ДЕФЕКТОЛОГИЯ

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ДЕФЕКТОЛОГИЯ
наука, изучающая особенности развития, обучения и воспитания детей с физическими и психическими недостатками [80, c. 524].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

ДЕФЕКТОЛОГИЯ
(лат. defectus недостаток) наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

ДЕФЕКТОЛОГИЯ
(от лат. defectivus – несовершенный + logos – учение, наука) – наука о психофизических особенностях развития детей с психическими и (или) физическими недостатками, о закономерностях их воспитания, образования и обучения.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Дефектология
наука о психофизических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания. В Д. входит ряд разделов специальной педагогики: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

Дефектология
(от лат. defectus – недостаток + логия) – (педагогика специальная) наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания. Включает: логопедию, олигофренопедагогику, сурдопедагогику, тифлопедагогику.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

ДЕФЕКТОЛОГИЯ
(лат. defectus - недостаток + греч. logos – учение) - наука о закономерностях развития детей с физическими и/или психическими нарушениями, разрабатывающая методы их воспитания обучения, социальной реабилитации и абилитации. См.: Абилитация. Компенсация. Коррекция. Реабилитация.

Источник: Терминологический словарь по логопедии и нейропсихологии.

Дефектология
научно-методический журнал. Выходит с 1969 г. В «Д.» освещаются проблемы воспитания, обучения и трудовой подготовки аномальных детей. В «Д.» публикуются материалы о подготовке кадров дефектологов, критико-библиографические обзоры, хроника, консультации для педагогов и родителей.

Источник: Коррекционная педагогика и специальная психология: словарь

Дефектология
от лат. defectus — недостаток, греч. logos — слово, учение) — наука о психофизических особенностях развития детей с физическими и психическими недостатками (глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых и слабовидящих, умственно отсталых, логопатов, с нарушением опорно-двигательного аппарата и др.), закономерностях их воспитания, обучения и образования. «

Источник: Коррекционная педагогика и специальная психология: словарь

Дефектология
[лат. defectus – недостаток + …логия] – 1) наука, изучающая клинико-физиологические и психолого-педагогические закономерности и особенности развития аномальных детей, проблемы их обучения и воспитания; включает логопедию, олигофренопедагогику, сурдопедагогику, тифлопедагогику; 2) наука, изучающая особенности развития, обучения и воспитания детей с психическими и физическими недостатками.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

ДЕФЕКТОЛОГИЯ
(лат. defectus – недостаток и греч. logos – слово, учение) — наука о психофизиологических особенностях развития детей с физическими и психическими недостатками (глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, умственно отсталых, детей с нарушениями речи и др.), закономерностях их воспитания, образования и обучения. Дословный перевод термина Д. означает наука о дефектах. По сути же, Д. не сводится только к изучению дефектов развития – это и наука о воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии.

Источник: Словарь-справочник по специальному образованию

Дефектология
наука о закономерностях и особенностях развития детей с физическими и психическими нарушениями, о принципах, методах, формах организации их воспитания и обучения. Дефектология – интегративная область научного знания, органично соединившая клинико-физиологическое и психологопедагогическое направления исследований процессов развития и обучения детей. Основной задачей дефектологии является разработка теоретических и прикладных основ системы комплексной – медико-психолого-педагогической – помощи детям различных возрастов с различными нарушениями в развитии.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

Дефектология
лат. – недостаток; гр. – слово) – наука о психофизиологических особенностях развития, воспитания и образования детей с физическими и психическими недостатками (глухих, слабослышащих, слепых, логопатов и др.). Это одна из отраслей педагогического знания, занимающаяся аномальными (дефективными) детьми. Ее ветви: сурдопедагогика (педагогика воспитания и образования слепых и слабовидящих детей), олигофренопедагогика (педагогика воспитания и образования детей с недостаточным умственным развитием), логопедия (педагогика развития детей с нарушением речи). Частично дефектология занимается детьми с задержкой психического развития.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Дефектология
(от лат. defectus - недостаток и ... логия) - научная отрасль, изучающая закономерности и особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и вопросы их обучения и воспитания. В Д. входят специальные педагогики: сурдопедагогика (изучающая процессы воспитания и обучения детей с недостатками слуха); тифлопедагогика (процессы воспитания и обучения детей с дефектами зрения); олигофренопедагогика (проблемы воспитания и обучения умственно отсталых детей); логопедия (проблемы изучения и исправления недостатков речи). Д. включает также проблемы обучения и воспитания детей со сложными дефектами (слепоглухонемота, слепота или глухонемота с интеллектуальными нарушениями и др.). К Д., кроме того, относятся специальная психология, охватывающая психологическое изучение детей с упомянутыми выше дефектами развития, а также сурдотехника и тифлотехника, разрабатывающие технические средства обучения, коррекции и компенсации дефекта. Внутри Д. продолжается дифференциация и возникновение новых областей (например, области изучения детей с временными задержками психического развития, с двигательными нарушениями и др.); в область Д. включаются вопросы, связанные с общеобразовательной и профессиональной подготовкой взрослых с дефектами, например зрения и слуха. Как целостная отрасль знания Д. складывается в результате развития и сближения отдельных еѐ областей, установления общих закономерностей в развитии, обучении и воспитании детей с разными видами дефектов. Большое значение для выявления этих закономерностей имеет применение комплексного разностороннего подхода к изучению аномальных детей с участием педагогов, врачей, физиологов, психологов и др. специалистов. Клинико-физиологическое и психологическое изучение аномальных детей составляет естественнонаучную основу входящих в Д. специальных педагогик. На данных этого изучения базируется решение вопросов о сроках, системе и методах обучения и воспитания детей с тем или иным типом нарушений в развитии, о путях и средствах коррекции и компенсации недостатков их развития через систему специального обучения и воспитания, включая их подготовку к общественно полезному труду. Д. тесно связана с рядом смежных наук - невропатологией, патофизиологией, общей и медицинской генетикой, патопсихологией, педагогической и детской психологией, общей педагогикой, языкознанием и др. В свою очередь, она даѐт уникальный материал для этих наук, а также для теории познания.

Источник: Глоссарий терминов по вопросам инклюзивного образования 2015 г.

ДЕФЕКТОЛОГИЯ
от лат. defectus — недостаток и греч. logos — слово, учение), наука о психофизиол. особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания. В Д. входит ряд разделов специальной педагогики: сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих), тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обучение и воспитание лиц с недостатками умственного развития) и логопедия (обучение и воспитание лиц с нарушениями речи). Д. изучает также проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психич. развития, а также со сложными дефектами (напр., слепоглухонемота, сочетание слепоты и умственной отсталости и т. п.). К Д. относятся специальная психология, охватывающая психол. проблемы изучения аномальных детей, а также сурдотехника и тифлотехника, разрабатывающие техн. средства обучения, коррекции и компенсации дефекта. Как целостная наука Д. сложилась в результате развития и сближения отд. ее областей, установления общих закономерностей в развитии, обучении и воспитании детей с разными видами дефектов,
Теоретич. основы отеч. Д. были заложены Л. С. Выготским, к-рый определил общие закономерности развития и обучения аномальных детей разных категорий, осн. принцип коррекции имеющихся нарушений. Важную роль в формировании Д. сыграло развитие комплексного подхода (с участием педагогов, врачей, психологов, физиологов и др. специалистов) к изучению аномальных детей. На основе клинико-физиол., психол. исследований разработано науч. обоснование процессов компенсации и коррекции дефектов развития (см. Кор-рекционно-воспитателеная работа), создана дифференцир. система уч.-воспитат. учреждений для аномальных детей. Один из осн. принципов Д. — в процессе спец. обучения и воспитания ориентирование не на дефект и ограниченный им уровень развития, а на потенциальные возможности ребенка.
Благоприятной основой для развития сов. Д. явились законодат. акты Сов. гос-ва, к-рыми обучение и воспитание аномальных детей было включено в обще-гос. систему нар. образования, а затем введено всеобщее обязат. обучение этих детей, а также созданы спец. Н.-и. учреждения и уч. заведения для подготовки специалистов-дефектологов (см. Дефектологическое образование). Науч. разработка вопросов Д. в Рос. Федерации ведется НИИ коррекционной педагогики РАО. (Москва), а также на дефектологич. ф-тах пед. ин-тов. В СССР выходили пе-риодич. издания: жури. «Вопросы дефектологии» (1928—31), периодич. сб. «Специальная школа» (1939—69). С 1969 издается журн. ч Дефектология» (Москва).
За рубежом вместо понятия «Д.» применяются более ограниченные понятия «спец. обучение» и «леч. педагогика», имеющие гл. обр. практич. направленность. Периодич. издания преим. посвящены проблемам отд. нарушений (глухота, слепота, умственная отсталость и т. д.).
Лит.: Дьячков А. И., Доброе а А. Д., Хрестоматия по истории воспитания и обучения глухонемых детей в России, М., 1949; Основы обучения и воспитания аномальных детей, под ред. А. И. Дьячкова и др., М. 1965; Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии, М. ; Лубовский В. И., Осн. прин ципы организации спец. обучения в СССР «Перспективы», 1983, № 4; Дефектология Указатель лит-ры на рус. языке, вышедшей в СССР. 1920—1973, М., 1975; Выготский Л. С., Собр. соч., т. 5 — Основы дефектологии, М., 1983; The present Situation and trends of research in the field of special education, P., 1973; H a 11 a h a n D., Kauffman J., Exceptional children. Introdu-ction to special education, Englewood Chiffs (№. J.), 1988 . В. И. Лубовский.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

ДЕФЕКТОЛОГИЯ (от лат. defectus - недостаток и греч. logos - слово, учение)
наука о закономерностях и особенностях развития детей с физическими и психическими нарушениями, о принципах, методах, формах организации их воспитания и обучения. Д. - интегративная область научного знания, органично соединившая клинико-физиологическое и психолого-педагогическое направления исследований процессов развития и обучения детей. Осн. задачей Д. является разработка теоретических и прикладных основ системы комплексной - медико-психолого-педагогической - помощи детям различных возрастов с различными нарушениями в развитии. Как область научного знания Д. начала развиваться в начале 20 в. в связи с задачами строительства в разных странах государственных систем специального образования, ядро которого составили школы для слепых, глухих и умственно отсталых детей. Ведущим и на долгие годы единственным в России научно-исследовательским центром в области Д. стал Экспериментальный дефектологический институт (ЭДИ), открытый в 1929 на базе созданной В.П. Кащенко Медико-педагогической станции. В 1943 ЭДИ был переименован в Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР (ныне Институт коррекционной педагогики РАО). Объединяя специалистов разных профилей (медиков, физиологов, психологов и педагогов) и областей Д. (сурдо-, тифло-, олиго-, лого- и др.) в решении проблем изучения и обучения разных категорий детей с нарушениями в психофизическом развитии, институт играет на протяжении всей своей истории ведущую роль в развитии теории и практики Д. как интегративной области научного знания, органично соединяющей клинико-физиологическое и психолого-педагогическое направления исследований процессов развития и обучения детей. Исключительную роль в создании и закреплении интегративного характера и целостности Д. сыграли работы Л.С. Выготского, в которых уже в 30-х гг. 20 в. были сформулированы и обоснованы общие для всех разделов Д. (сурдо-, тифло- и др.) положения о природе и сущности аномального развития, осн. на культурно-исторической теории развития высших психических функций (см.Специальная психология). В процессе развития Д. систематически расширяла сферу своих исследований. Если на первых этапах предметом внимания Д. являлись дети с выраженными и легко определяемыми нарушениями в развитии (слепота, глухота), то на последующих этапах развития Д. изучались дети, которые имеют менее выраженные нарушения, а именно слабовидящие, слабослышащие дети, дети с речевыми нарушениями, задержкой психического развития, двигательными нарушениями. В то же время выделяются и специальные разделы, охватывающие вопросы воспитания и обучения детей со сложными нарушениями (слепоглухих, слабовидящих глухих, слепых и глухих детей с интеллектуальными нарушениями) (см.Нарушения сложные). Начинаются исследования детей с ранним детским аутизмом, с нарушениями двигательными, с выраженными нарушениями интеллекта, а также исследования детей дошкольного возраста. В ходе этих исследований, проведенных в советский период, изучались особенности в развитии познавательной деятельности и словесной речи разных категорий детей. Разрабатывались психолого-педагогические основы дифференцированного специального обучения каждой категории детей. Применительно к разным категориям детей определялись психолого-педагогические условия и специальные педагогические технологии, обеспечивающие предупреждение и коррекцию имеющихся у них нарушений вторичной и третичной природы. Особое внимание уделялось разработке частных методик формирования школьно значимых навыков, обеспечивающих возможность детям с нарушениями в развитии получения цензового образования. Д. внесла весомый вклад в изучение особых образовательных потребностей разных категорий детей (см.Дети с особыми образовательными потребностями). Результаты дефектологических исследований обеспечили научно-методические основы для создания дифференцированной системы специального образования. К началу 90-х гг. система специальных (коррекционных) образовательных учреждений имела развитую горизонтальную и вертикальную структуру, включающую восемь видов специальных школ (для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, умственно отсталых детей, детей с речевыми нарушениями, задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата), шестнадцать типов специального обучения, специальные дошкольные и постшкольные (общеобразовательные и профессиональные) учебные заведения. Для каждого типа специальных школ были определены принципы обучения, формы построения учебного процесса, разработаны средства и методы обучения. Для каждой учебной дисциплины, изучаемой в специальной школе, создана система специальных учебников, методик и большое количество оригинальных наглядных пособий. Все специальные школы, за исключением вспомогательных школ (для умственно отсталых детей), давали выпускникам цензовое образование, сопоставимое с определенным уровнем общего образования, что делало возможным для них поступление в средние специальные учебные заведения и вузы. Миссия Д. на современном этапе - научное обеспечение процесса перехода к системе специального образования нового типа, ориентированной на ценности открытого гражданского общества. Приоритетными задачами современной дефектологической науки являются: создание научных основ системы раннего (с первых месяцев жизни ребенка) выявления нарушений в развитии детей и ранней комплексной (медико-психолого-педагогической) помощи; разработка научных основ интегрированного обучения и новых форм взаимодействия массового и специального образования; переосмысление соотношения стандартов образования и жизненной компетенции в системе специального школьного образования; разработка научных основ построения нового содержания специального обучения, методов и технологий качественной его индивидуализации, психологического сопровождения детей с различными нарушениями в развитии в процессе образования, содержания и методов взаимодействия специалистов с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии. Д. продолжает развиваться как комплексная наука, в основе которой лежит идея о необходимости целостного подхода к изучению проблемного ребенка. Противоречие между этимологией термина "Д." и содержанием той интегративной области научного знания, которую он в действительности обозначает, резко обострилось после ратификации в 1991 Рос. Федерацией Конвенций ООН "О правах инвалидов" и "О правах умственно отсталых", когда была осознана необходимость отказаться от употребления всех терминов, указывающих на дефект, как от терминов уничижительного характера. В число таких терминов попадает и термин "Д.", который, также как термины "аномальные дети", "аномальное развитие", начинает выходить из употребления. Проблема состоит в том, что до сих пор не найден адекватный эквивалент термина "Д.", социально приемлемого и при этом адекватно отражающего содержание данной науки именно как интегративной области знания. Вследствие этого термин "Д." продолжает использоваться специалистами в данной области, используется он и в языке междисциплинарного общения, что является предметом острых разноаспектных дискуссий: от дискуссий, касающихся формальных, этимологических аспектов данного термина, до дискуссий в области методологических основ самой науки и ее места в системе современных наук. — наука о психофизиологических особенностях развития больных детей, закономерностях их обучения и воспитания. В дефектологию входит ряд разделов специальной педагогики: сурдопедагогика - обучение и воспитание глухих и слабослышащих; тифлопедагогика - обучение и воспитание слепых и слабовидящих; олигофренопедагогика - обучение и воспитание лиц с недостатками умственного развития; логопедия - обучение и воспитание лиц с нарушением речи. (Руклинская И.Н., Петрова О.Ф., Сопова Е.В. Добровольческие инициативы в реабилитации детей с ограниченными возможностями. - Кемерово, 2001. C. 67-68) См. также Коррекционная (специальная) педагогика, Специальная педагогика

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Современные методологические основания российской дефектологической науки и практики

Матасов Юрий Тимофеевич
Обсуждаются последствия деидеологизации методологии дефектологической науки, конкретные плоды методологической открытости: уклонение от использования оскорбительных терминов в практике обучения аномальных детей, отход от позиции а
Читать PDF
0.00 байт

Профессиональный образ мира, его изучение и формирование у студентов дефектологических специальносте

Сергеева И. В.
В данной статье рассматриваются различные подходы к определению понятий «образ мира», «профессиональный образ мира».
Читать PDF
0.00 байт

О готовности к реализации основных образовательных программ по направлению "Специальное (дефектологи

Зарин Алиция Петровна
На протяжении многих лет университет и дефектологическое сообщество предпринимали большие усилия, направленные на открытие самостоятельного направления подготовки кадров, способных к осуществлению разных видов деятельности в сфере
Читать PDF
0.00 байт

Повышение профессиональной компетентности учителя-дефектолога в области взаимодействия с семьями дош

Дудко Ольга Борисовна
В современных условиях большое значение придается компетентности специалиста, работающего в системе образования.
Читать PDF
0.00 байт

Учитель-дефектолог в современном обществе: миссия и проблемы подготовки

Зарин Алиция Петровна, Кантор Виталий Зорахович
Процессы модернизации российского образования, происходящие в последние годы, существенным образом меняют идеологию и приоритеты не только в общем образовании, но и в образовании детей с проблемами в развитии.
Читать PDF
0.00 байт

Формы подготовки кадров в системе высшего дефектологического образования

Никифорова Анастасия Владимировна
Рассматривается вопрос развития организационных форм подготовки дефектологических кадров в России, который раскрывается с позиции демонстрации многообразия и вариативности форм подготовки специалистадефектолога в стране.
Читать PDF
0.00 байт

Психопрофилактика как направление профессиональной деятельности бакалавра специального (дефектологич

Зволейко Елена Владимировна
В статье обосновывается необходимость и значимость выделения психопрофилактики в качестве самостоятельного направления профессиональной деятельности бакалавра специального (дефектологического) образования, подготовленного по профи
Читать PDF
0.00 байт

Формирование готовности будущих дефектологов к осуществлению эколого-экономического образования

Шабалина Анастасия Александровна
Исследована эколого-экономическая грамотность младших школьников как промежуточный результат этого вида образования в данный возрастной период.
Читать PDF
0.00 байт

Изучение и формирование профессиональной компетентности у будущего педагога-дефектолога

Корженевич Татьяна Львовна
Рассматривается понятие «компетентность педагога-дефектолога во взаимодействии с ребенком с отклонениями в развитии», представлена структура данной компетентности.
Читать PDF
0.00 байт

Педагогические основы мониторинга качества профессиональной подготовки будущего педагога-дефектолога

Золоткова Евгения Вячеславовна
Статья посвящена проблеме поиска путей, обеспечивающих повышение качества подготовки студентов к осуществлению профессионально-педагогической деятельности.
Читать PDF
0.00 байт

Новые пути совершенствования профессиональной компетентности учителя-дефектолога

Дудко О. Б.
В современных условиях большое значение придается компетентности специалиста, работающего в системе образования.
Читать PDF
0.00 байт

Проектирование новых видов деятельности дефектолога образовательного учреждения

Рябова Наталья Владимировна, Гамаюнова Антонина Николаевна
В статье раскрыты теоретические основы проектирования новых видов педагогической деятельности дефектолога: деятельности по социальнобытовой ориентации и деятельности по здоровьесбережению учащихся с ограниченными возможностями здо
Читать PDF
0.00 байт

Дефектологическая переподготовка: ресурсы оптимизации образовательного процесса

Тушева Елена Сергеевна
В статье раскрываются ресурсные возможности оптимизации образовательного процесса дефектологической переподготовки посредством реализации личностно-ориентированной парадигмы в профессиональном образовании, внедрения блочно-модульн
Читать PDF
0.00 байт

Технология научно-педагогического исследования в процессе подготовки и переподготовки дефектологов

Костенкова Юлия Александровна, Тушева Елена Сергеевна
В данной статье рассматриваются вопросы технологии организации и сопровождения научно-педагогического исследования в процессе подготовки и переподготовки дефектологов.
Читать PDF
0.00 байт

Научный поиск: рефлексивная направленность дефектологической переподготовки педагогов

Тушева Елена Сергеевна
В статье рассматривается рефлексивная направленность дефектологической переподготовки педагогов.

Похожие термины:

  • ДЕФЕКТОЛОГИЯ, СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

    от лат defectus недостаток и греч. logos — слово, учение) — наука, изучающая особенности развития детей с психическими и физическими недостатками, а также закономерности их обучения и воспитания; включа
  • УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ

    педагогический работник, в задачи которого входит проведение учебно-коррекционной работы с обучающимися (воспитанниками), имеющими отклонения в развитии (см. также Логопед).
  • ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    отрасль высш. пед. образования, система подготовки пед. кадров для уч.-воспитат. работы с аномальными детьми. Осуществляется гл. обр. в пед. ин-тах (иногда в ун-тах). Дает квалификацию олигофренопедаг
  • ПЕДАГОГ-ДЕФЕКТОЛОГ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

    специалист получивший соответствующую квалификацию, умеющий проводить психолого-педагогическое обследование с целью определения хода психического развития, соответствия возрастным нормам; вл