Болезнь

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Болезнь
процесс, возникающий в результате воздействия на организм вредоносного (чрезвычайного) раздражителя внешней или внутренней среды, характеризующийся понижением приспособляемости живого организма к внешней среде при одновременной мобилизации его защитных сил. Педагогу при организации учебно-воспитательного процесса необходимо иметь в виду, что у школьника, находящегося в болезненном состоянии, страдают все функции высшей нервной деятельности (внимание, память, аналитические способности и др.).

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Болезнь
нарушение выполнения организмом своих функций, ведущее к нарушению нормальной жизнедеятельности. Болезни возникают под влиянием различных внешних факторов: неверного питания, нарушения сна, физической перегрузки, экологических, климатических условий и т.д. Они возникают по причине собственных пороков развития организма, в частности, наследственных. Болезни возникают там и тогда, когда сила воздействия негативных факторов превышает защитные противодействие организма в целом или отдельных его систем, органов. Православная медицина считает, что болезни наши порождены грехом. Они даются человеку для искупления греха, предупреждения греха, проверяющие способность человека к жертве ради Бога или ближнего. Поэтому, считает православие, болезни надо принимать со смирением, не роптать на судьбу и попытаться понять личную духовную вину в их возникновении. В народной культуре бытует убеждение, с далеких языческих времен, о болезнях как кознях нечистой силы, ведьм, колдунов, а также людей с «дурным глазом» способным наложить порчу. По-своему болезни трактует медицинская астрология. В ней болезни – это предначертания небесных явлений, которые служат предвестником заболеваний; каждое небесное тело (планета) «отвечает» за ту или иную болезнь и т.д. Таким образом, у современного человека есть выбор способов преодоления болезней в зависимости от своего мировоззрения.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Болезнь
это понятие не является до сих пор установившимся и детерминированным, несмотря на обилие работ по проблеме Б., более того, некоторые исследователи (А.А. Богомолец, И.В. Давыдовский, Г. Селье и др.) не находят качественных особенностей Б. – по сравнению со здоровьем.Так, по А.А. Богомольцу, Б. не создает в организме ничего существенно нового. И.В. Давыдовский настаивает на том, что не существует принципиальных отличий между физиологией и патологией, ибо патологические процессы и Б., по его мнению, – это всего лишь особенности приспособительных процессов, сопряженных с субъективным страданием. А согласно концепции Г. Селье об общем адаптационном синдроме, Б. представляет собой напряжение («стресс»), возникающее в организме при воздействии на него чрезвычайных раздражителей. Причины Б. разнообразны, но все они могут быть сведены в группы механич., физич., химич., биологич., а для человека – еще и психогенных факторов, любой из которых вызывает состояние Б., если он неадекватен (т.е. чрезвычаен, непривычен) для организма. Неадекватность может быть количественной (количество раздражителя – чрезмерно для организма), качественный (на организм воздействует фактор, по отношению к качеству которого в организме не выработаны защитно-приспособительные механизмы, временной(количественно и качественно адекватный раздражитель воздействует длительно или в такие промежутки времени и в таком ритме, которые непривычны для организма) и зависящей от индивидуальных свойств данного организма (т.е. определяемой индивидуальной реактивностью конкретного организма – в виде повышенной чувствительности). В современном представлении Б. характеризуется следующими основными чертами: 1. В развитии Б. ведущую роль играет внешняя среда, а для человека – прежде всего внешняя среда. Изменения внутр. свойств организма, вызванные факторами среды и стойко закрепленные ( в т.ч. и наследственными механизмами) в дальнейшем сами могут играть ведущую роль в возникновении Б. 2. Большое значение в развитии Б., кроме этиологических факторов (т.е. причин Б.) и внешних условий, имеют защитно-приспособительные механизмы организма. Развитие Б. в значительной степени зависит от совершенства этих механизмов, объема и скорости их включения в патологический процесс. У человека на развитие и течение Б. большое влияние оказывает психогенный фактор. 3. Болезнь – страдание целостного организма. Не существует совершенно изолированных Б. органов и тканей, т.е. местных Б.: при всякой Б. в большей или меньшей степени в нее вовлекается весь организм, что не исключает наличие основного поражения в том или ином органе или части организма. А теперь приведем наиболее распространенные современные представления о болезни:
Болезнь - это 1) процесс, возникающий в результате воздействия на организм вредоносного (чрезвычайного) раздражителя внешней или внутренней среды, характеризующийся понижением приспособляемости живого организма к внешней среде при одновременной мобилизации его защитных сил; 2) нарушение динамического равновесия, баланса между эндосредой и экзосредой динамической системы (в частности, человека, природной среды, экономической системы и т.д.), которое обуславливается одной из следующих причин: расстройствами эндогомеостаза, или экзогомеостаза, или одновременно эндогомеостаза и экзогомеостаза, или динамического равновесия эндогомеостаза и экзогомеостаза.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
328.47 кб

Стигма, или «Вторая болезнь», в контексте биоэтики

Иванюшкин Александр Яковлевич
Автор показывает, что слово «стигма» означает «клеймо позора». В медицине явление стигматизации распространено достаточно широко: стигмой являются диагнозы рака, наследственных болезней, туберкулеза, других инфекционных болезней.
Читать PDF
350.28 кб

«Тестовая болезнь» современной образовательной России

Константинов Александр Сергеевич
В статье рассматриваются вопросы формирования тестовой системы оценки качества образования, ее влияния на образовательный процесс, на изменение статуса учителя и преподавателя в этом процессе.
Читать PDF
326.25 кб

История про маленького единорога и весеннюю болезнь

Мещерякова Н. Н.
Читать PDF
73.52 кб

Новые способы обучения студентов на кафедре глазных болезней

Лантух Владимир Васильевич
В статье говорится о новых подходах преподавателей при чтении лекций и проведении практических занятий на кафедре глазных болезней.
Читать PDF
740.48 кб

Концепция развития воспитательной работы на кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии

Еремушкина Янетта Маратовна
Воспитание сложный, многоплановый и многоуровневый процесс, в котором положительный результат достигается путем расширения социального партнерства, развития согласованного взаимодействия студента, педагога-воспитателя, коллектива
Читать PDF
818.10 кб

Внедрение системы дистанционного обучения «Moodle» у интернов в клинике инфекционных болезней

Краснова Елена Игоревна, Проворова Вероника Валерьевна, Извекова Ирина Яковлевна, Усолкина Елена Николаевна, Хохлова Наталья Игоревна, Сидорова Юлия Халиловна
Представлен опыт внедрения и использования в процессе обучения интернов кафедры инфекционных болезней педиатрического факультета системы дистанционного обучения Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment модульна
Читать PDF
293.63 кб

Педагогические и ценностно-смысловые подходы к изучению инфекционных болезней: от истории к современ

Кудрявая Н.В., Зорин К.В.
В статье показана значимость педагогических аспектов в образовании и практической деятельности врача-инфекциониста.
Читать PDF
566.62 кб

Использование платформы Moodle для дистанционного обучения на кафедре инфекционных болезней

Гранитов Владимир Михайлович, Никулина Марина Анатольевна, Бобровский Евгений Александрович
В настоящее время внедряются дистанционные технологии обучения в медицинское образование. Существует много образовательных платформ и систем.
Читать PDF
497.28 кб

Оптимизация учебного процесса на курсе пропедевтики внутренних болезней

Дайбанырова Лилия Владимировна, Чибыева Людмила Григорьевна
В процессе обучения студентов по курсу пропедевтики внутренних болезней и для контроля знаний в комплексе применяются разные методы проблемные занятия и тестовый контроль.
Читать PDF
486.35 кб

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов на курсе фтизиатрии кафедры инфекционных болезней, фт

Гуляева Надежда Андреевна, Егорова Марина Васильевна
Обеспечение высокого качества образования на основе соответствия актуальным потребностям личности, общества и государства важнейшая задача российской образовательной политики.
Читать PDF
219.01 кб

Факторы риска развития хронической болезни почек

Оленко Елена Сергеевна, Кодочигова Анна Ивановна, Киричук Вячеслав Федорович, Субботина Вера Григорьевна, Лифшиц Владимир Борисович, Симонова Екатерина Александровна
В последние годы широкое распространение получила концепция факторов риска как основополагающего подхода в донозологической диагностике различных заболеваний и патологии почек в частности.
Читать PDF
427.12 кб

«Болезни гендерного роста», или о проблеме институционализации гендерного образования в отечественно

Кашина М. А.
Читать PDF
187.26 кб

« Болезни роста» в преподавании дисциплин «Микроэкономика» и «Макроэкономика» – продвинутый уровень»

Чередниченко Л. Г., Дубовик М. В.
В статье предлагается анализ проблем преподавания магистерских курсов «Микроэкономика» и «Макроэкономика» продвинутый уровень» в Российском экономическом университете имени Г.В.Плеханова.
Читать PDF
0.00 байт

Гуманитарное образование в современной русской школе: болезни и мнимые лекарства

Любжин Алексей Игоревич
Современное среднее образование построено так, что при общей перегруженности школьникам крайне редко приходится решать сложные и интересные задачи.
Читать PDF
0.00 байт

Пять признаков тяжелой болезни: открытое письмо министру образования и науки РФ О. Ю. Васильевой

Афанасьева Вера Владимировна
Выражена просьба о радикальном изменении «Федеральной программы развития российского образования на 2016-2020 годы». Сформулированы проблемы на основе обобщения откликов на публикации о состоянии со-временной высшей школы.

Похожие термины:

  • Дауна болезнь

    СИНДРОМ ДАУНА (по имени J. Down – англ, врача) – хромосомная болезнь, одна из форм олигофрении, при которой умственная отсталость сочетается со своеобразным внешним обликом больного.
  • ДАУНА БОЛЕЗНЬ (монголизм)

    особая форма умственной отсталости (преимущественно в степени идиотии или имбецильности) со своеобразными чертами лица, обусловленная хромосомными аномалиями. Термин «монголизм» был предложен
  • Дауна болезнь синдром Дауна

    хромосомная болезнь, одна из форм олигофрении, при которой умственная, отсталость сочетается со своеобразным внешним обликом больного. В 95% случаев в клетках больных имеется 47 хромосом вместо 46 за
  • Гипертоническая болезнь

    [гипер… + гр. tonos – напряжение] – заболевание сердечно-сосудистой системы, обусловленное психической травматизацией и перенапряжением центральной нервной системы. Характеризуется повышением ар
  • ЛИТТЛА БОЛЕЗНЬ

    (син. Литтла врожденная аноксемическая эмбриопатия) - форма детского церебрального паралича с двусторонним центральным параличом конечностей, с преобладанием нижнего спастического парапареза. П
  • СИМУЛИРОВАТЬ болезнь

    создавать ложное впечатление о болезни. О 1970-х гг.: «Еще [девочка] была опытным симулянтом. Природа наградила её скверными, рыхлыми гландами. Их всегда можно было предъявить любому врачу или школьно
  • СКОЛИОТИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ (СКОЛИОЗ)

    тяжелое, прогрессирующее заболевание позвоночника, характеризующееся дугообразным искривлением позвоночника во фронтальной плоскости и скручиванием позвоночника вокруг вертикальной оси (торс
  • Болезни, связанные с курением

    Курение заметно сокращает жизнь человека (от 3 до 8 лет). Курение вызывает склероз сосудов и становится одним из важнейших факторов, повышающих риск инфаркта миокарда, инсульта, заболеваний артерий
  • Болезни цивилизации

    [см. болезнь] – широко распространенные в экономически развитых странах заболевания (гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, ди
  • Болезни наследственные

    [см. болезнь] – болезни, связанные в своем патогенезе с изменением специфического фактора наследственности. В основу этиологических факторов положены генные, хромосомные или геномные мутации. Ра
  • Венерические болезни

    [ ‹ лат. Venus (Veneris) – Венера, богиня красоты и любви] – заразные болезни, передающиеся преимущественно половым путем: гонорея (триппер), сифилис, мягкий шанкр и паховый лимфогранулематоз.
  • Возбудитель болезни

    вид организмов, способных вызвать заболевания растений или животных, включая человека (вирус, бактерия, гельминт и т.д.).