ЧИТАТЕЛЬСКИЙ дневник

Найдено 1 определение
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ дневник
тетрадь для записи впечатлений о прочитатанных книгах.
О конце 1940-х гг.: «Расскажу несколько подробнее об опыте внеклассного чтения в IV классе… Для учёта прочитанных книг мы завели особые тетради, куда дети заносили сначала только рисунки, отображающие самое интересное, а затем стали записывать фамилию автора и название книги… Я периодически проверяла записи, какие делали дети в их библиотечных тетрадях. На основании изучения материалов тетрадей, на основании живых наблюдений и бесед с девочками я делала сообщения на собрании учащихся в конце каждой четверти и на родит. собраниях» (НШ, 1949; 492, 504). Из «настольной книги» учителя нач. школы в конце 1940-х гг.: «…Учитель проводит с детьми беседы о прочитанных книгах и руководит ведением читательских дневников. В I классе эти дневники ведутся следующим образом: ученик берет обыкновенную тетрадь для письма, подписывает её. На каждой странице тетради, после выдачи книг, он пишет порядковый номер книги, фамилию автора, название книги. Когда же книга прочитана, ученик на остальном пространстве страницы делает рисунки к прочитанному. Так же, в основном, ведутся дневники в остальных классах. Различие будет только в том, что, начиная со II класса, дети не только помещают в дневниках рисунки, но и кратко записывают, о ком или о чем они прочитали. В IV классе дети пишут в дневниках, что им понравилось в книге и почему» (НШ, 1950, 737).
О Шадринске в 1947–1951 гг.: «До сих пор храню интересную тетрадь, которую нам рекомендовала вести наша учительница литературы в семилетней женской школе № 4 Мария Семеновна Брагина. Она называется “Запись прочитанных книг”, начата в 1947, окончена в 1951 году. Самая первая книга, записанная в тетради за 5 класс, – “Почти три года” Веры Инбер, за 6 класс – Г. Бичер-Стоу “Хижина дяди Тома”, за 8 класс – С. Розенфельд “Доктор Сергеев”. Нам очень нравилось заполнять эту тетрадь» (Плотникова, 1999, 115).
О нач. 1950-х гг.: «Интересный факт… из опыта классной руководительницы VI класса семилетней школы № 11 г. Тулы А. В. Шариковой. “…И вот в VI Б появился альбом – с цветными глянцевыми страницами. Лучшие художницы отряда написали на обложке: “Дневник внеклассного чтения”. Дневник стал ходить из рук в руки. Страница за страницей стали рассказывать, что класс читал и что особенно полюбил. Были тут русские классики и советские писатели. О мещанских альбомах со стихами “на память” и речи не стало” [Яковлева К. Содружество // Комсомольская правда. 1951, 9 октября]» (КР, 1957, 152).
О пятиклассниках г. Курска в 1954–1955 гг.: «Наглядно убедившись на сборе в своем незнании лит-ры, учащиеся после сбора сразу же завели дневники, куда записывали свои впечатления о прочитанной книге, усиленно готовились к очередной лит. викторине. Первым оформил дневник Изя М.; прочитав книгу “Васёк Трубачёв и его товарищи”, Изя записал в своем дневнике: “В книге описан отряд пионеров...”» (Нечаева, 1958, 53).
О середине 1950-х гг.:«Многие учащиеся V–X классов ведут тетради по внеклассному чтению. Характер записей в них различен и зависит от возраста учащихся. Учащиеся V–VII классов заносят в тетради только краткое содержание прочитанной книги, дают зарисовку портрета любимых героев, делают несложные выписки. Учащиеся же VIII–X классов чаще всего выписывают из книг крылатые выражения героев, дают анализ поступков героев произв-ия, выписывают цитаты и т. д. В V–VII классах иногда практикуется “круговая тетрадь”, которая поочередно попадает учащимся, и они записывают в нее свои впечатления о прочитанных книгах» (КР, 1957, 75).
О конце 1950-х гг.: «Очень важно приучить детей записывать прочитанное… Наиболее распространённой формой записи является читательский дневник. Проследить за тем, как ведётся читательский дневник, – дело родителей» (Пушкарева, 1958, 133).
О нач. 1960-х гг.: «Одной из удобных форм руководства внеклассным чтением является работа над читательскими дневниками. Читательские дневники могут вести не только учащиеся любого класса средней школы от V до ХI , но даже и учащиеся нач. школы… Конечно, в зависимости от возраста учащихся меняется и хар-р самого читательского дневника. Вначале это в основном перечень прочитанных книг с самыми односложными приписками оценочного хар-ра: понравилась ли книга, было ли интересно или скучно читать… Постепенно надо научить учащихся эти краткие записи довести до развёрнутого отзыва» (ГердзейКапица, 1961, 17–18). Об учениках 6-8 классов в Шадринске в 1997–2000-х гг.: «Учительница лит-ры заставляла вести дневники, в которые надо было записывать все книги, которые мы читаем помимо шк. программы. Мы должны быть готовы в любой момент предъявить эти дневники» (1001).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
83.55 кб

Ведение читательского дневника (reading Journal) как способ совершенствования письменной и устной ин

Кузнецова Светлана Владиславовна
Рассматривается проблема повышения мотивации и интереса студентов к чтению иностранной художественной литературы в оригинале, развития письменной и устной иноязычной речи, а также творческого мышления.