ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЕ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Человекознание
интеграционный спектр знаний, охватывающий все отрасли духовной культуры и проблемы, связанные с тем, кто такой человек, как он взаимодействует со средой жизнедеятельности и что ему необходимо, чтобы быть самим собой и успешно адаптироваться в этой среде, реализовать себя как личность. (1)

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЕ
междисциплинарная область исследований, направленных на изучение сложных и многогранных связей человека с обществом (социология и другие науки), культурой (социология культуры, социальная антропология, история культуры и пр.), природой, в том числе организма человека (анатомия, физиология, физическая антропология, этология и экология человека и пр.), развитием и становлением личности (психология, педагогика, персонология и пр.).

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЕ
широкий круг знаний, охватывающий все разделы духовной культуры, в центре которого находится человек. Ч. отвечает на вопросы о том, что такое человек (в чем его сущность, или природа), как он взаимосвязан с окружающим миром, в чем смысл его существования (см.Смысл жизни), каким он должен быть, каким способом он может стать лучше. Т.е. под Ч. понимается то содержание духовной культуры, которое служит удовлетворению потребности людей в самопознании и самосовершенствовании. Знания о человеке могут быть научные, философские, религиозные, фольклорные, мифологические, художественные, житейские и "паранаучные" (хиромантия, френология, астрология, графология, физиогномика, парапсихология). Первым шагом человека в познании себя было создание мифов. Самыми распространенными среди них были антропогонические мифы, рассказывающие о происхождении человека. Данные археологии, этнографии, мифологии, фольклористики и лингвистики подтверждают наличие уже у первобытного человека сложной системы верований, обычаев и обрядов, в основе которых лежит идея о соединении в человеке двух различных начал - души и тела. Человек является одним из важнейших объектов религиозных учений. Для мн. поколений верующих иудеев и христиан Библия служила практически единственным руководством по Ч. В систематическом и истолкованном виде эти же знания представлены в религиозной (теологической) антропологии. Вопросы нравственного совершенствования человека присутствуют в самых разных религиозных системах (индуизм, буддизм, христианство и др.). Систематизацией подобных способов занимается аскетическое богословие (аскетика; см. Аскетизм). Человек во всем многообразии его деятельности занимает центральное место в художественном творчестве, особенно в литературном. Различные знания о человеке в аспекте воспитания и обучения обобщает педагогическая антропология. Интерес к человеку обнаруживается уже в древнегреческой философии. Однако первым наиболее ясно поставил задачу системы Ч. как мировоззрения И. Кант. В его "Антропологии с прагматической точки зрения" (1798) содержится важная мысль, что назначение культуры состоит в том, чтобы сделать человека своим гл. предметом познания и приложения знания и навыков. Немецкий философ-идеалист М. Шелер (1874-1928) основал направление философской антропологии. Ее представители стремились соединить собственную философскую традицию учений о человеке с важнейшими результатами научного изучения человека, предполагая построить целостный образ человека. Науки о человеке принято подразделять на естественные и гуманитарные. К гуманитарным наукам традиционно относят науки, изучающие человека в сфере его умственной, нравственной и общественной деятельности: филология, история, социология, этнология, искусствознание, мифология, педагогика, криминология, правоведение, политология, психология и др. Достаточно сложно проводить границу между науками о человеке и обществе. Оба направления научного знания объединяются термином "социальные науки". В социальные науки также включают демографию, криминологию, географию и др. С идеей преодоления раздробленности наук о человеке в 1960-е гг. выступил Б.Г. Ананьев, который призывал к объединению чуть ли не всех наук вокруг проблемы человека, отводя центральное место психологии. Другой подход к интеграции научного Ч. разрабатывался Г.П. Щедровицким. В его концепции соблюдается принцип равноправия наук, хотя задача интеграции ставится по отношению не к массивам знания, создаваемым каждой наукой, а к трем "полярным представлениям" человека: как функционального элемента социальной системы, как свободной и суверенной личности, как организма. См. также Аскетизм,Смысл жизни

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF

«Современное человекознание» Б. Г. Ананьева: состояние и проблемы

Толочек Владимир Алексеевич
В статье рассматриваются актуальные на сегодняшний день положения концепции Б. Г. Ананьева. Обсуждаются «открытые вопросы», ответ на которые предстоит дать современным исследователям. Показана роль концепции Б. Г.
Читать PDF

Целостный подход к человеку. Рец. на учебник: Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Человекознание: самореализац

Ксенофонтов Валентин Иванович
Читать PDF

2003. 01. 036. Зобовр. А. , келасьевв. Н. Самореализация человека: введение в человекознание: учеб.

Ремезова И. И.
Читать PDF

Панорама развития философско}психологической системы С. Л. Рубинштейна в современном человекознании

Семенов Игорь Никитович
В статье кратко дается общая характеристика философско-психологической системы одного из крупнейших отечественных психологов ХХ века С.Л.Рубинштейна.
Читать PDF

Становление проблематики «Образа я» личности в человекознании

Мантрова Мария Сергеевна
В статье раскрыты основные теоретические аспекты изучения личности подростков. Подробно рассмотрена классификация типов «образа Я».
Читать PDF

Центр научного человекознания (к семидесятилетию со дня открытия отделения психологии Ленинградского

Логинова Наталья Анатольевна
В 1944 г. в Ленинградском университете было открыто отделение психологии на философском факультете. Руководителем стал Б.Г. Ананьев. Ядро коллектива кафедры психологии составили психологи Института мозга ученики и последователи В.
Читать PDF

Инварианты психологического человекознания

Шувалов Александр Владимирович
В статье приведен историко-методологический обзор подходов к изучению проблемы человека в психологии. Выделены и проанализированы методологические установки психологического человекознания.
Читать PDF

Креативность междисциплинарный феномен человекознания

Мороз Виктория Викторовна
В статье раскрывается значимость феномена креативности, несмотря на сложность конкретизации данного понятия. Способность к преобразованиям является ключевой характеристикой креативности.
Читать PDF

Методологические аспекты психологического человекознания

Шувалов Александр Владимирович
Важной особенностью современного этапа развития системы гуманитарного знания является введение психологии в духовный контекст.
Читать PDF

Б. Г. Ананьев о проблемах человекознания

Мамзин Алексей Сергеевич
В статье рассматриваются антропологические и науковедческие идеи Б. Г. Ананьева и раскрывается их современное значение.