ДЕЦЕНТРАЦИЯ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Децентрация
умение учителя ставить себя на место ученика, видеть все происходящее не только своими глазами, непредвзято воспринимать его маленькие и большие проблемы, понимать порождающие их причины (Бодалев А.А.)

Источник: Педагогическая психология

Децентрация
психол.) - механизм преодоления эгоцентризма, в основе которого лежит способность субъекта к принятию роли или взглядов другого человека. Играет значительную роль в развитии самостоятельного творческого мышления.

Источник: Педагогическая антропология. Словарь

ДЕЦЕНТРАЦИЯ
один из механизмов развития познавательных процессов личности, формирования ее моральной зрелости и совершенствования навыков общения; функционирует на основе способности к восприятию точки зрения др. людей. Ключевое понятие в теории Ж. Пиаже, в к-рой она определяется как механизм преодоления эгоцентризма и означает процесс преобразования смысла образов, понятий и представлений ребенка с учетом возможных точек зрения др. людей. Играет значительную роль в развитии самостоятельного творческого мышления.

Источник: Педагогический словарь

Децентрация
один из механизмов развития познавательных процессов личности, формирования её моральной зрелости и совершенствования навыков общения, функционирует на основе способности к восприятию точки зрения другого человека. Децентрация – одно из ключевых понятий теории Ж. Пиаже, в которой она определяется как механизм преодоления эгоцентризма и означает процесс преобразования смысла образов, понятий и представлений ребёнка с учётом возможных точек зрения других людей. Источник децентрации – общение с другими людьми, в ходе которого происходит столкновение противоречивых представлений, побуждающее личность изменять собственную познавательную позицию.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

ДЕЦЕНТРАЦИЯ
один из механизмов развития познавательных процессов личности, формирования ее моральной зрелости и совершенствования навыков общения; функционирует на основе способности к восприятию точки зрения другого человека. Д. - одно из ключевых понятий теории Ж. Пиаже, в которой она определяется как механизм преодоления эгоцентризма и означает процесс преобразования смысла образов, понятий и представлений ребенка с учетом возможных точек зрения других людей. Источник Д. - общение с другими людьми, в ходе которого происходит столкновение противоречивых представлений, побуждающее личность изменять собственную познавательную позицию. Уровень развития Д. существенно изменяется на различных возрастных стадиях; повышается от детского к зрелому возрасту и снижается к старости. Способность к Д. значительно снижена при некоторых расстройствах эмоционально-волевой сферы и интеллекта, что диктует необходимость соответствующих коррекционных мероприятий. Способность к Д. наиболее эффективно формируется при соответствующем воспитательном воздействии. Недостаточное развитие этой способности не только порождает затруднения в межличностных контактах, но и может играть провоцирующую роль в возникновении некоторых психических заболеваний.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ДЕЦЕНТРАЦИЯ
один из механизмов развития познавательных процессов личности, формирования ее моральной зрелости и совершенствования навыков общения; функционирует на основе способности к восприятию точки зрения др. человека.
Д. — одно из ключевых понятий теории Ж. Пиаже, в к-рой она определяется как механизм преодоления эгоцентризма и означает процесс преобразования смысла образов, понятий и представлений субъекта путем принятия им в расчет возможных точек зрения (познават. перспектив) др, людей. Источник Д. — непосредственное или интериоризировашюе (см. Интериоризация) общение с др. людьми, в ходе к-рого происходит столкновение противоречивых представлений, побуждающее личность изменить собств. познават. позицию. В работах Пиаже и его последователей Д. рассматривается гл. обр. как один из факторов социализации дет. мышления. В дальнейшем была показана связь Д. с успешностью принятия роли другого человека (Д. Флейвелл), уровнем развития эмоционального взаимопонимания (Ф. Дойч), эффективностью межличностного взаимодействия.
Уровень развития Д. существенно изменяется на разл. возрастных стадия-х: повышается от детского к зрелому возрасту и снижается к старости. Способность к Д. варьирует также в разл. видах деятельности: в проф. взаимодействии Д. обычно осуществляется успешнее, чем в семейно-бытовых отношениях.
Способность к Д. наиб. эффективно формируется при соответств. воспитат. воздействии. Недостаточное развитие этой способности может играть провоцирующую роль в возникновении нек-рых психич. заболеваний.
Лит.: Пиаже Ж., Избр. психол. труды, пер. с франц., [М., 1969].

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF

Децентрация у дошкольников: эмпирический анализ феномена, или что на самом деле диагностируют методи

Погожина Ирина Николаевна
Показатели уровней развития умения децентрироваться, полученные у дошкольников с помощью методик Хьюза и Пиаже, сопоставлены как между собой, так и с уровнями развития логических операций (классификации, сериации) и пониманием при
Читать PDF

Эмпатия и децентрация как универсальные учебные действия в контексте формирования психологической гр

Прихожан Анна Михайловна
Рассматривается развитие эмпатии и децентрации на протяжении младшего школьного возраста и их объективного значения для решения одной из важнейших возрастных задач развития обеспечения полноценного общения со сверстниками.
Читать PDF

Децентрация времени в жизни человека зрелого возраста

Ермаков Сергей Анатольевич, Кашина Ольга Павловна
В статье с философских позиций рассматривается вопрос о децентрации времени в ее соотнесенности с жизнью человека зрелого возраста.
Читать PDF

Результаты коррекции децентрации зоны абляции роговицы по технологии «Топографически ориентированная

Семенов А. Д., Кишкин Ю. И., Майчук Н. В., Бранчевская Е. С., Макаров А. В.
Целью настоящей работы явилась оценка результатов операции «Топографически ориентированная ФРК» для лечения децентрированных зон абляции, сопровождающихся снижением остроты и качества зрения.
Читать PDF

Варианты строения вертлужной впадины и виды диспластической децентрации головки бедренной коcти во ф

Зеленецкий И.Б., Корольков А.И., Мителева З.М., Онищенко А.В., Снисаренко П.И.
Целью работы было изучить и сравнить на основе лучевых методов исследования особенности ориентации проксимального отдела бедренной кости и вертлужной впадины во фронтальной плоскости в норме и при дисплазии тазобедренного сустава.
Читать PDF

Способность к децентрации как компонент духовно-нравственной культуры школьников

Веденеева Г.И.
Анализируются результаты исследования динамики перехода от эгоцентризма к децентрации у школьников различных возрастных категорий.
Читать PDF

Особенности когнитивной и личностной децентрации младших школьников с задержкой психического развити

Глоба Н. В.
Исследование посвящено изучению познавательной и личностной децентрации у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) и проводится в русле изучения особенностей эмпатии у таких детей.
Читать PDF

Роль эгоцентризма в формировании центрации и децентрации личности врача

Меньщикова Анна Львовна
Эгоцентризм как личностная черта определяется социально-психологическими условиями формирования личности и выполняет стабилизирующие функции в структуре эго-системы.
Читать PDF

К проблеме взаимосвязи временной децентрации с самооценкой личности на этапах переживания психологич

Ясько Бэла А., Тхагалижокова Любовь В.
В статье, на примере профессионально-личностного становления врача, проходит эмпирическую проверку гипотеза о возможности рассматривать временную децентрацию личности в качестве маркера «нормативного» или «сверхнормативного» кризи
Читать PDF

Становление способности к децентрации в дошкольном возрасте

Андреева А.Д.
В статье представлены результаты экспериментального изучения развития способности к децентрации в дошкольном возрасте.

Похожие термины:

  • Децентрация личности

    лат. – удаление от центра) – разрушение сложившейся системы ценностей, отношений и собственной позиции на новую под влиянием каких-либо внешних условий. В основе децентрации личности лежит гибко
  • ДЕЦЕНТРАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

    передача центром части функций по управлению системой образования органам регионального, муниципального и местного самоуправления.