ЧАСТНЫЕ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Найдено 1 определение
ЧАСТНЫЕ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
– методические пособия в помощь преподавателям, в которых излагаются содержание, организация, методика и средства изучения учебного материала.
Основу Ч.м.и.о. и с.п. составляют методические разработки применительно к основным темам и разделам учебной программы предмета.
Каждая методическая разработка, как составная часть Ч.м.и.о. и с.п., включает прежде всего характеристику темы, в которой отражаются: место темы в учебном предмете, связь ее с предшествующими и последующими темами; основные образовательные, воспитательные и развивающие цели; объем и уровень усвоения знаний и умений, приобретаемых учащимися в результате изучения темы.
Следующий раздел методической разработки – перспективно-тематическое планирование изучения темы. В нем приводится или полностью разработанный примерный перспективно- тематический план изучения темы, или материалы для составления такого плана пользователем Ч.м.и.о. и с.п.: примерное распределение материала темы на уроки с указанием их образовательных целей, краткая методическая характеристика системы уроков по теме, возможные межпредметные и внутрипредметные связи, рекомендуемыйперечень учебно-методического оснащения уроков (наглядные пособия, ТСО, дидактические материалы, документация, оборудование, приборы и т.п.).
Важной чертой методической разработки темы являются рекомендации по изучению учебного материала: организация изучения, наиболее эффективные методические приемы изложения преподавателем нового учебного материала, использование средств наглядности и ТСО, содержание и методика проведения эвристических бесед с учащимися, способы осуществления межпредметных связей и др.
Рекомендации по закреплению, повторению и применению знаний и умений включают вопросы «продуктивного» характера, задания в различных вариантах для проведения упражнений (репродуктивных, творческих, поисковых) и самостоятельных работ учащихся, тематику семинарских занятий и практикумов, образцы карточек-заданий для текущего повторения учебного материала, задания для практических работ учащихся, сценарии деловых игр и семинаров, диспутов, итоговых конференций. Приводятся также необходимые рекомендации по организации и методике закрепления повторения материала темы.
В рекомендациях по контролю и оценке знаний и умений учащихся приводятся основные контрольные вопросы по теме (преимущественно «продуктивного» характера), задания в различных вариантах для проведения тематического зачета, образцы заданий для письменных контрольных работ в нескольких вариантах, образцы контрольных тестов.
В каждом разделе методической разработки даются рекомендации о способах решения воспитательных задач.
Методические разработки по темам включают также примерные задания для домашних работ учащихся: «продуктивные» задачи – количественные и качественные; обобщающие таблицы; различные варианты межпредметных заданий; задания по анализу и самостоятельной разработке технологических процессов и т.п.
Каждая тематическая разработка завершается перечнем литературы: учебников и учебных пособий для учащихся, методических пособий для преподавателей, справочной и дополнительной литературы.
Если при изучении темы учебной программы предусмотрено проведение лабораторно- практических работ, в методической разработке приводится график проведения этих работ, а по каждой лабораторно-практической работе даются примерные задания- инструкции по их проведению, форме отчетов, краткие рекомендации по руководству работой.
В сумме потемные методические разработки составляют целостную Ч.м.
Если предмет, для изучения которого разработана Ч.м., завершается экзаменом, то в конце ее обычно приводится комплект контрольных вопросов для подготовки учащихся к экзаменам.
Лит.: Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. – М., 1980; Скакун В.А. Преподавание общетехнических и специальных предметов в средних профтехучилищах. – М., 1987.
В.А. Скакун

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.