Ценностные ориентации

Найдено 20 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Ценностные ориентации
содержание направленности личности, ее значимых интересов, преобладающих мотивов деятельности, оценок, приоритетов.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

Ценностные ориентации
положительные или отрицательные значимости для личности военнослужащего предметов или явлений социальной действительности.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

Ценностные ориентации
моральные, эстетические, идеологические, гражданские, религиозные и другие основания, на которые ориентируется человек в поведении, оценке своей и чужой деятельности.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
компонент направленности личности, разделяемые и внутренне принятые ею материальные и духовные ценности, предрасположенность к восприятию условий жизни и деятельности в их субъективной значимости.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Ценностные ориентации
1) избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении; 2) способ дифференциации человеком объектов по их значимости.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Ценностные ориентации
важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначительного, несущественного. (Г)

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Существует взаимосвязь между системой фундаментальных ценностей, потребностей общества и деятельностью личности.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
(value orientations) – субъективное, индивидуальное отражение сознания человека, социальных ценностей общества и природы на данном историческом этапе (Волков Б.С. Психология юности и молодости: учебное пособие. – М.: Академический проект: Трикста, 2006. – С. 247).

Источник: Детские и молодежные объединения. Словарь-справочник для студентов 3 курса отделения социальной педагогики.

Ценностные ориентации
1) относительно устойчивое социально обусловленное, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности; 2) способ дифференциации человеком объектов по их значимости.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

Ценностные ориентации
настроенность личности на определенные жизненные ценности: общественные или индивидуальные, материальные или духовные, классовые или гуманистические, национальные и общечеловеческие. Важнейший компонент образования, свидетельствует о культурном уровне человека. Ценностно-ориентационная структура индивидуальности учащихся должна стать на уроках литературы предметом особого внимания. А.С.

Источник: Методика преподавания литературы.

Ценностные ориентации
направленность сознания и поведения на общественные и духовные ценности, предпочтение к тем или иным; особое личностное образование, являющееся результатом освоения его социально-значимых моделей деятельности, трансформацию этих норм и моделей в индивидуальный опыт глобального отношения к миру и самому себе, помогающий личности занять позицию активного взаимодействия с обществом [73, с. 51].

Источник: Краткий словарь-справочник по гражданско-патриотическому воспитанию. Челябинск. 2014

ОРИЕНТАЦИИ ЦЕННОСТНЫЕ
разделяемые и внутренне принятые личностью материальные и духовные ценности, предрасположенность к восприятию условий жизни и деятельности в их субъективной значимости. О.ц. служат опорными установками для принятия решений и регуляции поведения. О.ц. – компонент направленности личности. Субъективное предпочтение тех или иных ценностей – начало определения иерархии О.ц.: семья, богатство, творчество, карьера, честь, совесть, здоровье, интимные отношения, заботы о других и т. д. Непротиворечивость О.ц. – показатель устойчивости личности.

Источник: Акмеологический словарь

Ценностные ориентации
совокупность знаний и убеждений, определяющих направленность личности, ее мировоззрение, систему ценностей и нравственных норм; внутренняя основа отношений человека к различным ценностям материального, морального, политического и духовного порядка (идеологические, политические, моральные, эстетические, и другие основания оценок субъектом окружающей действительности и ориентации в ней). Ценностные ориентации определяют поступки индивида, его жизненные планы, социальную активность, реализацию им своего потенциала, потребности, выбор целей проявления своей активности, определяющих выбор и планирование конкретной деятельности.

Источник: Определения основных терминов дидактики высшей военной школы

Ценностные ориентации
это объекты, явления духовной или материальной культуры, которые приобрели для личности устойчиво высокий смысл и значение. Они воспринимаются человеком как средство удовлетворения своих потребностей и достижения цели. Ценностные ориентиры определяют направленность личности, ее интересы, мотивы поступков, оценки, приоритеты. Складываются они на основе нравственного идеала, носят индивидуальный характер имеют эмоциональную окраску. Сущность воспитания и обучения состоит в передаче тех или иных ценностей. Ценности пропитывают всю образовательную и воспитательную деятельность родителя, воспитателя и учителя. Ценностные ориентации человека носят культурологический характер. Та, ценности индивидуальной свободы и материального достатка, сформировавшиеся на Западе, в густых лесах Северо-запада и в первых городах Древней Руси не могли сформироваться. Здесь привился иной культ, основанный на ценностях взаимной зависимости, равенства и справедливости.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
предпочтения личности, позволяющие ей ранжировать объекты по значимости для нее. Они могут выступать в качестве побуждающих символов к достижению определенных целей, вследствие чего приобретать функцию регуляторов социального поведения. Ценности – общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов. Разные культуры могут отдавать предпочтения разным ценностям (героизму на поле брани, аскетизму, коллективизму и т. д. (Бакиров В. С. Идеологические дилеммы современной Украины: в поисках новых смыслов // ММетодологія, теорія та практика соціологічного аналізу сучасного суспільства: Зб. наук. праць. – Х.: Вид. центр ХНУ ім. В. Н. Каразіна, 2005. – С. 3–8; Подольская Е. А. Ценностные ориентации и проблема активности личности. – Харьков, 1991; Табачковський В. Г. Людина – Екзистенція – Історія. – К., 1996; Шитов И. П. Природа художественной ценности. – К., 1982). Е. А. Подольская

Источник: Глоссарий современного образования.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
одна из воззренческих форм направленности личности. Ценностная ориентация определяется как избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, выраженное в его поведении, деятельности. Ценностные ориентации отграничивают существенное и важное для данного человека от несущественного. Система ценностных ориентаций личности образует своего рода ось сознания, обеспечивающую ее устойчивость, преемственность определенного типа поведения и деятельности. В силу этого ценностные ориентации выступают важным фактором мотивации действий и деятельности. Ценностные ориентации соотносятся с ценностями как часть и целое. Но отличие их в том, что человек может рассматривать тот или иной предмет, явление как ценность, но не использовать, не реализовать их в действительности. Так, например, здоровье, безусловно, является важнейшей ценностью для любого человека – ведь вряд ли найдется кто-то, кто хочет болеть. Но человек, к примеру, курит, что вредит его здоровью. Ценностные ориентации являются факторами, непосредственно вызывающими побуждение человека к действию. У каждого человека существует своя собственная система ценностей и ценностных ориентаций (уникальность личности). Зрелая личность отличается широтой ценностных ориентаций и четко выстроенной иерархией ценностей. Компонентом ценностных ориентаций выступает жизненная позиция личности. Производным от ценностных ориентаций выступает также такое личностное порождение как уровень притязаний. Литература: [36, 65].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
элементы структуры личности, характеризующие направленность ее деятельности. В форме ценностных ориентаций как результата усвоения ценностей общества в процессе социализации фиксируется существенное, наиболее важное для человека. Выделение ценностных ориентаций индивидуального сознания в качестве самостоятельного предмета исследования, наряду с ценностной системой общества, обусловлено относительной самостоятельностью изменения их содержания и особенностями воздействия на человека. Ценностные ориентации представляют собой устойчивые, инвариантные образования сознания, смысловые компоненты мировоззрения. Содержание ценностных ориентаций подвижно, в них отражаются изменяющиеся условия, улавливаются и закрепляются исторические тенденции. Изменения в ценностной структуре сознания – это изменения в мировоззрении, смысловой картине мира в целом и смысловой характеристике отдельных ее элементов. Динамика развития содержания ценностных ориентаций обусловливает изменения в их субординации, а соответственно и их функции в социальной регуляции. Ценностное отношение к действительности является сложным, многоуровневым отношением. Система ценностных ориентаций выступает наиболее высоким уровнем саморегуляции. Сложившаяся система, совокупность ценностных ориентаций, внутренне организуя содержание сознания, обеспечивают относительно устойчивую направленность потребностей и интересов, последовательность линии поведения. Ценностные ориентации могут в силу каких-либо условий оставаться нереализованными.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

ОРИЕНТАЦИИ ЦЕННОСТНЫЕ
термин социологии, социальной психологии, социолингвистики. В социологии обозначает мотивы, потребности, интересы и другие детерминанты деятельности личности (социологический словарь), в социолингвистике понимается как руководство определенными критериями выбора тех или иных коммуникативных средств, ориентация на определенные социокультурные ценности и нормы, обслусловли-вающие использование как языков в целом, так и отдельных языковых средств. Иными словами, социолингвистика исследует О. ц. в сфере употребления языка (языков) в ситуации би- и мультилингвизма, а также в выборе вариантов одного языка. О. ц. выражаются в субъективных суждениях личности, коллектива или населения в целом о том или ином языке и его элементах, в квалификации их как престижных, нормативных либо в отношении к ним как необязательным, непрестижным, ненормативным и т. п. О. ц. могут формировать положительное или предвзятое отношение к языку (языкам) и некоторым языковым средствам в многоязычном социуме, ориентируют личность или коллектив на доминирующий во всех сферах жизнедеятельности общества язык. Они влияют не только на восприятие языка, но и на речевое поведение личности, а тем самым и на языковую ситуацию в целом. В силу этого О. ц. относятся к субъективным аспектам, формирующим, поддерживающим и регламентирующим тот или иной тип речевого поведения. Лит.: Гак В.Г. К типологии форм языковой политики // Вопросы языкознания. — 1989. — № 5. — С. 104—105; Социологический словарь. — Минск, 1991; Швейцер А. Д. Современная социолингвистика: Теория, проблемы, методы. — М., 1976. Н.П. Шумарова

Источник: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

Ценностные ориентации
мотивационные типы): - Власть. Главной мотивирующей целью является достижение высокого социального статуса, престижа. Стремление к контролю или доминированию над другими людьми и ресурсами в рамках социальной системы. - Достижение. Стремление достигнуть личного успеха в конкретной деятельности за счет собственной компетентности в соответствии с социальными стандартами и последующим социальным одобрением. - Гедонизм. В основании данного мотивационного типа лежит чувственная направленность на себя и стремление получить как можно больше удовольствий для себя. Жизнь рассматривается как цепочка наслаждений. - Стимулирование (полнота жизненных переживаний). Главная цель – наличие новых впечатлений и изменений в жизни. Перемены, частые жизненные выборы обеспечивают необходимое ощущение новизны и возбужденности. - Саморегуляция (самонаправленность). Данный мотивационный тип предполагает автономность и независимость мыслей и поведения, направленность на создание нового, исследовательский интерес. - Универсализм. Выражает стремление к пониманию и признанию всех других людей, терпимому отношению к ним и заботе об их благополучии. Значимым является не только мир людей, но и мир природы - Благосклонность (забота). Главная цель – взаимодействие со значимыми для тебя людьми и забота об их благополучии. - Традиции. Мотивационный тип: уважение, принятие, подчинение и поддержка существующих традиций и общих идей в рамках социо-культурной и религиозной группы как основа успешного функционирования группы; - Конформность. Главная цель – ограничение действий, импульсов и намерений, причиняющих вред другим или отклоняющихся от социально принятых норм и ожиданий - Безопасность как стремление сохранить гармонию и стабильность в обществе, необходимость безопасности человека, семьи и общества.

Источник: Педагогический глоссарий