БРИГАДИР ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БРИГАДЫ

Найдено 1 определение
БРИГАДИР ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БРИГАДЫ
. В соответствии с типовым положением выполняет следующие основные обязанности:
обеспечивает выполнение производственного плана (задания), установленного бригаде, и планируемых технико-экономических показателей; слаженную и ритмичную работу бригады на основе равномерной загрузки всех ее работников, взаимопомощи и взаимозаменяемости; соблюдение в течение смены режима труда и отдыха;
своевременно доводит производственные задания до работников бригады; производит их расстановку в соответствии с технологическим (производственным) процессом, картами организации труда и квалификацией (должностными обязанностями); контролирует выполнение порученных работ, производит их приемку и сдачу ОТК;
обеспечивает соблюдение бригадой технологического процесса, требований, предусмотренных в картах организации труда, инструкций по эксплуатации оборудования, правил по охране труда и техники безопасности;
проверяет обеспеченность рабочих мест сырьем, материалами, инструментом, приспособлениями, технической документацией; принимает необходимые меры по предупреждению и ликвидации простоев, аварий, поломок оборудования, исправлению обнаруженных дефектов и недостатков в работе;
активно участвует во внедрении научной организации труда, совмещения профессий, многостаночного (многоагрегатного) обслуживания, других прогрессивных форм организации и передовых методов труда, в развитии бригадного хозрасчета и подряда; добивается на этой основе рационального использования оборудования и всех видов производственных ресурсов, повышения производительности труда и снижения себестоимости продукции;
развивает и поддерживает инициативу рабочих бригад по принятию личных производственных планов, снижению трудоемкости продукции; осуществляет мероприятия, обеспечивающие внедрение технически обоснованных норм трудовых затрат; вносит с учетом мнения коллектива (совета) бригады предложения по пересмотру норм труда; помогает членам бригады осваивать новые нормы, разъясняет им условия оплаты труда;
систематически повышает свое профессиональное мастерство и культурно-технический уровень; личным примером воспитывает у рабочих бригады ответственное отношение к труду, бережливое отношение к собственности предприятия;
организует совместно с профгруппоргом соревнование в бригаде, укрепляет трудовую и производственную дисциплину; всемерно способствует повышению квалификации экономических знаний членов бригады, развитию наставничества, изобретательства и рационализации.
Бригадир имеет право:
принимать участие в разработке текущих, перспективных и встречных планов, а также обязательств бригады;требовать от администрации своевременного обеспечения всем необходимым для нормального хода производственного процесса и выполнения установленного бригаде плана (задания);
давать рабочим бригады необходимые указания по производству работ, имеющие для них обязательный характер, требовать от них своевременного и качественного выполнения порученных работ, соблюдения технологической дисциплины, правил по охране труда и технике безопасности, трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка;
предъявлять непосредственно или через мастера, совет бригадиров претензии к смежным бригадам, по чьей вине срывается выполнение плана (задания) бригады;
получать разъяснения от администрации по трудовому законодательству, нормированию и условиям оплаты труда, начисленной заработной плате и другим вопросам, касающимся бригады;
вносить администрации предложения о совершенствовании организации работы бригады, ее структуры, увеличения сменности, улучшении технологии и условий труда, об изменении условий его оплаты с целью повышения производительности труда;
подготавливать и вносить с учетом мнения мастера и профгруппорга на утверждение коллектива бригады предложения по установлению размеров КТУ членам бригады, представлять их к поощрению совместно с профгруппоргом и с учетом мнения коллектива бригады;
вносить администрации предложения о зачислении рабочих в бригаду и исключении из нее с учетом мнения коллектива бригады;
подписывать после одобрения коллективом бригады договора о взаимных обязательствах бригады и администрации при работе в условиях бригадного хозрасчета, подряда или в других случаях;
приостанавливать работу в тех случаях, когда нарушение правил по технике безопасности может повлечь за собой угрозу здоровью или жизни работников, не допускать к работе члена бригады, находящегося в состоянии, ведущем к таким же последствиям (нетрезвое состояние, болезнь и др.), немедленно сообщать об этих случаях мастеру или другому руководителю;
представлять совместно с профгруппоргом с учетом мнения коллектива бригады предложения администрации о применении мер общественного воздействия или наложении дисциплинарных взысканий на отдельных членов бригады за неисполнение возложенных на них обязанностей, нарушение правил внутреннего трудового распорядка;
представлять интересы бригады на производственных совещаниях, общих собраниях, заседаниях общественных органов и совета бригадиров при подведении итогов соревнования между бригадами, рассмотрении вопросов морального и материального поощрения, обсуждении других производственных и социальных вопросов, касающихся бригады, принимать участие в работе общественных бюро НОТ, премировании труда и др.
Если бригадир не справляется со своими обязанностями, он может быть освобожден от руководства бригадой досрочно. Такое решение принимается на собрании бригады.
Организует и проводит его мастер. Протокол и решение собрания служат основанием для досрочного освобождения администрацией бригадира от руководства бригадой.
Большое воспитательное значение для молодого рабочего имеет личность бригадира, его духовные качества, личный пример. К.Д. Ушинский, говоря о личности воспитателя и его значении в этом деле, подчеркивал: «Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личность в деле воспитания... Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер» (Собр. соч. Т. 2. С. 293). И далее: «Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений» (Там же. С. 28–29).Труд Б.п.б. включает два вида деятельности: профессиональную и педагогическую. С одной стороны, Б.п.б. выступает как квалифицированный рабочий, от которого требуется обеспечение высокой производительности труда и качества выпускаемой продукции, а с другой – он выступает как воспитатель.
Рассмотрим требования к Б.п.б. с профессиональной точки зрения. В своей профессиональной деятельности Б.п.б. знакомит рабочего с характерными особенностями рабочих мест бригады, их границами; с номенклатурой выполняемых изделий; с содержанием и объемом работы, выполняемой бригадой в течение дня, суток, месяца, за один год; с формами взаимосвязи бригады с другими бригадами и службами цеха; с системой стимулирования труда в бригаде; с порядком повышения квалификации по рабочей профессии и приобретения второй (смежной) и совмещенных профессий; с порядком чередования выполнения отдельных видов работ членами бригады; с системой работы совета бригады.
Б.п.б. рассказывает новому члену бригады о подборе и проектировании коллективной и индивидуальной оснастки и средств малой механизации; знакомит с установленными и проектируемыми нормами времени и нормами выработки; с системой планирования труда в бригаде; системой разработки и утверждения производственных бригадных планов; системой учета труда и заработной платы; системой определения расчетной трудоемкости комплекса работ, производимых рабочими бригады; порядком установления надбавок за профессиональное мастерство; порядком установления коэффициента трудового участия (КТУ), доплат и надбавок к тарифным ставкам за совмещение профессий и расширения зон обслуживания; с системой материального стимулирования работников за снижение трудоемкости, в том числе с выплатой вознаграждений за инициативу по внедрению и пересмотру технически обоснованных норм. Следовательно, он знает технологию производства, норму и порядок оплаты труда, применяемые в бригаде; требования, предъявлемые к качеству продукции и к материалам; правила эксплуатации оборудования, инструкции по безопасности труда, промышленной санитарии и противопожарной безопасности. Б.п.б. обладает высоким профессиональным мастерством, знает технологию производства и передовые методы труда по своей профессии, постоянно совершенствует свою квалификацию, творчески относится к труду, любит свою профессию.
Велика роль Б.п.б. в изучении бригадных трудовых процессов. Б.п.б. должен уметь оценивать квалификационный уровень членов бригады:
или это рабочий, для которого характерен новый вид трудовой деятельности, являющейся инвариантной для объединения родственных профессий и обеспечивающий подвижность трудовых функций, его способность быстро адаптироваться к изменяющимся видам труда;
или это рабочий, который наряду со своей работой по основной профессии (например, токарь) умеет выполнять (по характеру своей производственной деятельности) работу, связанную с овладением навыками и умениями из других профессий (например, слесаря- ремонтника и электромонтера). По этим профессиям он выполняет только часть объема работ;
или это рабочий, который наряду со своей работой по основной профессии выполняет весь объем работ по другим профессиям.
Зная сложившиеся в бригаде трудовые процессы, Б.п.б.:
изучает приемы и методы труда, организацию труда нескольких рабочих в бригаде, выполняющих одинаковые работы лучше, чем другие рабочие данной бригады;
анализирует и отображает лучшие в технико-экономическом отношении приемы и методы труда;
составляет (проектирует) карту описания лучших приемов и методов труда;
отображает работы, имеющие наибольшее значение и лимитирующие производственную жизнь бригады;определяет рабочих бригады, которым следует в первую очередь овладеть передовыми приемами и методами труда и организует их обучение.
Обучая передовым способам работы, Б.п.б. добивается, чтобы молодые рабочие понимали их сущность, сознательно оценивали их новизну, проникали в творческий замысел тех, кто предложил новые методы труда, а не только слепо их копировал.
Если это учебная бригада, Б.п.б. имеет право:
обращаться к администрации цеха о предоставлении молодому рабочему работы в соответствии с его профессией и исправного оборудования и инструмента, своевременной выдачи производственного задания и технической документации;
по овладении молодым рабочим профессиональным мастерством добиваться (в установленном порядке) присвоения определенного квалификационного разряда и присутствовать на квалификационных экзаменах;
вносить предложения о поощрении молодого рабочего за определенные показатели в его определенной деятельности или лишении установленных льгот для молодых рабочих;
просить администрацию цеха создавать для молодого рабочего лучшие условия для овладения профессией, передовыми методами работы в вечерних учебных заведениях;
добиваться, чтобы в трудовых коллективах, где работает молодой рабочий, отношения носили характер доброжелательности.
Вместе с тем нельзя требовать от бригадира того, что не входит и не может входить в круг его деятельности: компенсировать все недостатки воспитательной работы данного трудового коллектива или семьи, исправить поведение молодого рабочего и др. Главное заключается в том, чтобы Б.п.б. умел помочь молодому рабочему разобраться в жизни и в самом себе.
Лит.: Стариков И.М. Подготовка бригадиров и звеньевых. – М. 1990; Теория и методика бригадного обучения / Под ред. С.Я. Батышева. – М. 1996.
С.Я. Батышев

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Похожие термины:

  • ТРЕБОВАНИЯ К БРИГАДИРУ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БРИГАДЫ

    . Для того чтобы бригадир мог воздействовать на молодого рабочего, ему необходимо иметь не только высокое профессиональное мастерство, но и высокие нравственные качества и любовь к этому новому д