ЧИСТОПИСАНИЕ

Найдено 1 определение
ЧИСТОПИСАНИЕ
«Учебный предмет в начальной школе, имеющий целью выработать у учащихся чёткий, красивый почерк» (Словарь, 1965–17, 1063).
О реальном училище в Уфе в перв. пол. 1870-х гг.: «Я учился неважно, и всё эта арифметика! Однако, кроме Закона Божия, рисования и чистописания, из которых я имел пятёрки (а из чистописания почему-то мне ставил тогда знаменитый на всю Москву каллиграф Михайлов 5 с двумя крестами и восклицательный знак!), были предметы, которыми я охотно занимался, – рус. язык, география, история, в них я преуспевал» (Нестеров, 1997, 38).
О гимназии в середине 1890-х гг.: «Воспитывали вас учителя… Но… среди них также были “пустые места”. Таковы были, в первую очередь, преподаватели пения, чистописания, рисования и гимнастики. При одном часе в неделю и плохой программе никакой иной роли они и не могли играть. Более добродушен был учитель чистописания и рисования. …Какой у кого [почерк] был, такой и оставался. Этот учитель ни к чему и не стремился, отметок он нам не портил, и я с невероятно плохим почерком… получал не менее четверки, так как у меня были хорошие отметки по другим предметам» (Блонский, [1941] 1971, 38).
О вт. пол. 1900-х гг.: «Одна наука не давалась нам с Потаповым – чистописание. Мой приятель не мог писать медленно – одну сторону буквы с нажимом, другую без нажима, – он все писал с нажимом и так, что чернила изпод его пера брызгали на мою тетрадку. Я писал не столь быстро, как он, но тоже нажимал излишне старательно, и чернила у меня тоже размазывались и по тетради и по рукам» (Абрамов, 1959, 82).
О девочках, учившихся в 4-классном гор. училище в Москве в нач. ХХ в. (до 1917 г.): «Ксенька нетерпеливо топталась у дверей. “А чистописание взяла? Арифметику не забудь, сегодня третий урок, задачки решать будем”» (Бродская, 1938, 4–5). Об Украине в нач. 1917 г.: «Котя… снял [ранец] со спины… Как игральные карты, он разложил ещё совсем чистые, без клякс, белоснежные хрустящие тетрадки в линейку, и в арифметическую клетку, и в ту большую косую клетку, что предназначена для круглых, осторожных и вежливых букв чистописания» (Ямпольский, 1964, 309).
О середине 1930-х гг.: «…В первом и втором классах снова, как при “старом режиме”, введено чистописание (бывшая каллиграфия), появились “прописи”…» (Андреевский, 2003, 318). Об Урале в 1942–1943 гг.: «Первый класс Юра кончил неплохо: только по чистописанию у него было “посредственно”, а по всем остальным – “отлично”» (Лихачевская, 1970, 14).
О вт. пол. 1940-х гг.: «Послевоенные годы… Уроки чистописания продолжались до четвёртого класса» (Найман, 2001, 47).
О вт. пол. 1940-х гг.: «В начальных классах был такой урок – “чистописание”, на котором учили правильно и красиво писать. Все буквы писали с нажимом, нажим делался в определенном месте, когда ручку ведешь сверху вниз, а во всех остальных местах другие элементы букв должны быть тоненькими. Надо сказать, много пота проливали ученики… на этом уроке» (Русакова, 2007)..
О нач. 1950-х гг.: «Мой первый класс (это было в 1953 году), школа № 18. Этот год был последним в системе раздельного обучения мальчиков и девочек… Вместо русского языка первые полгода было чистописание – мы учились писать карандашом элементы букв и цифр… Чистописание – трудная наука! Чтобы раз и навсегда “угнездить” в памяти принципы начертания букв, их прорисовывали в прописях. Кроме того, подле классной доски всегда висел плакатик с правилами написания буквочек. Каждая тщательно выписанная считалась произв. искусства! Но шк. программа того времени никуда не торопилась: принципами аккуратного письма овладевал каждый из нас» (Овсянникова, 2006–2, 4).
О нач. 1960-х гг.: «Зойка проснулась очень рано… Открыла оба глаза и вспомнила… Опять двойка по чистописанию!... Мама грустно перелистывала грязные страницы тетради по чистописанию» (Воскресенская, 1963, 33–35).
О Свердловске во вт. пол. 1960-х гг.: «На уроке чистописания мы пишем перьевыми ручками. Перо макается в чернильницу, а потом пишутся трудные буквы. Иногда у меня бывают кляксы. А иногда от сильного нажима перо царапает бумагу, и она застревает между его половинками. Тогда я чищу перо о перочистку. Однажды я так сильно давила на перо, что оно сломалось. Хорошо, что у меня в пенале было запасное перышко. Пальцы у меня в чернилах, особенно средний и указательный» (Смирнова, 2005);
О нач. 1960-х гг.: «У меня в табеле одни пятерки. Только по чистописанию четверка. Из-за клякс» (Драгунский, 1964, 114).
О 1960-х гг.: «На уроке чистописания на танину парту упал скомканный комочек бумажки» (Ермолаев, 1969, 57).
О конце 1960-х гг.: «“…Я сегодня пятёрку по математике получил. Пятёрку”… “Ой ты… – тихо сказала Лёлька… – А я тройку по чистописанию…“» (Прокофьева, 1974, 16).
О девочке 7 лет в с. Ястребинка Пресновского р-на Сев.-Казахстанской обл. в 1991 году: «В первом классе у нас был такой предмет – чистописание. Этот урок обычно был у нас каждый четверг; на нём мы учились прописывать буквы в тетрадях в косую линейку. За это нам ставили оценки» (019).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
776.20 кб

Определение школьниками содержания минутки чистописания в 1-м классе на основе орфоэпического матери

Жуйкова Наталия Сергеевна
Статья посвящена вопросам организации и проведения минутки чистописания на уроках русского языка.
Читать PDF
926.74 кб

Развитие устной монологической речи учащихся на минутке чистописания в первом классе

Ушакова Юлия Андреевна
Статья посвящена вопросу развития устной монологической речи учащихся первого класса.
Читать PDF
183.83 кб

Из истории клякс. Уроки чистописания в советской школе и медиальная антропология

Богданов Константин Анатольевич
Статья Константина Богданова «Уроки чистописания в советской школе и медиальная антропология» посвящена педагогическим особенностям практик школьной каллиграфии и, в частности, дискурсивным и социальным контекстам, которые связыва