БРИГАДНО-ЛАБОРАТОРНЫЙ МЕТОД

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Лабораторно-бригадный метод
способ организации учебного процесса в школе, основанный на выполнении бригадами учащихся самостоятельных учебно-лабораторных заданий; разновидность американского дальтон-плана.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

БРИГАДНО-ЛАБОРАТОРНЫЙ МЕТОД
одна из форм организации обучения, сложившаяся в учебных заведениях СССР в 20-х — начале 30-х гг. под влиянием дальтон-плана, строившегося на началах индивидуальной исследовательской работы учащихся.

Источник: Педагогический словарь

БРИГАДНО-ЛАБОРАТОРНЫЙ МЕТОД
одна из организационных форм учебных занятий. Применялся в СССР в общеобразовательных школах, а также в вузах и техникумах в 20-х и в начале 30-х гг. XX в. Основу организации учебных занятий по данному методу составляет работа в бригадах, создаваемых из учащихся во главе с бригадиром из их среды. Бригады работали над заданиями, получая консультацию учителя. Выполнив задание, бригада отчитывалась, оценку получала вся бригада. Индивидуальный учет труда и успеваемости каждого учащегося отсутствовал. В 1932 г. ЦК ВКП(б) осудил практику превращения «бригадно-лабораторного метода» в универсальный метод учебной работы.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

БРИГАДНО-ЛАБОРАТОРНЫЙ МЕТОД
форма организации учебных занятий, применявшаяся в отечественных общеобразовательных школах, вузах и техникумах в 20-30-е гг. Разработан под влиянием дальтон-плана. Учащиеся класса объединялись по бригадам и работали по заданиям (срок выполнения от 2 недель до 2 мес), в которых указывалась учебная литература, задачи и упражнения, контрольные вопросы. Б.-л.м. охватывал общую деятельность класса, коллективную работу бригады и индивидуальную работу каждого ученика. На заключительных занятиях подводились итоги и оценивалась работа в целом (индивидуальная работа не учитывалась). См. также Индивидуализированного обучения системы .3

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

БРИГАДНО-ЛАБОРАТОРНЫЙ МЕТОД
одна из форм учебных занятий, применявшаяся во всех учебных заведениях в 20-е и начале 30-х гг. Учащиеся, объединенные в бригады во главе с бригадиром из их среды, самостоятельно работали по заданиям, рассчитанным на срок от двух недель до одного месяца. В заданиях указывалась последовательность работы, учебная литература, приводились задачи и упражнения, ставились контрольные вопросы. Педагог не объяснял учащимся новый материал и консультировал их только в случае необходимости. По выполнении всех заданий проводились заключительные занятия, на которых бригады отчитывались о проделанной работе. Индивидуальный учет успеваемости отсутствовал.
Все это отрицательно сказывалось на знаниях учащихся, порождало бессистемность, обезличку и безответственность в учебно-воспитательной работе. В 1932 г. практика применения Б.-л.м. как универсального метода была осуждена.
Вместе с тем из практики советской школы были изъяты и положительные стороны подобной организации учебной работы (деятельность малых групп, курс на самостоятельность и др.).
Опыт активизации познавательной деятельности учащихся путем рационального сочетания индивидуальной, групповой и общеклассной форм организации учебно-воспитательного процесса используется в современной школе.
Лит.: Вендровская Р.Б. Очерки истории советской дидактики. – М., 1982; Очерки истории профессионально-технического образования в СССР / Под ред. Батышева С.Я. – М., 1981.
Р.Б. Вендровская

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

БРИГАДНО-ЛАБОРАТОРНЫЙ МЕТОД
одна из организац. форм уч. занятий; применялся в СССР в общееоразоват. школах, а также в вузах и техникумах в 20-х — нач. 30-х гг. Сложился под влиянием далыпон-плана, строившегося на началах индивидуальной работы учащихся. В основу организации работы были положены бригады, создаваемые из учащихся во главе с бригадиром. Уч-ся работали по заданиям, рассчитанным на срок от 2 нед до 1 мес, в них указывалась уч. лит-ра, контрольные вопросы, предусматривались задачи и упражнения. Б.-л. м. включал общую работу класса, коллективную работу бригады, индивидуальную работу каждого ученика. В общую работу класса входили планирование работы, обсуждение заданий, подготовка к общим экскурсиям, объяснение нового, трудного для самостоят. ученич. изысканий материала, разъяснение встретившихся затруднений, общих для неск. бригад, и учет (итоговые конференции). Как дополнение к заданиям на общих занятиях проводились беседы, чтение вслух статей и т. д. После выполнения всех заданий проводились заключит. занятия, на к-рых отчитывались бригады; оценивалась их работа в целом. Индивидуальный учет труда каждого ученика отсутствовал, в результате в бригадах работали гл. обр. наиб. активные, сильные уч-ся. Все это отрицательно сказывалось на знаниях учащихся, порождало обезличивание и безответственность. В пост. ЦК ВКП(б) от 25 авг. 1932 практика превращения Б.-л. м. в универсальный метод уч. работы была осуждена. Вместе с тем из практики сов. школы были изъяты и положит. стороны подобной организации уч. работы (деятельность малых групп, курс на самостоятельность и пр.).
Опыт активизации познават. деятельности уч-ся путем рационального сочетания индивидуальной, групповой и общеклассной форм организации уч.-воспитат. процесса используется в совр. школе. Лит.: Вендровская Р. Б., Очерки истории сов. дидактики, М., 1982.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

ЛАБОРАТОРНО-БРИГАДНЫЙ метод
, бригадный метод, бригадно-лабораторный метод – способ орг-ции учебного процесса в школе, основанный на выполнении бригадами учащихся самостоятельных учебнолабораторных заданий. В 1920-х – начале 1930-х гг. лабораторно-бригадный метод, разработанный под влиянием Дальтон-плана. получил определенное распространение в отечественной школе. Учащиеся класса объединялись по бригадам и самостоятельно работали по заданиям в лабораториях (срок выполнения – от 2 недель до 1–2 месяцев). В заданиях указывалась учеб. лит-ра, задачи и упражнения, контрольные вопросы. Бригадно-лабораторный метод включал общую работу класса, коллективную работу бригады, индивидуальную работу каждого ученика. В общую работу класса входили планирование работы, обсуждение заданий, подготовка к общим экскурсиям, объяснение нового, трудного для самостоятельного, ученических изысканий материала, разъяснение встретившихся затруднений, общих для нескольких бригад, и учёт (итоговые конференции). Как дополнение к заданиям на общих занятиях проводились беседы, чтение вслух статей и т. д. Самостоятельная лабораторная работа детей, чтение книг, составление докладов, решение задач рассматривались как основной путь изучения учебного материала. Учителю отводились только контрольные функции. После выполнения всех заданий проводились заключит. занятия, на которых отчитывались бригады; оценивалась их работа в целом. Индивидуальный учёт труда каждого ученика отсутствовал, в рез. в бригадах работали главным образом наиболее активные, сильные учащиеся. Всё это отрицательно сказывалось на знаниях учащихся, приводило к бесконтрольности и безответственности учащихся, их обезличиванию. В постановлении ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932 года «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» были вскрыты отрицательные стороны лабораторно-бригадного метода и осуждена практика превращения его в универсальный метод учебной работы. Вместе с тем из шк. практики были изъяты и положит. стороны подобной орг-ции учеб. работы (деятсть малых групп, курс на самостоятельность и пр.). Ист.: ПС, 1960–1, 595; ПЭ, 1964–1, 281; РПЭ, 1993–1, 112. «…При [бригадном методе обучения] бригадир отвечал на вопросы, а членам его бригады ставили зачет. Это был эффективный метод перетаскивания двоечников из класса в класс» (Андреевский, 2003, 311).
О вт. пол. 1920-х гг.: «Дети молчат. А у Ивана Николаевича глаза злые-презлые. Он берет в руки журнал и против фамилии Ивицкая выводит жирное “неуд”. Инка не поднимает головы. Пусть “неуд”, ведь она заслужила его. Мучит Инку другое: учитель ставит точно такую же отметку, “неуд” или “кол” посовременному, Соне, Липе, Васе Янченко, Вовке Черепку. Ну ладно, пусть уж и Черепку “кол”. Он, как и Инка, не слушал… Но Соня, Липа, Вася – они внимательно слушали: чем же они провинились? А тем, что состоят в одной бригаде с Инкой. В школе введен новый метод учебы – бригадный. За ответ одного ученика ставят отметку всем. Ты можешь прекрасно знать урок, но, если твои товарищи по бригаде не подготовились, получай “неуд” и ты. Отвечай не только за себя, а и за коллектив – вот в чем смысл этого метода. Может быть, это и неплохо, но получается сущая неразбериха. Видно, и учителям не очень по душе эти новшества. Взять, например, бригаду № 1, в которой состоит Инка. Инка ненавидит математику…, а кроме того, терпеть не может физику и черчение. Но она любит и хорошо знает литературу, А Липа, бригадир бригады, обожает математику и физику, а литературы не любит. Что же получается? У Липы “неуды” по физике и математике, а у Инки “неуды” по литературе. Вот что такое бригадный метод! Итак, настроение у бригады № 1 совершенно испорчено» (Шкаровская, 1963, 27–28).
О Ленинграде 1930 г.: «…Если в начале было что-то похожее на уроки, то постепенно всякое сходство с уроками исчезло. Отметки не выставлялись; занимались мы “бригадами”– садились группками за столы, каждая группка вокруг одного учебника, и долбили его – или делали вид, что долбим… …Учитель естествознания, Яровой… почти единственный из всех учил нас понастоящему (генетике), – несмотря на то, что по его предмету “бригадно-лабораторный” метод проводился наиболее последовательно. Запомнились устные уроки Ярового, в те довольно короткие минуты, когда он говорил, а не предоставлял нам, согласно правилам “бригадно-лабораторного” метода, читать, – мы сидели, раскрыв рот… Еще была маленькая, молодая учительница химии, отважно учившая нас, как ни в чем не бывало, почти без приемов “бригадно-лабораторного” метода – правда, и без опытов, так как их не на чем было ставить. (Дьяконов, 1995, 206–207).
О нач. 1930-х гг.: «По путевке мы пошли в областную текстильную школу… И мы сдали экзамены. И нас приняли на ткацкое отделение… Мы с Кукушкиным занимались во второй ткацкой группе. Занимались бригадным способом. В нашу, бригаду входило пятеро: Таня Сергиевская, Тося Стабровский – бессменный бригадир, я с Кукушкиным и Колька Бляхман – пижон и лодырь, по прозвищу Фермер Раскололся. Этот титул он получил за то, что на вопрос преподавателя: “Что сейчас происходит в Америке?” – ответил ничтоже сумняшеся: “Фермер раскололся”, – подразумевая под этим классовое расслоние фермеров в Америке. Преподаватель обществоведения за этот ответ всей нашей бригаде поставил “неуд”. Дело в том, что при бригадном методе обучения на вопрос педагога отвечал любой член бригады по назначению бригадира, а отметка ставилась всей бригаде. Поэтому на уроках русского языка и лит-ры у нас всегда отвечала Таня Сергиевская, Тося Стабровский – по спецделу. Я – по физике и химии, Кукушкин – по математике и черчению» (Дудин, 1979, 61–62).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
616.44 кб

ПРИМЕНЕНИЕ БРИГАДНО-ЛАБОРАТОРНОГО МЕТОДА В БЕЛОРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Мосейчук Людмила Ивановна
Бригадно-лабораторный метод получил широкое распространение в Белорусском государственном университете на протяжении 1925/1926-1931/1932 учебных лет.