БРИГАДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Найдено 1 определение
БРИГАДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
в профессиональных образовательных учреждениях – одна из форм процесса производственного обучения.
Основные цели Б.о.п.о.: формирование у учащихся умений работать в коллективе, повышение экономической эффективности производственного обучения, подготовка учащихся к работе в условиях бригадной организации труда после окончания учебного заведения.
Б.о.п.о. при обучении учащихся в учебных мастерских практикуется, как правило, после освоения основ профессии – трудовых приемов и операций, при выполнении работ комплексного характера. Применяется два основных варианта формирования ученических бригад: 1) однородные бригады, состоящие из учащихся, примерно равных по силам и возможностям: 2) смешанные бригады, включающие «сильных», «средних» и «слабых» учащихся. Комплектование таких бригад создает благоприятные условия для взаимообучения.
При комплектовании ученических бригад стремятся, чтобы в состав их вошли учащиеся, отношения между которыми носят ровный, доброжелательный, товарищеский характер.
Количественный состав ученических бригад в значительной степени зависит от специфики содержания работ по профессии. Там, где учащиеся, объединенные в бригады,в основном выполняют работы индивидуально (например, токари, фрезеровщики, столяры, кузнецы и т.п.), бригады значительны по составу – 8–9 человек, т.е. три бригады в учебной группе. По профессии, где содержание труда объективно требует бригадной организации труда (слесари-ремонтники, слесари-сборщики, электромонтеры и т.п.), при определении состава ученических бригад ориентируются на аналогичные бригады предприятия – 3–4 человека. При подготовке строителей, когда учащиеся обучаются на самостоятельных строительных объектах, создаются комплексные ученические бригады, куда входят учащиеся различных профессий для выполнения полного комплекса строительных работ. Количественный состав таких бригад зависит от фронта, сроков и организации выполнения работ.
Еще один момент учитывается при переходе на Б.о.п.о. – сохранение состава бригады на весь период обучения, включая производственную практику. Хорошо сработанный ученический коллектив позволяет успешно решать многие задачи психологической и производственной подготовки выпускников учебного заведения к работе в производственных бригадах.
Учебно-воспитательный эффект Б.о.п.о. во многом зависит от способа организации учебно-производственного труда учащихся в бригадах. Выделяют два основных варианта такой организации: индивидуально-бригадная и при «разделении труда», т.е. по расчлененной технологии.
Сущность индивидуально-бригадной организации труда учащихся в том, что члены бригады, выполняя индивидуальные задания, добиваются выполнения общего для всей бригады производственного задания – бригадокомплекта. Бригадная организация труда при этом сказывается на повышении производительности и качества работы, расширении возможности для взаимопомощи и коллективной творческой активности учащихся. Это создает условия для выполнения бригадой более сложных заданий, повышает степень коллективной ответственности, способствует сплочению коллектива бригады. При такой организации работы учащиеся не делят работы на «выгодные» и «невыгодные», «интересные» и «неинтересные», так как бригада работает на единый наряд.
Более эффективна в воспитательном, а также производственном отношении, организация работы бригад по расчлененной технологии. При этом каждый член бригады выполняет только определенную часть изделия, общий результат непосредственно зависит от результата каждого. Такая организация труда наиболее характерна для профессий коллективного труда: слесарей-ремонтников, сборщиков, монтажников, портных и т.п., хотя по принципу разделения труда можно организовать работу учащихся и по профессиям сугубо индивидуального труда (токарей, фрезеровщиков, столяров и т.п.).
Работа по расчлененной технологии требует согласованности и ритмичности действий всех членов бригады, качественного и своевременного выполнения каждой технологической операции, тем самым повышает ответственность и взаимозависимость учащихся, участвующих в таком скооперированном труде. При этом кооперация выступает не только с организационной стороны, но и как совокупность определенных нравственных отношений учащихся. В результате создаются благоприятные условия для воспитания чувства ответственности, сознательной дисциплины, стремления выполнить работу качественно, в срок.
Эффективность Б.о.п.о. во многом зависит от применяемых форм морального и материального стимулирования учебно-производственного труда учащихся.
Важным фактором такого стимулирования является введение коэффициента трудового участия (КТУ) членов бригады в общем результате их труда (см. Коэффициент трудового участия). Наибольший учебно-воспитательный эффект дает применение КТУ при работе учащихся бригады на один наряд.
Анализ имеющегося опыта показывает, что КТУ применяется во всех учебных заведениях, где введена Б.о.п.о.
При производственном обучении учащихся на предприятии применяются три основные формы Б.о.п.о.: 1) учащиеся включаются в бригаду квалифицированных рабочих; 2) создаются ученические бригады, самостоятельно выполняющие производственные задания;3) индивидуальное производственное обучение в составе бригады квалифицированных рабочих.
Лит.: Скакун В.А. Методика производственного обучения. – М., 1992; Теория и методика бригадного обучения / Под ред. С.Я. Батышева. – М., 1996.
В.А. Скакун

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.