Читательское утомление

Найдено 1 определение
Читательское утомление
временное снижение работоспособности в процессе чтения, снижение скорости чтения и усвоения содержания прочитанного, проявление невнимательности и др. симптомы. Чтение: – осмысленное понимание письма (Трошин А., 1900); – процесс распознавание письмен, связано с историей письменности (Левитов н., 1927); – комплексная активность: сначала распознаются буквы, затем слова, затем предложения, и только затем понимается прочитанное (Лурия А.Р., 1969); – целенаправленный процесс умственной деятельности человека, связанный с восприятием, переработкой и осмысленным пониманием печатной информации (Бородина в.А., 1974); – акт социальной перцепции (Малинина в.и., .1981); – любой процесс передачи-восприятия сообщения есть акт Я-совместной деятельности автора и читателя (со-общение) (Сухобская Г.С., 1981); – вид коммуникативной деятельности; категория библиотечной психологии; сложный сенсорно-мыслительный навык восприятия знаков и воспроизведения вслух или в уме понятий, обозначаемых их сочетаниями; чтение может быть не только текста, но и показаний приборов или их пультов. (Платонов К.К., 1984); – созидательный процесс, сотворение человеком в самом себе новых качеств (Плотников С.н., 1999); – осмысление письменной информации (нац. программа чтения, 2007): – один из рецептивных видов речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание письменного текста; входит в сферу коммуникативной деятельности людей и обеспечивает в ней одну из форм (письменную) общения (Азимов Э.Г., Щукин А.н., 2009); – зрительное восприятие символов (Авшарян Г.Э., 2011); – суть чтения – извлечение или создание смысла читаемого текста, понимание прочитанного (по Сметанниковой н.н., 2014); – вид коммуникативно-познавательной деятельности (духовного общения и взаимовлияния людей), направленный на удовлетворение различных потребностей (духовных, профессиональных, эстетических и др.) средствами печатной информации; – особый культуроформирующий механизм, способ развития в человеке особых качеств; – один из наиболее рациональных способов передачи и усвоения знаний и ценностей, выработанных человечеством; – акт усвоения мысли другого при посредстве графических знаков; – совокупность практик, методик и процедур работы с текстом; возникает вместе с появлением письменности, письма как формы фиксации выражаемых в языке содержаний, знаковой системы коммуникации людей, отделенной от ситуации «здесь-и-сейчас»; – методика работы с текстом; – специфическая форма языкового общения людей посредством печатных или рукописных текстов, одна из основных форм опосредованной коммуникации; – процесс, посредством которого извлекается информация из письменного или печатного текста; – процесс перекодирования графически зафиксированного текста в звуковую речь; – процесс воссоздания звуковой формы слов по ее графической (буквенной) модели; – процесс зрительного восприятия и распознавания письменного текста, приводящий к пониманию смысла текста; – одна из форм коммуникативной, познавательной и духовной деятельности личности; способ языкового общения людей посредством печатной, рукописной или имеющихся других (напр., электронных) текстов; – восприятие смысла в письменной форме; – восприятие знаковых систем на разных носителях; – важнейший способ освоения базовой социально значимой информации – профессионального и обыденного знания, культурных ценностей прошлого и настоящего, сведений об исторически непреходящих и текущих событиях, нормативных представлений – составляющих основу, системное ядро многонациональной и многослойной российской культуры; важнейший механизм поддержания этого ядра, имеется в виду и профессиональная, и обыденная его составляющие; самый мощный механизм поддержания и приумножения богатства родного языка (Сметанникова н.н., 2017).

Источник: Словарь-справочник по чтению 2017