ЦИКЛ ЖИЗНЕННЫЙ
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ
события, характеризующие весь период жизни человека от рождения до смерти.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
Цикл жизненный
1) низших организмов, размножающихся делением, – период времени от деления до деления; у высших многоклеточных организмов – период от рождения или появления оплодотворенного яйца (через рост, превращение, созревание, размножение, одряхление) до смерти; 2) цикл развития – совокупность всех фаз индивидуального развития особи, в результате которого она достигает зрелости и делается способной дать начало новому поколению; 3) число поколений (генераций), развивающихся в течение года или благоприятного для жизни и размножения периода времени. У животных различают простой Ц.ж.-2 – при прямом развитии и сложный Ц.ж.-2 – при метаморфозе или чередовании поколений, а иногда и при смене способов размножения. Напр., у сцифоидных медуз: яйцо, планула, сцифистома, эфира, медуза; у растений смена гаметофитов и спорофитов.
ЦИКЛ ЖИЗНЕННЫЙ
от лат. ceclus < гр. kyklos – круг) – совокупность взаимосвязанных явлений, процессов, работ, образующих законченный круг развития в течение какого-то промежутка времени. Например, цикл производственный – полный круг работ, выполнение которых дает готовую продукцию; или цикл капиталистический – движение капиталистического производства через последовательно связанные этапы в период между двумя кризисами перепроизводства; или цикл жизненный человека – цикл развития человека от момента зачатия до смерти в глубокой старости, состоящий из этапа утробного развития, а также младенчества, преддошкольного, школьного, младшего школьного, отрочества, юности, ранней, средней и поздней взрослости (последние три, как правило, совпадают с периодом зрелости), старения и старости. Осмысливая содержание цикла развития человека, важно видеть, что бытие и развитие человека в границах этого цикла и периодизация его этапов имеют иные основания, чем периодизация в границах цикла развития и бытия животных. Эти основания – деятельностные и социокультурные, «снимающие» структуру биологического процесса при развитии человека как личности и как профессионала и позволяющие ей отчетливо себя проявить лишь при развитии его как индивида, т.е. при развитии его как сложного живого организма.
Источник: Акмеологический словарь