БОГАТСТВО РЕЧИ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

БОГАТСТВО РЕЧИ
Коммуникативное качество речи, для которой характерно широкое применение средств лексической и синтаксической синонимии, большое количество интонационных моделей, повышенная вариативность в использовании языковых средств.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

БОГАТСТВО РЕЧИ
коммуникативное качество речи, которое возникает на основе соотношения речь—язык. Б. р. можно определить как максимально возможное насыщение ее разными, не повторяющимися средствами языка, в той мере, в какой это необходимо для реализации коммуникативного намерения. Чем разнообразнее речь, тем больше в ней содержится информации, больше личных оценок, авторского отношения к предмету речи. В общем понятии речевого богатства можно выделить некоторые его разновидности. Лексическое Б. р. проявляется в том, что слова, не несущие специального коммуникативного намерения, применяются как можно реже. Этого можно достигнуть лишь при наличии у говорящего-пишущего большого словарного запаса. Для количественного исчисления уровня лексического богатства речи существует такой критерий, как коэффициент лексического богатства. Он представляет собой отношение между лексемами (разными словами) и общим количеством слов в тексте. Это можно представить в виде следующей формулы: Коэффициент лексического богатства =Лексемы/Общее количество слов в тексте Лексическое Б. р. отражает и информативную насыщенность текста, что зависит не только от выбора языкового материала, но и от насыщения его мыслями автора, его чувствами, различными состояниями сознания. Семантическое Б. р. проявляется в разнообразии и обновлении словесных связей, т. е. в данном случае имеется в виду значение слова, приобретенное в контексте. Синтаксическое Б. р. проявляется в использовании разнообразных синтаксических средств. Интонационное Б. р. тесно связано с лексическим, семантическим и синтаксическим Б. р. Но интонационное богатство и интонационная бедность явно выражены в речи звучащей и слышимой, а в речи письменной, читаемой интонация всегда задана лексико-семантической и синтаксической структурой речи и всегда присутствует лишь в сознании как пишущего, так и читающего. Речевые недочеты, в которых проявляется бедность речи: 1) повторение одного и того же слова в рамках небольшого контекста, например: Пугачев хотел, чтобы все люди жили счастливо. Пугачев помогал Гриневу. Пугачев хотел, чтобы Гринев жил счастливо; 2) употребление рядом или близко однокоренных слов, например: Однажды охотники охотились на зайцев; 3) однотипность и слабая распространенность синтаксических конструкций, например: Татьяна была простой, скромной девушкой. Она рано начала читать французские романы. Ее воспитывал француз-гувернер. Татьяна была задумчивой девушкой. Лит.: Головин Б.Н. Основы культуры речи. — М., 1980; Пленкин Н.А. О понятии «богатство речи» // РЯШ. — 1987. — № 3.

Источник: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

БОГАТСТВО РЕЧИ
или РАЗНООБРАЗИЕ РЕЧИ, — одно из Коммуникативных качеств речи (см.), характеризующееся разнообразием словарного запаса, отсутствием повторяющихся конструкций (тавтологий), применением средств лексической и синтаксической синонимии (в связи с этим различают лексическое и синтаксическое Б.р.).
Б.р. — качество, которое свидетельствует о высоком уровне речевого мастерства и является обязательным условием успешного общения в разных ситуациях. Б.р. противопоставляют её бедности (однообразности) (см. Бедность речи), загромождённости и засорённости. К примеру, следует избегать повторения в тексте однокоренных или близких по значению слов (изображаемый образ, объединение воедино и т.д.). Синонимы (см.) помогают избегать ненужных повторений.
Одним из важных критериев разграничения богатства и бедности речи считают «количество слов» [Голуб 2000: 35]. У А.С. Пушкина, напр., в обращении было более двадцати тысяч слов, а известная героиня И. Ильфа и Е. Петрова Эллочка Щукина «легко и свободно обходилась тридцатью». О богатстве языка судят не только по количеству слов, но и по их многозначности. И.Б. Голуб пишет, что «разные значения слова расширяют границы его использования в речи» [Голуб 2000: 36].
В каждом функциональном стиле Б.р. проявляется по-разному. Необходимо отметить, что в языке художественной литературы Б.р. получает наиболее полное проявление. Талантливым писателям в большей степени удается достичь живости, наглядности, красочности, т.к. они владеют искусством художественного слова и умением правильно использовать выразительные средства языка. Искусству художественного слова учат русские писатели, которые из родного языка, по выражению М. Горького, «сделали чудо».
Б.р. оценивается как достоинство речи только в том случае, если языковые средства употреблены целесообразно и в соответствии с функциональной направленностью речи. Н.В. Гоголь, высказываясь о русском языке, писал: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово...».
В качестве примера образцовой речи приведём текст, написанный И.С. Тургеневым по поводу смерти Н.В. Гоголя: Гоголь умер! — Какую русскую душу не потрясут эти два слова? Он умер. Потеря наша так жестока, так внезапна, что нам всё ещё не хочется ей верить. В то самое время, когда мы все могли надеяться, что он нарушит наконец своё долгое молчание, что обрадует, превзойдёт наши нетерпеливые ожидания, — пришла эта роковая весть! — Да, он умер, этот человек, которого мы имеем теперь право, горькое право, данное нам смертью, назвать великим; человек, которым мы гордимся, как одной из слав наших!
В этом фрагменте использована не только разнообразная лексика, но и целый ряд Стилистических приёмов (см.): Повтор (см.), Риторическое восклицание (см.), Риторический вопрос (см.), Амплификация (см.), Инверсия (см.), Синтаксический параллелизм (см.), Эпитет (см.) и др.
Т.о., даже траурная речь может быть образной, эмоциональной, насыщенной и выразительной, т.е. богатой. Главное — овладеть мастерством слова и использовать его в соответствии с ситуацией общения.
Лит.: Голуб И.Б. Основы красноречия: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. М., 2000; Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. М., 1988; КРРЭСС. М., 2007; Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи. М., 2007; Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. М., 2003; Филиппова Л.С. Русский язык и культура речи. М., 2009.
Н.Н. Акулова

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.