Болонская декларация
Болонская декларация
совместное заявление европейских министров образования «Зона европейского высшего образования», сделанное в г. Болонья (Италия) 19 июля 1999 г.
Источник: Организация индивидуально-ориентированного образовательного процесса в РГПУ им.А.И.Герцена
Болонская декларация
международный документ, принятый 19 июля 1999 г. в городе Болонья, имеющий официальное название «Совместное заявление европейских министров образования по вопросам создания единого пространства для европейского высшего образования». Россия подписала Б.д. и присоединилась к процессу формирования общеевропейского образовательного пространства 19 сентября 2003 г. С этого момента Россия приняла на себя определенные обязательства по реформированию национальной системы образования. Обязательства стран, подписавших Б.д., сформулированы в виде шести задач по реформированию национальных систем образования: внедрение европейского приложения к диплому о высшем образовании, введение ступеней высшего образования — бакалавриат и магистратура или иных сопоставимых с ними ступеней, внедрение системы учета нагрузки и оценки знаний студентов в кредитных единицах по типу ECTS, содействие мобильности студентов и преподавателей, содействие европейскому сотрудничеству в области качества образования, содействие европейским воззрениям в области образования.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
БОЛОНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
подписана в 1999 году в Болонье представителями органов власти, которые отвечают за высшее образование в 29 европейских странах. Этой декларацией определены три основные цели стран-участниц: международная конкурентоспособность, мобильность и спрос на рынке труда. В соответствии с указанной декларацией на протяжении первых десяти лет нового тысячелетия процесс создания единого европейского пространства высшего образования и повышения престижа европейской системы высшего образования в мире будет направлен на такие важнейшие цели: принятие системы понятных и сопоставимых научных степеней; организация высшего образования по системе, которая включает два основных цикла – собственно высшее образование и аспирантура; внедрение единой системы зачетных единиц; облегчение передвижения для студентов и преподавателей; развитие европейского сотрудничества в сфере обеспечения качества; развитие европейских аспектов высшего образования (Сєбкова Х. Акредитація і забезпечення якості вищої освіти в Європі // Вища школа. – 2005. – № 2. – С. 77–78). Е. Г. Михайлева
Источник: Глоссарий современного образования.
БОЛОНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
Совместное заявление, подписанное министрами образования стран Европы в г. Болонье 19 июля 1999 г. Декларация провозгласила создание зоны европейского высшего образования и намерение стран, ее подписавших, к продвижению европейской системы высшего образования по всему миру. Россия присоединилась к Б. д. в сентябре 2003 г., став 40-м членом Болонского клуба, и взяла на себя обязательства до 2010 г.: 1) перейти на двухступенчатую систему высшего образования (бакалаврмагистр); 2) внедрить систему зачетных единиц (credit system) при оценке знаний учащихся вместо существующей в российской системе высшего образования системы зачетов часов по предметам обучения. Таким образом, за каждую лекцию, лабораторную работу, семинарское занятие студентам будут выставляться зачетные баллы (кредиты), суммарное количество которых определяет успешность обучения. Такая система принята во многих европейских университетах и позволяет студентам свободно переводиться из вуза в вуз как внутри страны, так и за рубежом. В перспективе предполагается также рассмотреть возможности унификации существующей в России системы ученых степеней (кандидат, доктор наук). Участие в Б. д. поможет ликвидировать существующие трудности с признанием дипломов о высшем образовании большинства российских вузов за рубежом и приведет систему высшего образования России в соответствие с европейскими стандартами. В то же время присоединение России к Б. д. не получило единогласной поддержки среди отечественных специалистов. Справедливо считается, что российская система высшего образования по ряду специальностей не уступает, а превосходит западную систему образования и унификация образования не будет способствовать ее улучшению. Многие также считают, что конвертируемость российских дипломов на Западе подтолкнет молодых специалистов к отъезду из страны, а несовершенство материальной и технической базы многих вузов не позволит им участвовать в Болонском процессе. Вступление российской средней школы в единое европейское образовательное пространство также зависит от выполнения двух условий: введения 12-летнего образования и Единого госэкзамена.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).