Человеческий капитал
Капитал человеческий
образование, квалификация, профессионализм, способные обеспечить возврат и умножение затрат на образование и становление человека, его личности в виде приращенного знания и нового материального продукта (см. также раздел «Общие основы педагогики и образования»).
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
(human capital) – знания, способности и навыки человека, которые могут стать источником доходов для него самого, предприятия, государства (Мордовская А.В., Панина С.В., Макаренко Т.А. основы профориентологии: учебное пособие для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – С. 137).
Капитал человеческий
экономическое понятие, рассмотрение возможностей человека как производителя прежде всего материальных продуктов, как созидателя доходов и прибылей. Подобный аспект рассмотрения полезен в том случае, если помнить, что человек является носителем и субъектом культуры, что он уникален и самоценен, что в образовании преследуются цели его духовно-нравственного созидания, что ценность человека определяется не только способностью оказывать услуги, умножать стоимость, но и социальным статусом, гражданской дееспособностью, ментальностью и другими социальными и личностными характеристиками.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
термин, берущий свое происхождение от экономической теории, подразделяющей совокупность факторов производства на две основные группы: а) физический капитал – средства производства и другие материальные предпосылки; б) человеческий капитал – люди с их физическими и умственными способностями к труду. Термин обозначает совокупность производительных способностей человека, его знания и мастерство, имеющие экономическую ценность и позволяющие их обладателю получать определенный доход, обычно в виде заработной платы. В иной теоретической системе эта же реалия именуется рабочей силой. Оба термина раскрывают взаимозависимость экономики и образования, зависимость уровня общественного богатства от качества людских ресурсов.
В.Г. Онушкин, Е.И. Огарев
В.Г. Онушкин, Е.И. Огарев
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.
«Человеческий капитал»
понятие, характеризующее вклад воспитания, образования и обучения в профессиональную квалификацию человека, обеспечивающую ему достойный образ жизни. «Человеческий капитал» составляет затраты труда по воспитанию детей в семье, расходы государства на образование и воспитание, вклад общественных и частных фондов самих граждан в свое образование и подготовку к производительному труду, а также собственные усилия детей, студентов по усвоению знаний и ценностей культуры. В человеческом капитале воплощаются затраты времени, средств и усилий человека по поддержанию своего здоровья и работоспособности. В конечном итоге человеческий капитал составляет психологическая, физическая, социальная и профессиональная готовность к труду в течение определенного периода времени в целях производств а товаров и услуг.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
КАПИТАЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ
совокупность человеческих качеств, которые позволяют эффективно решать производственные и социально-экономические задачи. Ведущую роль в разработке теории Ч. К. сыграли американские экономисты Т. Шульц и Г. Беккер. Выделяют Ч. К. индивида, организации, общества. Важнейшими компонентами Ч. К. являются компетенции, знания, умения, навыки, опыт, функциональные, мотивационные, коммуникативные и организационные качества. Инвестициями в Ч. К. могут быть образование, накопление профессионального опыта, личных связей, улучшение состояния здоровья, мобильность. Ч. К. является ключевым фактором, который обуславливает конкурентоспособность предприятия в условиях современной инновационной экономики. (Беккер Г. С. Экономическое поведение: человеческий подход : избран. труды по эконом. теории : пер. с англ. / Гэри С. Беккер. – М. : ГУ ВШЭ, 2003. – С. 25; Леманова П. В. Сущность человеческого капитала на современном этапе развития общества / Леманова П. В. // TERRA ECONOMICUS. – 2009. – № 2–3. – С. 25–28; Паршина Н. В. Человеческий капитал: сущность, содержание, особенности / Паршина Н. В. // Мир современной науки. – 2013. – № 3. – С. 65–71). Д. В. Подлесный
Источник: Глоссарий экономики образования. Нар. укр. Акад. 2017
Человеческий капитал
приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями. Впервые это понятие появилось в работах Теодора Шульца. Ч.к. – термин, берущий свое происхождение от экономической теории, подразделяющей совокупность факторов производства на две основные группы: а) физический капитал – средства производства и другие материальные предпосылки; б) человеческий капитал – люди с их физическими и умственными способностями к труду. Термин обозначает совокупность производительных способностей человека, его знания и компетентность, имеющие экономическую ценность и позволяющие их обладателю получать определенный доход, обычно в виде заработной платы. В иной теоретической системе эта же реалия именуется рабочей силой. Оба термина раскрывают взаимозависимость экономики и образования, зависимость уровня общественного богатства от качества людских ресурсов. (Демографическая ситуация, человеческий и социальный капитал Республики Беларусь: системный анализ и оценка / С.Ю. Солодовников, 2008; Кристиневич С.А. Человеческий капитал в инновационной экономике: институциональный аспект: Автореферат диссертации / Кристиневич С.А. 2009.)