(англ. budget, букв. – сумка) – совокупность доходов и расходов семьи на определенный период; складывается из заработка родителей и других взрослых членов семьи. Б.с. включает расходы на оплату и содержание жилища, питание, приобретение одежды, культурные нужды всех членов семьи.
Планирование расходов проводится взрослыми членами семьи, дети же часто не знают, из чего складывается Б.с. Поэтому они не всегда соразмеряют свои требования и желания с возможностями Б.с. Между тем учащимся полезно знать, на какие средства живет семья и что средства обеспечиваются работой взрослых, это имеет воспитательное значение. Родители должны разъяснять детям, что деньги надо расходовать разумно, на удовлетворение здоровых потребностей всех членов семьи.
Детям школьного возраста надо поручать покупку некоторых продуктов питания, школьно-письменных принадлежностей и др. Это дает им возможность лучше понять Б.с.
Дети могут принимать участие в обсуждении предстоящих расходов вместе со взрослыми: что приобрести в первую очередь, как ограничить одни расходы, чтобы накопить сбережения для других необходимых семье расходов.
А.С. Макаренко неоднократно подчеркивал, что родители должны с малых лет знакомить детей с Б.с., он считал, что детям нужно знать, в чем нуждаются отец и мать и другие члены семьи, что их надо привлекать к обсуждению таких вопросов, как приобретение для семьи посуды, мебели, одежды, книг и т. д. В семье, где дети воспитываются правильно, у них не бывает «своих» денег даже тогда, когда они начали работать. Их заработок включается в общий Б.с. В некоторых семьях юношам и девушкам ежемесячно выделяется из Б.с. небольшая сумма денег на личные расходы (покупка театральных билетов, книг и т.д.). Знание детьми Б.с. приучает их ценить труд взрослых, соразмерять с ним и разумно планировать свои расходы, способствует воспитанию бережливости.
Т.С. Панфилова
231.78 кб
Философия семейного бюджета
В статье рассматривается актуальность рассмотрения семейного бюджета с позиций культурно-философской антропологии.