БРИГАДИР УЧЕНИЧЕСКОЙ БРИГАДЫ

Найдено 1 определение
БРИГАДИР УЧЕНИЧЕСКОЙ БРИГАДЫ
доверенное лицо мастера производственного обучения по руководству учебно-производственной деятельностью ученической бригады.
Б.у.б. избирается на общем собрании учебной группы по рекомендации мастера производственного обучения и работает под его непосредственным руководством. Б.у.б. избирается из числа учащихся, хорошо успевающих по всем предметам, имеющих отличные показатели в производственном обучении, пользующихся авторитетом у товарищей, обладающих организаторскими способностями, являющихся неформальными лидерами группы.
Б.у.б. помогает мастеру производственного обучения в определении производственного плана и дневных заданий бригаде и по поручению мастера доводит их до учащихся с учетом уровня производственной подготовленности и специализации членов бригады (при разделении труда); организует выполнение работ бригадой, производит определенный контроль качества и производительности труда членов бригады, предъявляет от имени бригады готовую продукцию мастеру или в отдел технического контроля. Бригадир ведет учет работ, выполненных бригадой и каждым ее членом; осуществляет меры по обеспечению бригады материалами, инструментами, по соблюдению правил безопасности и охраны труда учащихся. Фактически учащийся-бригадир является помощником мастера производственного обучения по производственно-техническому руководству бригадой.
Это, с одной стороны, облегчает работу мастера, но с другой – повышает требования к нему как к педагогу-организатору и воспитателю.
Б.у.б. – это учащиеся, которые, как и другие члены бригады, еще учатся, они еще не имеют достаточного производственного и организаторского опыта. Поэтому прибригадной организации производственного обучения на любом этапе развития этой формы мастер всегда остается основным организатором и руководителем учебно- воспитательного процесса, все бригадиры подчиняются одному непосредственному руководителю – мастеру производственного обучения.
Для того, чтобы Б.у.б. были настоящими помощниками мастера, с ними проводится определенная работа по обучению способам руководства бригадами. В большинстве случаев такое обучение – это индивидуальные беседы и консультации мастера при обсуждении хода и результатов выполнения бригадных заданий, вовлечение бригадиров в подготовку производственных совещаний группы и групповых собраний, помощь бригадирам в проведении производственных совещаний бригады. Кроме того организуются специальные курсы бригадиров, для проведения которых привлекаются лучшие мастера производственного обучения и преподаватели, хорошо знающие бригадную организацию труда и бригадное производственное обучение, а также опытные бригадиры- производственники, другие специалисты предприятий.
Основными методами проведения занятий на таких курсах являются лекции, беседы, семинарские занятия и дискуссии, экскурсии докладов, разбор конкретных ситуаций и передового опыта бригадиров, разбор конкретных примеров, на которых рассматриваются эффективные способы использования бригадных форм организации труда. При обучении Б.у.б. особое внимание уделяется проведению практических занятий по изучению передового опыта лучших бригадиров, советов бригад, советов бригадиров базового и родственных предприятий.
Эффективным методом работы с Б.у.б. являются деловые (ролевые) игры, на которых проигрываются различные ситуации, характерные для бригадной организации производственного обучения.
Одной из форм работы с бригадами является участие их в деятельности совета бригадиров группы, куда также входят староста и другие члены актива группы. Возглавляет этот совет мастер производственного обучения. Главная задача совета бригадиров – решение совместно с мастером вопросов, связанных с производственной деятельностью ученических бригад: распределение и выполнение плановых заданий; повышение качества продукции, укрепление трудовой дисциплины в группе, организация соревнования бригад и др. Все вопросы по изменению состава бригад и бригадиров мастер решает через этот орган самоуправления.
Лит.: Теория и методика бригадного обучения / Под ред. С.Я. Батышева. – М., 1996; Гладкий А.К., Хижняк В.П. Подготовка учащихся ПТУ к работе в условиях бригадных форм организации и стимулирования труда. – М., 1988.
В.А. Скакун

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.