БУСЛАЕВ Федор Иванович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

БУСЛАЕВ Федор Иванович (1818-1897)
филолог, историк искусства, академик Петербургской АН (1860). С 1844 в Московском университете (профессор с 1847). В 1860 прочел курс истории словесности наследнику престола Николаю Александровичу. Основатель научной методики преподавания языка и словесности ("О преподавании отечественного языка", т. 1-2, 1844; 2 изд., 1941). Выпустил "Историческую хрестоматию церковнославянского и древнерусского языка" (1861) и "Русскую хрестоматию" (1870). Под руководством Б. составлены школьные программы по русскому языку и словесности (1864, 1886 - для женских средних учебных заведений). Развивал идею сравнительно-исторического изучения языка. Исследовал и издавал древние рукописи.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Буслаев Федор Иванович
(1818-1897) – русский филолог, академик, обстоятельный труд которого «О преподавании отечественного языка» (1844) считается первым в русской методике систематическим курсом методики русского языка и литературы. В нем Б. предложил методическую систему изучения литературы, составляющими которой являются: а) чтение и разбор литературных произведений; б) выводы по теории словесности; письменные упражнения. Целью литературного образования Б. считал доведение «учащихся до основательного знания и сознательного действования», причем эта цель, по его мнению, могла быть достигнута только на основе учета специфики изучаемого предмета. Однако, как утверждал ученый, «предмет же изучения остается только средством к духовному развитию ученика». Б. указывал, что «метода обучения» может быть либо «гейристическою», либо «историко-догматическою» (т.е. имел в виду сообщающее и проблемное обучение по современной терминологии), подчеркивал отличие процесса обучения («учебная метода») и его методов от науки («ученая метода») и ее методов исследования. По мнению Б., единственно надежной основой литературного образования учащихся является чтение: «Чтение есть основа и теоретическому знанию, и практическому умению, и практическим упражнениям». Соответственно, обучение должно приучать учащегося к «сознательному чтению». Б. полагал, что «Историю Карамзина надлежит рассматривать как средоточие гимназического курса словесности», поскольку видел в этом произведении «образец» как языковой, так и моральный, на котором должно осуществляться воспитание граждан. Современники рассматривали как недостаток методики Б. то, что он отказывался от изучения в школе современной литературы. Однако методист был убежден, что «Детей мы учим на целую жизнь их, след., не можем давать им заучивать то, что издается на время, на один месяц», имея в виду, как он выражался о современной ему литературе, «журнальные новости и стишки». Важнейшим положением методики Б., не востребованным в советское время, можно считать следующее: «Потому учитель обязан все свои мнения основывать на данных, самим автором указанных, след., обязан свою филологическую экзегетику подчинить так называемой субъективной, т.е. заставить, чтобы писатель объяснял сам себя». Полагаем, что речь идет о «твороцентризме» изучения литературного произведения, который делает невозможным применение «Методики безтекстного обучения». Как правило, именно от методических идей Б. «отталкивались» в своих творческих поисках методисты и учителя второй половины XIX века. В.Г.

Источник: Методика преподавания литературы.

БУСЛАЕВ Федор Иванович
13(25).4. 1818, г. Керенск Пензенской губ., ныне с. Вадинск Пензенской обл., — 31.7(12.8). 1897, пос. Люблино, ныне в черте Москвы], филолог, историк иск-ва, основатель науч. методики преподавания рус. яз. и словесности, акад. Петерб. АН (1860), дер рус. словесности (1867), дер теории и истории иск— в (1888). По окончании словесного отделения филос. ф-та Моск. ун-та преподавал рус. яз. в Моск. , гимназиях (1838—47) и частных домах. В 1860 прочел курс истории рус. словесности наследнику престола Николаю Александровичу (сыну Александра II). С 1846 в Моск. ун-те: первый приват-доцент, проф. (1847); в 1861—81 возглавлял кафедру рус. словесности.
Пед. опыт привел Б. к мысли о необходимости вывести шк. курс рус. яз. «из рамок систематич. теории и дать ему практич. применение». В кн. «О преподавании отеч. языка» (т. 1—2, 1844) изложил гл. принципы практич. метода преподавания рус. яз. и словесности. На основе изучения зап.-европ. пед. лит-ры (в т. ч. соч. Ф. А. Дистервега), критич. анализа современной ему отеч. метод. системы и передового опыта шк. учителей (звуковой метод обучения грамоте и др.) утверждал принципы единства теории и практики в преподавании, сознательного усвоения материала, учета возрастных и психол. особенностей детей. В центр своей метод. системы Б. поставил воспитат. задачи: развитие нравств. сил и интеллектуальных способностей учащихся, приобщение их к серьезной систематич. работе. В соединении обучения и воспитания видел гл. отличие методики уч. предмета от методологии науки. Идея воспитывающего обучения определила в системе Б. взаимосвязь курсов рус. яз. и словесности, поэтапное усвоение материала от практич. наблюдений до теоретич. обобщения, строго науч. подход к фактам и явлениям речевой практики. Чтение, грамматика, правописание, по Б., должны преподаваться в комплексе, а в ходе этого процесса — анализироваться лексика, вводиться сведения по стилистике, этимологии, культуре речи, деловому письму. На заключительном этапе предусматривалось изучение законов функционирования и развития языка, обеспечивающее сознательное употребление грамматич. форм и орфографич. правил. Отводил гл. место в курсе рус. яз. лингвистич. методу, предполагавшему изучение языка на основе лит-ры. В шк. программе по словесности центр. место отводил чтению лучших образцов отеч. и заруб. лит-ры разл. периодов. Теория словесности в системе Б. являлась результатом чтения, итогом филол. наблюдений над лит. текстами.
Выпустил уч. пособия «Ист. хрестоматия церковнославянского и др.-рус. языка» (1861) и «Рус. хрестоматия» (1870), где были представлены отрывки из лит. памятников с ист. и лингвистич. комментариями. Принцип взаимосвязанного изучения истории и теории лит-ры в процессе знакомства с конкретными произв. лег в основу составленных под руководством Б. шк. программ по рус. яз. и словесности (1864, 1886 — для жен. средних уч. заведений).
Метод. система Б. была высоко оценена современниками (в т. ч. Н. А. Добролюбовым), но в 40—50-х гг. 19 в. не получила распространения в связи с критикой ее в офиц. прессе (Н. И. Греч, Ф. В. Булгарин, О. И. Сенковский). В 1860-х гг. идеи Б. (принципы практич. обучения, методика преподавания грамматики, объяснит, чтение и пр.) использовались в хрестоматиях, уч. и метод. пособиях К. Д. Ушинского, В. И. Во-довозова, В. Я. Стоюнина, В. П. Острогорского и впоследствии развивались в шк. практике.
В кн. «Опыт ист. грамматики рус. языка» (1858, с 1863 — «Ист. грамматика рус. языка», новое изд. 1959) развивал идею сравнит.-ист. изучения языка, на основе к-рого впервые провел четкую границу между морфологией и синтаксисом, разработал синтаксич. систему, выдержанную в духе логико-грамматич. направления. Используемая в практике преподавания классификация второстепенных членов предложения, типов придаточных предложений, видов сочинит, отношений восходит к учению Б.
Б. занимался также изучением нар. словесности, истории др.-рус. и зап.-европ. иск-ва. Автор работ по рус. лит-ре 19 в., творчеству H. M. Карамзина, И. А. Крылова.
Соч.: Краткое руководство к первонач. преподаванию рус. языка, М., 1867; Мои досуги, ч. 1—2, М., 1886; О лит-ре, М., 1990.
Лит.: Четыре речи о Ф. И. Буслаеве, СПБ, 1898; Булаховский Л. А., Лин-

Источник: Российская педагогическая энциклопедия