ЧЕЛПАНОВ Георгий Иванович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЧЕЛПАНОВ Георгий Иванович (1862-1936)
психолог, философ, педагог. С 1891 приват-доцент Московского университета, с 1892 - Киевского университета, где создал психологические лаборатории ("семинарии"): при Киевском университете в 1897, при Московском - в 1907. На базе второй лаборатории в 1912 был основан Психологический институт (официально открыт в 1914; до 1923 директор - Ч.). Изучал теоретические и методологические проблемы философии и психологии. Большое внимание Ч. уделял вопросу о соотношении психологии и педагогики. Отмечая необходимость для учителей психологических знаний, в то же время предостерегал против неоправданно широкого внедрения экспериментальных методов в педагогическую практику. Дал подробный анализ проекта реформы школы, предложенного в 1917 ("Демократизация школы", 1918), считая его псевдодемократическим. В 1923 был отстранен с поста директора Психологического института и лишен возможности научной деятельности.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ЧЕЛПАНОВ Георгий Иванович
В 1887 окончил ист.- филол ф-т Новорос ун-та (Одесса). С 1891 приват-доцент Моек ун-та, с 1892 - Киевского ун-та, где в 1897 создал при кафедре философии психол лабораторию («семинарии»). По возвращении в Москву в 1907 создал при Моек ун-те подобную лабораторию, на базе к-рой в 1912 основан Психол ин-т (официально открыт в 1914). Ч был директором этого ин-та до 1923, под его руководством прошли науч. подготовку мн видные рос психологи Ч активно работал в Моек психол об-ве, принимал участие в разл науч. съездах, в т.ч. в съездах по пед. психологии и эксперим. педагогике Автор неоднократно переиздававшихся учебников по психологии и логике для высш. и ср. уч заведений.
Осн.круг науч. интересов Ч составляли теоретич иметодологич. проблемы философии и психологии- вопросы о сущности психики, о соотношении души и тела, о значении биологического и социального в формировании человека Ч указывал на слабые стороны односто-ронне-материалистич подхода к исследованию психики, стремился философски обосновать психологию с помощью концепции «параллелизма» души и тела С этих позиций рассматривал осн.психол проблемы - предмет.н. методы психологии, основы восприятия и др.
Большое внимание уделял вопросу о взаимоотношении психологии и педагогики Отмечая необходимость для учителя психол знаний, в то же время предостерегал против неоправданно широкого внедрения эксперим. методов в пед. практику По мнению Ч, педагогика базируется не только на психологии Важное значение имеет фил ос этика, обосновывающая пед. цели, психология же указывает на средства их достижения
Рассматривал также вопросы организации шк. образования Дал подробный анализ проекта реформы школы, предложенного в 1917 («Демократизация школы», 1918), считая его псевдодемократическим Ср. образование Ч рассматривал как основу культуры народа В этой связи отрицательно оценивал снижение уровня ср. образования, в частности тенденции к однотипности школ, отмену конкурсного перехода из низшей ступени в высшую, необязательность изучения языков, а также снижение роли учителя за счет учреждения родительских к-тов и участия учащихся в работе пед. советов
В 1923 отстранен с поста директора Психол ин-та и лишен возможности науч. деятельности Тем не менее Ч осуществил еще ряд публикаций, в к-рых критиковал вульгарно-материалистич тенденции в науке и указывал, что идеи марксизма применимы лишь к анализу социальных явлений, но не душевной жизни

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
439.97 кб

К 150-летию со дня рождения Георгия Ивановича Челпанова

Гу Сева Е.П., Серова О.Е.
В статью, посвященную творческой биографии Г.И.
Читать PDF
510.20 кб

Профессор Московского университета георгий Иванович челпанов

Ждан Антонина Николаевна
В статье раскрывается роль Г.И. Челпанова в развитии университетского образования в России и в становлении системы подготовки профессиональных психологов в университетах.