ЧАРНОЛУСКИЙ Владимир Иванович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЧАРНОЛУСКИЙ Владимир Иванович (1865-1941)
деятель в области народного образования и общественно-педагогического движения, профессор (1924), д-р педагогических наук (1935). В 1891-97 работал в Петербургском комитете грамотности. По его инициативе и методике проведена перепись рос. начальных школ (материалы обобщил в фундаментальном труде "Начальное народное образование в России", т. 1-4, 1900-05; совместно с Г.А. Фальборком). Один из организаторов общества "Знание" (после 1897). За критику правительства в области образования был арестован и сослан. По возвращении из ссылки (1905) активно участвовал в деятельности Всероссийского учительского союза (ВУСа), входил в его Центральное бюро, в 1906 член правления Лиги образования. В 1908-16 разработал совместно с Фальборком проект демократической реформы системы рос. образования (децентрализация управления образованием, расширение автономии школ, создание школьных советов и пр.). Составил также совместно с Фальборком фундаментальный труд "Настольная книга по народному образованию" (т. 1-4, 1899-1911), содержавший полный свод законов, распоряжений и справочных сведений по вопросам школьного и внешкольного образования. После Февральской революции 1917 вошел в Комитет по народному образованию при Министерстве народного просвещения Временного правительства (председатель бюро). Под его руководством были разработаны осн. принципы реформы образования (Декларация и Временное положение "О единой общественной общеобразовательной школе", октябрь 1917). После Октябрьской революции 1917 в труде "Культура социальной личности" (не опубликован, хранится в научном архиве РАО) обосновал концепцию "единой общей гармонической школы". С 1919 работал в Новозыбковском уездном Отделе народного образования. С 1921 в Наркомпросе РСФСР, одновременно до середины 20-х гг. сотрудничал в его научных институтах, преподавал в 1-м и 2-м МГУ. Один из инициаторов создания Государственной библиотеки по народному образованию (1923), а также издания справочной литературы для учителей (календари, спутники учителя и др.). С конца 20-х гг. посвятил себя библиотековедению и библиографии: гл. библиотекарь Государственной библиотеки СССР им. В.И. Ленина (1928-33; ныне Российская государственная библиотека); один из создателей отечественной систематической педагогической библиографии в России; председатель секции педагогической библиографии Книжной палаты. Труды по вопросам народного образования и библиографии.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ЧАРНОЛУСКИЙ Владимир Иванович
12(24).9.1865, с. Сачковичи Черниговской губ., ныне в Брянской обл., - 2.11.1941, г. Пушкино Моск. обл.], деятель в области нар. образования и обществ.-пед. движения, проф. (1924), д-р пед. наук (1935). Учился в Моск. ун-те, окончил Киевский ун-т (1888). В 1891—97 работал в Петерб. к-те грамотности. По его инициативе и методике к-том проведена перепись рос. нач. школ, материалы к-рой обобщены Ч. в фундам. труде «Начальное нар. образование в России» (т. 1—4, 1900—05; совм. с Г А. Фальбор-ком). После 1897 один из организаторов изд-ва «Знание». Выступал с резкой критикой правительств, политики в области образования, за что был арестован и сослан. По возвращении из ссылки (1905). активно включился в деятельность Всероссийского учительского союза (ВУС; 1905—07), избирался в его Центр, бюро. Стремился превратить обществ.-пед. движение в действенную силу, способствующую развитию просвещения. В 1906 входил в правление Петерб. лиги образования. Внес на рассмотрение лиги проект создания при ней Центр, справочного бюро образования и воспитания, а также пед. б-ки, музея и архива, к-рые должны были способствовать расширению кругозора учителей, формированию их мировоззрения.
В 1908—16 разработал (совм. с Фаль-борком и др.). демокр. программу реформирования системы рос. образования, предусматривавшую децентрализацию управления образованием, разнообразие источников финансирования, расширение автономии школ, создание шк. советов, в к-рые должны войти учителя. Намечалось осуществлять программу через гос. органы с привлечением пед., кооперативных и др. обществ, орг-ций. Подчеркивал необходимость создания правовой базы образования. Его труд «Настольная книга по нар. образованию» (т. 1—4,1899—1911; совм. с Фальборком). содержал полный свод законов, распоряжений и справочных сведений по вопросам шк. и внешк. образования.
После Февр. революции 1917 вошел в К-т по нар. образованию при Мин-ве нар. просвещения Врем пр-ва (пред бюро и руководитель двух комиссий). Способствовал сплочению вокруг к-та видных педагогов Под руководством Ч были разработаны осн. принципы реформы образования, воплотившиеся в Декларации и Врем положении «О единой общественной общеобразоват. школе» (окт 1917).
После Окт революции 1917 в труде «Культура социальной личности» (не опубл, хранится в науч. архиве РАО). обосновал концепцию «единой общей гармонич. еской школы» С1919 работал в Новозыбковском уездном ОНО, с 1921 - в Наркомпросе РСФСР. Был среди инициаторов создания Гос. б-ки по нар. образованию (1923). Одновременно до сер 20-х гг сотрудничал в науч. ин-тах Нар-компроса, преподавал в 1-м и 2-м МГУ Продолжал просветит деятельность среди учителей, инициатор издания справочной лит-ры для педагогов сов школы (пед. календари, спутники учителя и др.). В кон. 20-х гг посвятил себя библиотековедению и библиографии (один из создателей систематич. пед. библиографии в России). Работал гл. библиотекарем Гос. б-ки СССР. им В И Ленина (1928—33). С 1938 пред секции пед. библиографии Книжной палаты
В кон 30-х гг предложил создать в АН СССР. секцию для разработки теоретич основ педагогики и нар. образования

Источник: Российская педагогическая энциклопедия