БОДРАЯ ЖИЗНЬ
Бодрая жизнь
летняя трудовая колония для детей из рабочих семей Москвы, образованная в 1911 С.Т. Шацким и В.Н. Шацкой под Каширой. До 1919 входила в состав учреждений общества «Детский труд и отдых». В данной колонии осуществлялся эксперимент организации жизни детей на принципах трудового (самообслуживание, работа в саду, поле и т. п.) и творческого (занятия по интересам в свободное время) воспитания. Дети участвовали в обсуждении всех дел колонии. Содержание и методика воспитания обобщены в монографии: Шацкая В.Н., Шац кий С.Т. «Бодрая жизнь».
Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016
БОДРАЯ ЖИЗНЬ
летняя трудовая колония для детей из рабочих семей Москвы, образованная в 1911 С.Т. Шацким и В.Н. Шацкой под Каширой. До 1919 входила в состав учреждений общества "Детский труд и отдых". В "Б.ж." осуществлялся эксперимент организации жизни детей на принципах трудового (самообслуживание, работа в саду, поле и т.п.) и творческого (занятия по интересам в свободное время) воспитания. Дети участвовали в обсуждении всех дел колонии. Содержание и методика воспитания обобщены в монографии: Шацкая В. Н., Шацкий С.Т., "Бодрая жизнь" (1915, см. Шацкий С.Т., Избр. пед. соч., т. 1, М., 1980). В 1919 "Б. ж." стала постоянной школой и вошла в состав 1-й опытной станции по народному образованию Наркомпроса РСФСР. В 1934 преобразована в среднюю школу; ей присвоено имя С.Т. Шацкого (г. Обнинск Калужской обл.).
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
«БОДРАЯ ЖИЗНЬ»
летняя трудовая колония для детей и подростков из рабочих семей одной из окраин Москвы. Образована в 1911 С. Т. Шацким и В. Н. Шацкой под Калугой. До 1919 входила в состав дет. учреждений об-ва «Детский труд и отдых» — и содержалась на его средства. В «Б. ж.» ежегодно проводили лето 60—80 детей, посещавших дет. учреждения об-ва. В колонии осуществлялся эксперимент организации жизни детей на принципах разнообразной трудовой деятельности: самообслуживание, благоустройство территории, приготовление пищи, работа в огороде, саду, поле, на скотном дворе. Дет. коллектив вместе с педагогами обсуждал все дела колонии. Свободное время дети проводили по своему желанию (игра, чтение, пение, постановка спектаклей-импровизаций, муз. и др. занятия, содействующие развитию творческих способностей воспитанников). Практич. деятельность в «Б. ж.» позволила Шацкому и его сотрудникам продолжить исследование дет. коллектива. Содержание, методы и формы новаторской воспитат. работы в колонии обобщены в монографии: Шацкая В. Н., Шацкий С. Т., «Бодрая жизнь» (1915).
В 1919 «Б. ж.» стала постоянной школой-колонией и вошла в состав первой опытной станции по нар. образованию Наркомпроса РСФСР. С 1923/24 уч. г. в ней начали учиться дети из окружающих деревень. В школе-колонии продолжалось изучение содержания и организации уч.-воспитат. процесса, взаимодействия шк. работы и трудовой жизни, разрабатывались вопросы связи деятельности школы с пионерской и комсомольской орг-циями, окружающей средой. Школьники вели работу с населением (политпросвещение, ликбез, библиотечное обслуживание). В «Б. ж.»накоплен большой опыт худож. развития детей (театр, живая газета, хор и др.). В 1934 преобразована в ср. школу, ей присвоено имя С. Т. Шацкого (г. Обнинск Калужской обл.).
Лит.: Шацкий С. Т., Бодрая жизнь, в его кн.: Избр. пед. соч., т. 1, М, 1980; Шацкая В. Н., Школа-колония «Бодрая жизнь». (Воспоминания), СП, 1962, № 11, с. 46—53; Опыт пед. деятельности С. Т. Шацкого, под ред. В. Н. Шацкой, Л. Н. Скатки-на, М., 1976; С к а т к и и М. Н., С. Т. Шацкий о всестороннем развитии детей, М., 1977.
В 1919 «Б. ж.» стала постоянной школой-колонией и вошла в состав первой опытной станции по нар. образованию Наркомпроса РСФСР. С 1923/24 уч. г. в ней начали учиться дети из окружающих деревень. В школе-колонии продолжалось изучение содержания и организации уч.-воспитат. процесса, взаимодействия шк. работы и трудовой жизни, разрабатывались вопросы связи деятельности школы с пионерской и комсомольской орг-циями, окружающей средой. Школьники вели работу с населением (политпросвещение, ликбез, библиотечное обслуживание). В «Б. ж.»накоплен большой опыт худож. развития детей (театр, живая газета, хор и др.). В 1934 преобразована в ср. школу, ей присвоено имя С. Т. Шацкого (г. Обнинск Калужской обл.).
Лит.: Шацкий С. Т., Бодрая жизнь, в его кн.: Избр. пед. соч., т. 1, М, 1980; Шацкая В. Н., Школа-колония «Бодрая жизнь». (Воспоминания), СП, 1962, № 11, с. 46—53; Опыт пед. деятельности С. Т. Шацкого, под ред. В. Н. Шацкой, Л. Н. Скатки-на, М., 1976; С к а т к и и М. Н., С. Т. Шацкий о всестороннем развитии детей, М., 1977.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия