БУБЕР МАРТИН

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

БУБЕР (Buber) МАРТИН (Мардохай) (1878-1965)
немецко-еврейский религиозный философ, писатель, педагог. Развивал идеи философской антропологии и экзистенциализма. Рассматривал бытие как "диалог" (между Богом и человеком, между человеком и миром). Осн. педагогический труд "Речи о воспитании" (1953) посвящен проблемам сущности воспитания, образования и мировоззрения, воспитания характера.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

БУБЕР Мартин (Мардохай)
8.2.1878, Вена, — 13.6.1965, Иерусалим) — немецко-евр. религ. философ, писатель, педагог. Воспитывался в семье деда во Львове. Изучал классич. филологию, германистику, историю иск-в, философию в ун-тах Берлина, Цюриха, Вены (1896-1904). В 1904 защитил диссертацию по философии Якоба Беме. В 1906—18 занимался культурологией, изучал восточную и западную мистич. традиции. В 1924—33 проф. философии иудаизма и этики в ун-те франкфурта-на-Майне; в 1938- 1951 проф. социальной философии и социологии в Ивритском ун-те (Иерусалим). В своих работах Б. развивал идеи филос. антропологии и экзистенциализма. Рассматривал бытие как «диалог» (между Богом и человеком, между человеком и миром и т. п. — «Я и Ты», 1922). «Диалогический» дух Б. искал в прошлом библейской традиции, пантеистич. учении хасидизма. Совм. с Ф. Ро-зенцвейгом осуществил новый перевод Библии на нем. яз. в 15 тт. (1925- 1937).
Осн. пед. труд «Речи о воспитании» (1953), обобщивший статьи 1925—39, посвящен проблемам сущности воспитания, образования и мировоззрения, воспитания характера. Воспитание понимал как чисто диалогич. процесс, особый тип духовной взаимосвязи между воспитателем и воспитанником. Б. полагал, что традиц. подход к воспитанию как развитию способностей или отд. функций ребенка не учитывает целостной природы человека. Воспитание не может свободно следовать естеств. желаниям и потребностям. Свобода личности — не самоценность, а условие воспитания в духе общечеловеческого единения. Цель диалогич. воспитания — развитие чувства духовной связи между людьми, ответственного отношения друг к другу и на этой основе — создание целостного образа человека, к-рый с помощью врожденных душевных сил стремится стать подобием Бога. Воспитание характера прежде всего — нравств.-религ. процесс, осуществляемый в интерперсональной сфере. Диалогич. воспитание было призвано противостоять как «молоху» безличного коллективизма, так и индивидуализму.
Воспитатель обязан подходить к ребенку как к единственной, уникальной личности, не рассматривая его ни в качестве объекта, ни в качестве средства воспитат. воздействия. В конкретном опыте воспитания диалогич. отношения проявляются как преим. односторонний, исходящий от учителя личностный охват внутр. мира ученика. Учитель, объективно доминируя над учеником, не навязывает свое видение мира, но терпеливо ведет воспитанника к самопостижению. На этом пути формируется характер ученика, способного отвечать за себя перед др. людьми и перед Богом. Но первоначально воспитатель берет на себя всю ответственность за отношения с воспитанником.
Гл. принципом воспитат. воздействия, по Б., выступает пед. «встреча» — подлинная, только в настоящий момент возникшая духовная близость между учителем и учеником, понимаемая как отношение между «Я» и «Ты». Др. человек в качестве «Ты» открывает пространство к Богу, к вечным ценностям культуры.
Процесс образования — та среда, в к-рой может осуществляться диалог учителя с учеником. Учитель является посредником, к-рый через личный опыт и пример устанавливает для ребенка связь с внешней природой и обществом; оч как бы прочитывает книгу мира и выбирает наиб. важные страницы для передачи воспитаннику. Ответств. контроль со стороны учителя за процессом взросления возможен только в условиях постоянной корректировки пед. действий, учитывающей своеобразие внутр. мира ребенка.
С антропологич. точки зрения образование, по Б., — это реализация врожденного стремления каждого человека к са-моосуществлению. Начало этого пути определяется духовной помощью воспитателя- «встречей». Цель образования состоит в уникальном саморазвитии личности ученика. Однако в первую очередь это процесс межличностного, а не внутриличностного становления. Самовоспитание, согласно Б., не ограничивается духовными возможностями ученика, оно должно учитывать и опыт учителя. Самовоспитание происходит там, где существует доверие ученика к учителю — ключевой элемент и критерий диалогич. воспитания. Доверие, к-рое испытывает ребенок с первых дней жизни, отражает его естеств. стремление самоутвердиться, принимая участие в жизни др. человека. Т. о., сущность воспитания выражена не в формировании индивидуальности, но в отклике на творящий дух, открываемый личностью учителя.
Б. высказывался в пользу «диалогиза-ции» традиц. системы воспитания, гуманизации всего процесса образования. Учитель — не носитель определенной социальной функции, не профессия, а миссия, задача к-рой — осуществить особое предназначение человека в мире.
Б. оказал Значит. влияние на практику воспитания в Израиле, ФРГ, США, Японии. С его именем связано развитие идей пед. антропологии в 50-х гг. 20 в., таких направлений, как «педагогика встречи», «диалогическая педагогика».
С о ч.: Werke, Bd 1—3. Munch., 1962—64. Лит.: Grunfeld W., Der Begegnungscharakter der Wirklichkeit in Philosophie und Padagogik Martin Bubers, Ratingen bei Dusseldorf, 1965; F a b e r W. Das dialogische Prinzip Martin Bubers und das erzieherische Verhaltnis, Ratingen bei Dusseldorf; Holtershinken D., Anthropologische Grundlagen personalistischer Erziehungslehren. M. Buber, R. Guardini, P. Peterson, Weinhcim, 1971; Gerner B. (Hrsg.), M. Buber. Padagogische Interpretationen zu seinem Werk, Munch., 1974; Rohrs H., Meyer E., Die padagogischen Ideen M. Bubers, Wiesbaden, 1979; Cohn M., Bub er R., M. Buber, a bibliography of his writings, 1897 — 1978 Jerusalem — Munch., 1980. В. Б. Куликов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
255.17 кб

Мартин Бубер и Габриэль Марсель

Визгин Виктор Павлович
В статье дается краткая справка о работах Марселя, посвященных философии Бубера, а также рассматривается глубокое идейное родство двух мыслителей, причиной которого был внутренний резонанс и некоторый общий культурный контекст, об
Читать PDF
337.50 кб

Метафизика туизма Мартина Бубера

Бурханов Р. А., Юсупова Ф. Н.
Статья посвящена анализу метафизической концепции туизма Мартина Бубера.
Читать PDF
268.15 кб

Философия диалога Мартина Бубера

Бочкарев Л. В.
Статья описывает учение известного философа и теолога Мартина Бубера (1878–1965), его утверждение о диалогичности существования и его критику.
Читать PDF
322.02 кб

Философская антропология Мартина Бубера

Марсель Габриэль
Лекция Габриэля Марселя, прочитанная им 22-го февраля 1966 г. на симпозиуме, посвященном М. Буберу, рассматривает философскую эволюцию взглядов Бубера на проблему человека.
Читать PDF
167.43 кб

Диалог как структура бытия в религиозном экзистенциализме Мартина Бубера

Т. П. Лифинцева
Читать PDF
0.00 байт

2017.04.002. МОРГАН ДЖ., ГИЛЬЕРМЕ А. СОПОСТАВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ МАРТИНА БУБЕРА И ФРАНЦА ФАНОНА: ПОЛИТИЧ

Мельник С.В.
Читать PDF
0.00 байт

2015.04.003. МОРГАН У.ДЖ., ГИЛЕРМ А. МАРТИН БУБЕР И ФРАНЦ ФАНОН О ПОЛИТИЧЕСКОМ ЗНАЧЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬ

Демидов К.Б.