Дедукция

Найдено 19 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ДЕДУКЦИЯ
логическое умозаключение от общего к частному.

Источник: Словарь педагогического обихода. Псков ПГПИ 2003

Дедукция
логическое умозаключение, движение знания от общего к частному. Противоположность – индукция.

Источник: Общие основы педагогики

Дедукция
способ познания и система изучения учебного материала от общего к частному, выведение единичного из общего.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

ДЕДУКЦИЯ
(лат. deductio выведение) логическое умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным или другим общим выводам.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

ДЕДУКЦИЯ
(от лат. выведение) - переход от общего знания о предметах данного класса к единичному (частному) знанию об отдельном предмете класса.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

ДЕДУКЦИЯ
вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев [91, c. 139].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

ДЕДУКЦИЯ
(лат. deductio – выведение) – вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждение), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

Дедукция
[лат. deductio – выведение] – метод познания, основанный на логическом умозаключении от общего к частному, от общих суждений к частным или другим общим выводам (ср. Индукция).

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

Дедукция
(от лат. deductio – выведение) – логическое умозаключение от общего к частному; переход от общего знания о предметах данного класса к единичному (частному) знанию об отдельном предмете класса; один из методов познания.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Дедукция
форма организации мысли, при которой выведение следствия не предполагает обращенности к материалу дополнительных содержаний, опирается на систему готовых понятийных средств и строится в рамках фиксированных логических требований.

Источник: Методологический словарь для стратегов

Дедукция
способ рассуждения и доказательства на основе перехода от более общих положений к более частным, один из способов прогнозирования развития и изложения материала; эффективен, когда у исследователя уже накоплен определенный опыт и знания в изучаемой области.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

ДЕДУКЦИЯ
одна из мыслительных операций – умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным выводам. (См. также мышление). Дедукция – один из теоретических методов-операций, присущий любой деятельности, в т.ч. образовательной деятельности обучающегося и педагогической деятельности. Литература: [19].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

ДЕДУКЦИЯ
от лат. deductio — выведение) — логическое умозаключение от общего к частному, выведение частного из общего; движение знания от более общего к менее общему, частному; путь мышления, который ведет от общего к частному, от общего положения к особенному. Дедукция, или дедуктивный метод, применяется только в естественных науках, особенно в математике. Противоположностью дедукции является индукция.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ДЕДУКЦИЯ
категория философии и методологии науки, имеющая два основных значения: в широком смысле любой вывод вообще, в более специфическом и наиболее употребительном смысле – доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе законов логики. Понятие, являющееся далеко идущим обобщением его аристотелевского истолкования как вывода от общего к частному

Источник: Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи

ДЕДУКЦИЯ
(от лат. deductio – выведение). Вид умозаключения от общих суждений к частному; метод познания и обучения. Является одной из основных форм изложения учебного материала и усвоения его учащимися. Большую роль Д. играет в становлении логического мышления, способствуя развитию у учащихся умения использовать уже известные знания и приобретенные навыки и умения при освоении новых. В ходе применения дедуктивного метода преподаватель обеспечивает переход от правила или обобщения к фактам и примерам их применения. Правильное соотношение Д. и индукции в обучении обеспечивает наиболее полноценные знания и умения.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Дедукция
переход от общего знания о пред метах данного класса к единичному (ча стному) знанию об отдельном предмете этого класса, один из методов позна ния. Дедукция широко применяется в обучении как одна из форм изложения учебного ма териала, особенно часто используется в геометрии. Дедуктивный подход к по строению учебного предмета позволяет вместо описания множества отдельных единичных фактов изложить общие принципы, понятия применительно к соответствующей области знания, усво ение которых позволит затем учащимся анализировать все частные варианты как их проявления. Дедукция способствует формированию логического мышле ния, воспитывает подход к каждому конкретному случаю как звену в цепи явлений, учит рассматривать их во взаи мосвязи друг с другом

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

ДЕДУКЦИЯ
переход от общего знания о предметах данного класса к единичному (частному) знанию об отдельном предмете этого класса; один из методов познания. Д. - осн. средство доказательства. Д. широко применяется в обучении как одна из форм изложения учебного материала; особенно часто используется в геометрии. Дедуктивный подход к построению учебного предмета позволяет вместо описания множества отдельных единичных фактов изложить общие принципы, понятия применительно к соответствующей области знания, усвоение которых позволит затем учащимся анализировать все частные варианты как их проявления. Д. способствует формированию логического мышления, воспитывает подход к каждому конкретному случаю как звену в цепи явлений, учит рассматривать их во взаимосвязи друг с другом. Овладение Д. раскрывает учащимся объективные связи и отношения между изучаемыми фактами и явлениями. При получении знания дедуктивным путем важно следить за правильностью посылок: формально правильное дедуктивное умозаключение, сделанное из ложных посылок, будет неверным. См. также Рассуждение

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ДЕДУКЦИЯ
(лат. deductio – выведение) –
1.) переход в познании от общего к частному и единичному, выведение частного и единичного из общего;
2.) в логике и методологии науки – процесс логического вывода, представляющий собой переход от посылок к заключениям (следствиям) на основе применения правил логики (термин Д. употребляется и для обозначения общей формальной теории логического вывода). К дедуктивным выводам постоянно прибегают в процессе познавательной деятельности. Так, применение любого общего положения (например, закона) к частному случаю осуществляется посредством дедукции. Дедуктивные умозаключения используются в процессах объяснения, а также в ходе обоснования выдвигаемых гипотез; доказательства математических теорем есть дедуктивные доказательства (Алексеев П. В., Панин А. В. Теория познания и диалектика. – М., 1991; Границы науки. – М.: ИФ РАН, 2000; Гетманова А. Д. Учебник по логике. – М.: ЧеРо, 1997; Декарт Р. Рассуждение о методе // Избр. произведения: В 2-х т. – М.: Мысль, 1989; Ивлев Ю. В. Логика. – М.: Изд-во МГУ, 1992; Ярошевець В. І. Людина в системі пізнання. – К., 1996). Е. А. Подольская

Источник: Глоссарий современного образования.

ДЕДУКЦИЯ
от лат. deductio — выведение), переход от общего знания о предметах данного класса к единичному (частному) знанию об отд. предмете класса; один из методов познания. Дедуктивные умозаключения можно использовать для предвидения на основе общих закономерностей еще не наступивших фактов, в обосновании, доказательстве тех или иных положений, а также при проверке намечаемых предположений, гипотез. Благодаря Д. в науке были сделаны важные открытия: так, на основе закона всемирного тяготения и опытных данных о движении планеты Уран была открыта планета Нептун.
Д. широко применяется в обучении как одна из осн. форм изложения уч. материала. В курсе физики, напр., наличие силы тяжести на Земле, а значит. и закон падения тел объясняется законом всемирного тяготения, т.е. дедуктивным способом. Особенно часто Д. используется в геометрии. Напр., если известно общее правило: «во всяком треугольнике сумма углов равна 180"» и положение: «данная фигура — треугольник», то следует вывод: «Значит. в данной фигуре сумма углов равна 180». В дедуктивном умозаключении новое знание добывается опосредованно, без обращения к непосредств. опыту. Дедуктивный подход к построению уч. предмета позволяет вместо описания множества отд. единичных фактов изложить общие принципы, понятия и умения применительно к соответствующей области знания, усвоение к-рых позволит затем учащимся анализировать все частные варианты как их проявления. Это открывает большие возможности для сокращения объема уч. материала и времени, необходимого для его усвоения.
Д. играет большую роль в формировании логич. мышления, способствуя развитию у учащихся умения использовать уже известные знания при усвоении новых, логически обосновывать те или иные конкретные положения, доказывая правильность своих мыслей. Д. воспитывает подход к каждому конкретному случаю как звену в цепи явлений, учит рассматривать их во взаимосвязи друг с другом. В результате дедуктивного рассуждения школьник добывает данные, выходящие за пределы исходных условий, и, используя их, приходит к новым выводам. Включая объекты исходных положений во все новые связи, он открывает в них новые свойства. Это способствует развитию активности и «продуктивности» мышления. Видное место занимает Д. в формировании причинного мышления учащихся. Овладение Д. раскрывает учащимся объективные связи и отношения между изучаемыми фактами и явлениями. Д. помогает применять имеющиеся у учащихся знания на практике, использовать общие теоретич. положения, носящие часто абстрактный характер, к конкретным явлениям, с к-рыми учащимся приходится сталкиваться в жизни, в уч. деятельности. Д. — один из осн. путей, обусловливающих связь шк. знаний с жизнью.
При получении знания дедуктивным путем очень важно следить за правильностью посылок: формально правильное дедуктивное умозаключение, сделанное из ложных посылок, будет неверным. Необходимо уметь правильно относить частные случаи к той категории явлений, на к-рую распространяется данное общее положение. Именно это представляет наиб. трудности для учащихся: они не всегда могут понять данный конкретный случай как проявление уже известного им общего правила. Полноценное овладение учащимися намеченным содержанием, в т. ч. построенным по дедуктивному принципу, зависит от соблюдения общих психол.-пед. требований, предъявляемых к процессу усвоения.
Дедуктивный способ познания тесно связан с индуктивным (см. Индукция), к-рый состоит в переходе от единичных фактов и примеров к общему положению. В шк. обучении используется, как правило, индуктивно-дедуктивный метод. когда от частных случаев осуществляется переход к общему положению, а затем осмысливаются др. частные факты. Напр., индуктивным путем формируется понятие о типе задач (ученики решают ряд задач данного типа, выделяя типичное, существенное для них). Затем, встречая к.-л. задачу, ученик, анализируя ее содержание, находит те существенные признаки, к-рые характерны для задач этого вида и определяют тип задачи. Так, добытый индуктивным путем общий закон становится основой получения новых выводов дедуктивным путем.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 1

Похожие термины:

  • ДЕДУКЦИЯ В ОБУЧЕНИИ

    форма умозаключения, при которой новое знание о предмете выводится на основании знания общих для данного класса предметов, правил, положений.
  • Дедукция (дедуктивный метод) в методике изобразительного искусства

    использование в контексте науки умозаключений, в которых новое знание выводится не путем обобщения наблюдавшихся фактов, (см. статью «Индукция»), а на основании более общих закономерностей, модел
  • ИНДУКЦИЯ И ДЕДУКЦИЯ

    методы научного познания, связанные между собой как анализ и синтез. Под индукцией в широком смысле понимается совокупность эмпирических приемов и методов перехода от известного к неизвестному,