Цивилизация

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЦИВИЛИЗАЦИЯ
совокупность материальных и духовных достижений общества.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

ЦИВИЛИЗАЦИЯ
(лат. civilis – гражданский) – 1) Степень, уровень материального и культурного развития общества, народа. 2) Ступень общественного развития, следующая за варварством (по классификации Л. Моргана). 3) Современная мировая культура.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

Цивилизация
целостное общественно-историческое образование, которое характеризует ступень развития материальных и духовных сил общества, обладает качественной спецификой и отражает совокупность социально-культурного наследия в области экономики, политики, техники, науки и искусства; это материальная база культуры, форма ее технологического, экономического, правового, экологического и иного обеспечения.

Источник: Краткий терминологический словарь по библиотерапии

Цивилизация
[ < лат. civilis – гражданский, государственный] – 1) определенный уровень развития общества, материальной и духовной культуры; 2) современная мировая культура (в первом значении); 3) мыслимая как реальность совокупность живых существ со своей материальной и духовной культурой (напр., внеземные цивилизации); 4) в культурноисторической периодизации, принятой в науке XIII-XIV веков, – третья ступень общественного развития, следующая за варварством (первая ступень – дикость; введено Л. Морганом, Ф. Энгельсом).

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

Цивилизация
лат. – гражданство) – это социокультурная суперсистема, характеризующаяся единым культурно-историческим типом сознания, поведения и чувствований представляющих ее людей, а также самостоятельностью, своеобразием религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного и художественного развития. Цивилизация – сложная общественная система, имеющая свой внутренний механизм функционирования. Сущность и своеобразие цивилизаций определяются такими факторами, как географическая среда, тип ведения хозяйства, социальная организация, политическая система, духовные ценности, религия. Различают типы цивилизации: языческая, восточная, западная. Западная цивилизация характеризуется упорядоченностью, наличием юридического права, плановостью, централизованным управлением, урбанизацией и технологическим развитием. Цивилизация как бы облегчает производственную, социальную и бытовую жизнь человека, создавая технические устройства. Но более комфортная жизнь убивает развитие культуры, вымещает ее, ибо все культурные ценности можно воспроизвести технически, дешевле и быстрее. Цивилизация является основной типологической единицей истории.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ЦИВИЛИЗАЦИЯ
(от лат. сivilis – гражданский, государственный) – 1) синоним культуры; 2) уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная цивилизация); 3) ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс). Понятие «цивилизация» появилось в XVIII веке в тесной связи с понятием «культура». Философы-просветители называли цивилизованным общество, основанное на началах разума и справедливости. В XIX в. понятие «цивилизация» употреблялось как характеристика капитализма в целом, однако такое представление о цивилизации не было господствующим. Н. Я. Данилевский сформулировал типологию общей типологии культур, или цивилизаций, согласно которой не существует всемирной истории, а есть лишь история данных цивилизаций, имеющих индивидуальный замкнутый характер. В концепции Шпенглера цивилизация – это определенная заключительная стадия развития любой культуры; ее основные признаки: развитие индустрии и техники, деградация искусства и литературы, возникновение огромного скопления людей в больших городах, превращение народов в безликие «массы». При таком понимании цивилизация как эпоха упадка противопоставляется целостности и орга- ничности культуры (Ивин А. А. Философия истории. – М.: Гардарики, 2000; Моисеев Н. Н. Универсум. Информация. Общество. – М, 2000; Феномен української культури: методологічні засади осмислення / ред.: В. Шинкарук, Є. Бистрицький. – К.: Фенікс, 1996; Фролов И. Т. О человеке и гуманизме. Работы разных лет. – М.: Политиздат, 1989; Яковец Ю. В. История цивилизаций. – М. 1991; Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М: Изд-во полит. лит-ры). Е. А. Подольская

Источник: Глоссарий современного образования.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
221.95 кб

Современная цивилизация с точки зрения физики

Бордовский Геннадий Алексеевич
Читать PDF
474.45 кб

Образованность, цивилизация, культура и дух времени

Редкин П. Г.
Читать PDF
194.85 кб

Цивилизация: проблемы смысловыделения в период глобальных преобразований человеческой сущности

Пугач Валентин Николаевич
Классифицированы цивилизации по различным аспектам. Предложены авторские определения (три иерархически структурированных понятия) понятию «цивилизация». Предложено рассматривать смену цивилизаций как закономерный процесс.
Читать PDF
383.06 кб

«Цивилизация Россия»: опыт проектного подхода в патриотическом воспитании молодежи

Безгодов Дмитрий Николаевич
В статье раскрывается содержание научно-образовательного, культурно-просветительского проекта УГТУ «Цивилизация Россия». Кратко изложены общетеоретические основы проекта, а также его дидактические и методологические составляющие.
Читать PDF
341.82 кб

Культура духа и рыночная цивилизация

Шимельфениг Олег Владимирович, Солодовниченко Лилия Яковлевна
В современном обществе цель обогащения часто занимает более приоритетную позицию, чем духовные ценности.
Читать PDF
417.66 кб

Культура и цивилизация: диалектика взаимоотношений (методологические аспекты)

Потатуров Василий Александрович
В статье проводится сравнительный анализ двух важнейших составляющих социума культуры и цивилизации, ставится вопрос о методологических аспектах уточнения самих понятий «культура» и «цивилизация», представлен краткий экскурс в эти
Читать PDF
585.59 кб

Цивилизация знания и образование: вызовы XXI века (материалы круглого стола)

7 ноября 2013 г. в рамках научной школы заслуженного деятеля науки РФ, доктора философских наук, профессора, директора ИППК ЮФУ Ю.Г. Волкова состоялся круглый стол на тему «Цивилизация знания и образование: вызовы XXI века».
Читать PDF
648.33 кб

Цивилизация знания и образование: вызовы ХХI века (по материалам «Круглого стола»)

Герасимов Георгий Иванович
7 ноября 2013 г. в рамках научной школы заслуженного деятеля науки РФ, доктора философских наук, профессора, директора ИППК ЮФУ, Ю.Г. Волкова состоялся «круглый стол» на тему «Цивилизация знания и образование: вызовы XXI века».
Читать PDF
141.65 кб

Развивающееся образование: саморазвитие личности в условиях взаимопроникновения культур и цивилизаци

Читать PDF
173.64 кб

Глобализация общества и нравственное измерение современного кризиса цивилизации

Колин Константин Константинович
Проведен анализ нравственных аспектов современного глобального кризиса развития цивилизации и показано, что его основные причины находятся в гуманитарной сфере общества.
Читать PDF
395.72 кб

Распространение гуманистических взглядов западноевропейской цивилизации в России XVIII века

Стародубцев Михаил Павлович
Формирование централизованной образовательной системы России в XVIII в. обусловило распространение педагогических идей деятелей Реформации и Просвещения.
Читать PDF
867.24 кб

Духовность как вектор в преодолении гуманитарного кризиса современной цивилизации

Власова Татьяна Ивановна
Раскрывается методология изучения гуманитарных процессов, что может стать основой для конструктивного включения проблематики «духовность» в педагогику.
Читать PDF
0.00 байт

Институт цивилизации во Владикавказе

Гокоева Ксения
Читать PDF
0.00 байт

Язык – путь к цивилизации и культуре (штрихи к портрету академика Р. А. Юсупова)

Харисов Фираз Фахразович
Читать PDF
0.00 байт

Интеллектуальный потенциал высшей школы решающий фактор движения к цивилизации знания

Балакин В. С., Балакина Л. П.
В статье обосновывается актуальность перехода России к «обществу, основанному на знании». Анализируется опыт высшей школы по формированию и развитию интеллектуального капитала, в том числе и его регионального компонента.

Похожие термины:

  • ЦИВИЛИЗАЦИЯ АНТРОПОГЕННАЯ

    модель развитияобщества, в основе которой лежит кардинальная переоценка традиционных ценностей. Современная социокультурная ситуация рассматривается как переход от цивилизации техногенной к а
  • ЦИВИЛИЗАЦИЯ ТЕХНОГЕННАЯ

    исторический этап в развитии западной цивилизации, особый тип цивилизационного развития, сформировавшийся в Европе в ХУ–ХУП вв. и распространившийся по всему миру вплоть до конца XX в. Главную рол
  • Педагогика Западной цивилизации

    представление об обучении и воспитании с I тысячелетия до и. э. в древнегреческих полисах до наших дней, в основе которого лежали политическая активность граждан, распространение свободомыслия и и
  • Болезни цивилизации

    [см. болезнь] – широко распространенные в экономически развитых странах заболевания (гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, ди
  • ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

    учебный предмет, знакомящий школьников с историей современной цивилизации. Входит в образовательную область "ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ".
  • Педагогика великих цивилизаций Востока

    представление об обучении и воспитании, которое сложилось во второй половине I тысячелетия до н. э. на территории Китая, идеологическим выражением которого были возникшие в середине I тысячелетия
  • Столкновение цивилизаций

    важнейшая причина конфликтов в человеческом мире XXI века. Ученые считают, что нарождается новый мир, где идеология и экономика перестают быть источниками конфликтов, а начинает активно действоват
  • КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ

    интегральное понятие. введенное польским профессором П. Штомпкой для обозначения объема знаний, умений и навыков, которые получает студент в вузе и вне его благодаря социальной работе в учебном з