БУДДИСТСКИЕ ШКОЛЫ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

БУДДИСТСКИЕ ШКОЛЫ
институт духовного образования в буддизме. Буддизм - одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий. Возник в Др. Индии в 6-5 вв. до н.э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама (Будда). В центре буддизма - учение о "4 благородных истинах": существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. Буддийские монахи выработали последовательную педагогическую систему обучения в Б.ш., которые возникли в Древней Индии в 6-5 вв. до н.э. преимущественно при монастырях. Были многочисленны в регионах Южной и Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока, во мн. странах оказались первыми образовательными учреждениями. В основе педагогической системы, выработанной буддийскими монахами, следующие принципы: возможно меньшее количество учеников у одного наставника; достижение духовной близости ученика и учителя; отрицание искусственного стимулирования образовательного процесса, т.е. ответы только на актуальные в данный момент вопросы; комплексное развитие ума, нравственности, памяти, физической культуры. Использовались многочисленные приемы педагогического воздействия и взаимодействия учителя и ученика, в т.ч. логические познавательные задачи, построенные на парадоксах (коаны), самосозерцание, медитация. Обучение в Б.ш. было иерархизировано и дифференцировано по содержанию. Предусматривались существенные различия в образовании мирян и будущих монахов. В зависимости от статуса монастыря при нем существовала начальная и высшая Б.ш. В школы принимались дети 5-8 лет без учета их сословно-кастовой принадлежности; обучение продолжалось до 15-25 лет, велось на местных языках. Система обучения учитывала возрастные особенности детей. В странах, где распространен буддизм, Б.ш. существуют в модифицированном виде и в 21 в.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

БУДДИСТСКИЕ ШКОЛЫ
институт духовного образования в буддизме. Возникли с распространением буддизма как религ.-филос. учения (6 в. до н. э., Индия), преим. при монастырях. В разные периоды были многочисленны в регионах Южной и Юго-Вост. Азии, Д. Востока (Индия, Китай, Корея, Япония и др.), во мн. странах оказались первыми образоват. учреждениями. Б. ш. играли важную роль в древних и средневековых азиатских обществах, т. к. считалось, что подлинное познание и приобщение к учению Будды возможно именно через прочтение ряда канонических книг. Обучение в Б. ш. было иерархизировано и дифференцировано по содержанию. Наряду с общим минимумом предметов (алфавит, грамматика, изучение нач. ка-нонич. книг, счет и др.) предусматривались существенные различия в образовании мирян и будущих монахов. Миряне, обучавшиеся в монастырях, получали подготовку в сфере предполагаемой будущей деятельности. Духовное образование рассматривалось как «восхождение» учеников от ступени к ступени до чтения сложнейших теолого-филос. сочинений. В зависимости от статуса монастыря при нем существовала начальная или высшая Б. ш. В школы принимались дети в возрасте 5—8 лет без учета их сословно-кастовой принадлежности; обучение продолжалось до 15—25 лет, велось на местных языках. Буддийские монахи выработали последовательную пед. систему, учитывавшую возрастные особенности детей. Она основывалась на следующих принципах: возможно меньшее кол-во учеников у одного наставника; достижение духовной близости ученика и учителя; отрицание искусств, стимулирования образоват. процесса, т.е. ответы лишь на те вопросы, к-рые актуальны для ученика в данный момент; комплексное развитие ума, нравственности, памяти, физич. культуры. Для достижения требуемого пед. идеала использовались многочисл. приемы воздействия и взаимодействия учителя и воспитанника, в т. ч. логические познават. задачи, построенные на парадоксах (коаны), самосозерцание, медитация.
В странах, где распространен буддизм, Б. ш. существуют в модифициров. виде и в 20 в. От Б. ш. следует отличать разл. образоват. учреждения, функционирующие в местах распространения буддизма, но не имеющие буддийской доктриналь-ной направленности, а также гос. и иные уч. заведения, в преподават. практику к-рых вводятся элементы буддийской педагогики.
Лит.: Семека Е. С., История буддизма на Цейлоне (Сангха в древности и в ср. века), М., 1969; Кудрявцев М. К., Буддийский ун-т в Наланде, в кн.: Страны и народы Востока, в. 14, Индия — страна и народ, кн. 3, М., 1972; Леонов А. Ф., Становление и развитие буддийской системы воспитания и образования в средневековом Непале, в сб.: Очерки истории школы и пед. мысли древнего и средневекового Востока, М., 1988; М о о k er j i R. K., Ancient Indian
«Подарок детям или новая Российская Азбука с XXXII раскрашенными картинками», СПБ, 1828. Разворот. education, L., 195l2; Braun C., Buddhistische Erziehung. Ein Weg der Selbsterziehung des Menschen, W., 1985. ?. Г. Безрогое.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия