусловлена неврологическими и психическими нарушениями, влияющими на процесс письма и заключается в искажении звукосло-говой структуры слова, нарушении слитности написания отдельных слов в предложении, трудности при порождении или восприятии предложений на письме.
Исправление Д.р. осуществляется с помощью логопедической и психотерапевтической коррекции и специфического лечения при органической форме нарушения звукопроизношения.
Лит.: Беккер К.-П., Совак М. Логопедия. М., 1981; Коган В. Алалия // Справочник по психологии и психиатрии детского возраста. СПб., 1999; Лурия А. Р. Учение об афазии в свете мозговой патологии. М., 1940; Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., 1976; Понятийно-терминологический словарь логопеда. М., 1997; Правдина О.В. Логопедия. М., 1973; Ретюнский К.Ю. Клиника и терапия заикания с неблагоприятным затяжным течением: КД. Челябинск, 1998; Селивёрстов В.И. Заикание у детей. Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. М., 2001; Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. М., 1961; Логопедия: учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений. М., 2002.
А.Н. Смолина

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
179.36 кб

Роль педагога-вокалиста в устранении дефектов речи у детей

Гузовская Александра Сергеевна
Статья посвящена роли педагога-вокалиста в устранении дефектов речи (заикания) детей. Данную проблему предлагается решать комплексно, интегрируя возможности логопедии, психологии, педагогики, социологии, музыкального искусства.
Читать PDF
953.94 кб

К вопросу о первичных и вторичных нарушениях в структуре дефекта общего недоразвития речи

Янченко Ирина Владимировна
В статье рассматривается общее недоразвитие речи как речевая патология с первичными и вторичными нарушениями в структуре дефекта; описывается экспериментальное исследование по изучению личностных качеств детей разного возраста, вл
Читать PDF
89.08 кб

Восстановление звукообразования и речи у онкологических больных с дефектами верхней челюсти

Кулаков А. А., Чучков В. М., Матякин Е. Г., Романов И. С., Ахундов А. А., Мудунов А. М., Федотенко С. П., Федотов Н. Н., Подвязников С. О., Кропотов М. А., Жарков О. А., Чижова А. В., Чучков М. В.
Оценка качества речи была проведена у 188 больных с приобретенными дефектами верхней челюсти.
Читать PDF
136.96 кб

Изучение структуры дефекта у детей четырехлетнего возраста с общим недоразвитием речи в условиях дош

Мустаева Е. Р.
В статье представлены результаты изучения вербальных и невербальных нарушений у детей четырехлетнего возраста с общим недоразвитием речи в условиях дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида.
Читать PDF
249.22 кб

Особенности здоровьесберегающей и образовательной деятельности учителя-дефектолога по развитию речи

Ромашкина Елена Николаевна
В статье представлены особенности работы учителя-дефектолога по развитию речи у детей с нарушением интеллекта, использующего в образовательной деятельности здоровьесберегающие технологии.