БЛОНСКИЙ Павел Петрович

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

БЛОНСКИЙ Павел Петрович
(1884–1941) – русский и советский педагог, и психолог, написал свыше 200 работ по философии, психологии и педагогике («Трудовая школа», «Педагогика», «Задачи и методы народной школы» и др.). Блонский выступал с критикой старой школы и обосновал принципы построения новой школы, в которой большое место должны занимать труд и самообразование. Разрабатывал вопросы подготовки учителя, методики преподавания педагогики.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

БЛОНСКИЙ Павел Петрович
(1884–1941) – педагог и психолог, профессор (1918), доктор педагогических наук (1935). Родился в Киеве. Окончил историкофилологический факультет Киевского университета (1907). Один из создателей и руководителей Академии социального воспитания (с 1924 – академия коммунистического воспитания), входил в научнопедагогическую секцию ГУСа – Государственный ученый совет (1922–1932). Автор многих работ по педагогике, в том числе по проблемам социальной педагогики. Среди проблем, которые нашли отражение в его трудах, – социальное воспитание, национальное воспитание, основы трудовой политехнической школы, и др.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

БЛОНСКИЙ Павел Петрович
1884—1941) — русский и советский педагог и психолог, написал свыше 200 работ по философии, психологии и педагогике («Трудовая школа», «Педагогика», «Задачи и методы народной школы», «Очерки детской сексуальности» и др.). Б. выступал с критикой старой школы и обосновал основы построения новой школы, в к-рой большое место должны занимать труд и самообразование. Значительную роль в формировании личности отводил умственному труду, эстетическому, нравственному и атеистическому воспитанию. Разрабатывал вопросы подготовки учителя, методики преподавания педагогики. Многие психологические труды Б. имеют пед. направленность.

Источник: Педагогический словарь

БЛОНСКИЙ ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ
(1884–1941), педагог и
психолог, профессор (1918), доктор педагогических наук (1935); был одним из создателей и руководителей Академии социального воспитания; заведовал лабораторией памяти, а затем лабораторией мышления и речи в Государственном НИИ психологии (1930-е). Сформулировал собственные педагогические идеи: обучение и воспитание должно осуществляться на основе знаний закономерностей развития ребенка; уважение личности ребенка, его потребностей и интересов. Был убежден, что правильно построить педагогический процесс невозможно без знания возрастных и индивидуальных особенностей детей. Экспериментально изучал особенности функционирования мышления в ходе возрастного развития. Основные работы: “Курс педагогики” (1916), “Задачи и методы народной школы” (1916), “Трудовая школа” (1919), “Очерк научной психологии” (1921), “Педагогика” (1922), “Основы
педагогики” (1925), “Психологические очерки” (1927), “Педология” (1934).

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

БЛОНСКИЙ Павел Петрович (1884-1941)
педагог и психолог, д-р педагогических наук (1935). Один из ведущих теоретиков педологии. Участвовал в создании и руководил Академией социального воспитания (с 1924 - АКВ; первый ректор в 1919-23). Ранние работы Б. имели гл.о. историко-философский и историко-педагогический характер. Сформулировал осн. педагогические принципы массового неполного среднего образования на основе политехнизма и связи обучения и труда как факторов социального развития личности. Они стали теоретико- педагогической основой строительства школьной системы в СССР. В учебнике "Педология" (1934; 2 изд., 1936) дал представление о своеобразии разных возрастных периодов и связанных с ним особенностях воспитания и обучения. В кн. "Психологические очерки" (1927) выдвинул оригинальное положение о происхождении и развитии психической жизни, трактуя ее как ряд разных уровней психической деятельности. "Очерк научной психологии" (1921). (Психология и педагогика: учебно-терминологический словарь. Сост. Е.Е. Пости. - Ковров, 2005. )

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Павел Петрович Блонский
1884 - 1941) выдающийся педагог и психолог, «советский Песталоцци». Оказал самое большое влияние на послереволюционную российскую педагогику, в полной мере его наследие еще не изучено. К педагогике предъявлял требования как к точной науке, которая должна устанавливать закономерности между фактами воспитания, изучая их в зависимости от различных причин («Воспитание создается не по воле отдельного человека . . . а есть функция определенных экономических и политических условий. . . »)« Один из главных разработчиков педологии, понимал ее как науку, «изучающую развитие человека в детстве», в то время как педагогика «изучает факторы, благоприятствующие этому развитию». Огромное влияние придавал объективным методам педагогическим исследования, прежде всего статистическим, тестированию, хотя всегда отмечал, что нельзя делать культа из диагностики. Скрупулезно отрабатывал процедуру исследования. Центр педагогического процесса, по Блонскому, ребенок; все должно быть направлено на то, чтобы ребенка «раскрыть и обогатить» («Любите не школу, а детей, приходящих в школу»). Любовь проявляется в знании особенностей ученика (половых, возрастных и т. д. ) и в умении строить работу, основываясь на этом знании. Успешность работы определяется сопереживанием (по-современному, эмпатией). Одним из первых Блонский обратил внимание на роль неформальных отношений в формировании личности (нормы и ценности социального окружения, лидерство, руководство). Разработал типологию учащихся по основанию «сильный - слабый». Это проявляется в физическом, умственном, психологическом развитии. Особого внимания заслуживает слабый тип (психического развития), ребенок этого типа победителем становится только в вымысле (грезах). «Грезы» тормозят развитие, Блонский разрабатывал пути работы с такими детьми. Таким образом, по Блонскому, цели воспитания зависят от типа ребенка. В созданной Блонским концепции трудовой школы учащиеся должны мир изучать целостно, как жизнь-труд, отношения людей, явлений и предметов. Для активизации учебного процесса Блонский предложил генетический метод, который предполагал обучение согласно фазам развития ребенка, поэтапно организованное - только так можно развить заложенное природой. Следует постепенно расширять «границы опыта» (от микросреды к макро). Активируя мышление, педагог делает работу ученика творческой, поэтому (как и Шацкий) Блонский осуждал обучение, когда учитель спрашивает выученное - ученик отвечает. Чтобы приблизить обучение к «самой жизни» Блонский предлагал на практике изучать орудия труда, упражняться в решении социальных ситуаций (включал их в реальный образовательной процесс). После постановления 1936г. «О педологических извращениях в системе Наркомпросов». Блонского травят, прекращают издавать, запрещают выступать. У него арестовывают обоих сыновей. Забытый и одинокий, он умер в районной больнице. В течение 20 лет его имя и труды были под запретом.

Источник: История образования и педагогической мысли

БЛОНСКИЙ Павел Петрович
(14[26] мая 1884 г.–15 февраля 1941 г.) – педагог и психолог. По окончании историко-филологического факультета Киевского университета (1907) преподавал педагогику и психологию в московских женских средних учебных заведениях. Выдержав в 1913 г. магистерские экзамены, Блонский П.П. начал читать лекции по психологии и философии в Московском университете в качестве приват- доцента. Он читал также курсы педагогики и психологии в университете Шанявского и на Высших женских педагогических курсах. В 1915–1916 гг. им были написаны оригинальные педагогические произведения, в которых Блонский П.П. утверждал, что школа – организация не только учения, но и всей жизни ребенка. Блонский П.П. требовал «самым решительным образом отвергнуть проклятое обособление школы от жизни», называл дореволюционную школу «монастырем» и «казармой». В работах «Школа и рабочий класс», «Школа и общественный строй», опубликованных в феврале – октябре 1917 г., Блонский П.П. пытался вскрыть классовый характер воспитания, зависимость школы от общественного строя и наметить перспективы создания трудовой школы. Он считал, что новая школа немыслима без активной, творческой деятельности детей.
Блонский П.П. играл активную роль в преобразовании школы. Мысли, высказанные им в книге «Трудовая школа» (1919), оказали большое влияние на формирование идей трудовой политехнической школы, но он неправомерно обрушивался на стабильные учебные планы, программы и классно-урочную систему занятий. В 1921 г. Блонский П.П. вошел в состав научно-педагогической секции Государственного ученого совета НКП РСФСР и участвовал в разработке новых программ, которые, по мысли авторов, должны были обеспечить тесную связь школы с жизнью. Разрабатывая вопросы преподавания теории и истории педагогики, Блонский П.П. писал о необходимости связывать изучение классического наследия с решением актуальных проблем образования. Много внимания педагог уделял нравственному воспитанию учащихся. Он протестовал против ремесленнического, узкопрофессионального подхода к воспитанию детей, обращался к учителю: «Учитель, стань человеком!», «Лишь живая душа оживит души». Педагогические сочинения Блонского П.П. написаны ярко, темпераментно.В 20-х – начале 30-х гг. Блонский П.П. был одним из видных представителей педологии. В 1925 г. была напечатана его книга «Педология». Блонский П.П. – автор ряда трудов по общей и детской психологии. В начале 20-х гг. он активно выступил против идеалистической психологии Г.И. Челпанова и начал одновременно с К.Н. Корниловым борьбу за новую психологию. Блонский П.П. вел разностороннюю преподовательскую работу в I и II Московском университетах, являлся одним из создателей и руководителей Академии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской, участвовал в подготовке научных кадров, руководил коллективом молодых психологов и аспирантов в Московском институте психологии. Опытная и экспериментальная работа в школе была неотъемлемой частью научной деятельности Блонского П.П.
Соч.: Очерк научной психологии. – М., 1921; Память и мышление. – М.; Л., 1935; Развитие мышления школьника. – М., 1935.
Л.М. Новиков

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

БЛОНСКИЙ Павел Петрович
14(26). 5.1884, Киев, — 15.27.1941, Москва], педагог и психолог, проф. (1918), д-р пед. наук (1935). Окончил ист.-филол. ф-т Киевского ун-та (1907). С 1907 в Москве, с 1908 преподавал педагогику в ср. уч. заведениях. С 1913 приват-доцент Моск. ун-та. Одновременно преподавал в ун-те Шанявского, на Тихомировских высш. жен. курсах и на летних учительских курсах. После Окт. революции Б. вел интенсивную преподавательскую (МГУ и др. вузы) и науч. работу (Н.-и. ин-ты педагогики и психологии), участвовал в составлении шк. программ, писал учебники для пед. вузов и уч. пособия для нач. школы («Красная зорька», 1926); был одним из создателей и руководителей Академии социального воспитания (с 1924 — АКБ). Совм. работа с Н. К. Крупской (по ее инициативе Б. введен в состав науч.-пед. секции ГУСа, членом к-рой был в 1922—32) серьезно повлияла на формирование науч. мировоззрения Б. С нач. 30-х гг. Б. заведовал лабораторией памяти, а затем лабораторией мышления и речи в Гос. Н.-и. ин-те психологии (ныне Психол. ин-т РАО).
Дорев. работы Б. имели гл. обр. ист.-филос. (анализ взглядов Дж. Беркли, Плотина и др.) и ист.-пед. характер (очерк франц. педагогики, сочинения о пед. взглядах Я. А. Коменского, К. Д. Ушинского, Ф. Паульсена). Обстоятельное изложение разл. пед. систем и взглядов на основные пед. проблемы (предмет педагогики, сущность и задачи воспитания и т. п.) было дано Б. в уч. пособии для вузов «Курс педагогики» (1916). В работе «Задачи и методы нар. школы» (1916) сформулированы собств. пед. идеи Б., к-рые автор развивал и в сов. время: обучение и воспитание на основе знаний закономерностей развития ребенка, уважение личности ребенка, его потребностей и интересов, разностороннее умственное, нравств., эстетич. и трудовое воспитание, трудовое обучение и по-литехн. образование. В первые годы после Окт. революции главное в деятельности Б. — обоснование принципов марксистской перестройки пед. науки и разработка основ трудовой политехн. школы. Статья Б. «Марксизм как метод решения пед. проблем» (1921) имела важное значение для применения диалектич. метода в решении теоретич. проблем и преподавании уч. предметов. Попытка раскрыть общие понятия педагогики как науки была сделана Б. в «Педагогике» (1922) и «Основах педагогики» (1925).
В «Трудовой школе» (ч. 1—2, 1919) и др. работах были сформулированы принципы, сохраняющие свою актуальность: неразрывная связь трудового обучения с общим образованием, связь содержания общего и политехн. образования с совр. состоянием науки, необходимость согласовывать его с возрастными и индивидуальными возможностями ребенка. Содержательны работы Б. по проблемам дошк. педагогики, нравств. и полового воспитания и др. вопросам.
Б. был убежден, что правильно построить пед. процесс нельзя без знания возрастных и индивидуальных особенностей детей. Исследования Б. сер. 20-х гг. основывались на двух гл. принципах: идее развития (необходимость рассматривать психику как результат эволюции) и целостном подходе к изучению ребенка (необходимость изучать его психич. и фи-зич. свойства в их взаимосвязи и взаимодействии). Исходя из этого, Б. попытался дать полную картину жизни ребенка, показать его как «естественное целое». Работы Б. тех лет проводились в русле педологии. В учебнике «Педология» (1934) в результате обобщения огромного науч. материала Б. дал представление о своеобразии разных возрастных периодов и связанных с ним особенностях воспитания и обучения.
Б. выступил за перестройку психол. науки на основе марксизма («Очерк науч. психологии», 1921). В кн. «Психол. очерки» (1927) выдвинул оригинальное представление о происхождении и развитии психич. жизни, трактуя ее как ряд разных уровней психич. деятельности: от сна (примитивного психич. состояния) до высш. интеллектуальных функций. Экспериментально изучал особенности функционирования мышления в ходе возрастного развития. Выдвинул оригинальную теорию памяти, рассматривая различные ее виды как ступени развития мнемич. функции; исследовал проблемы речи, высказал свою гипотезу происхождения внутр. речи; изучал эмоциональную сферу, считая ее фундаментом поведения человека. Акцентировал внимание на взаимодействии разных психич. сфер и процессов (памяти и мышления, мышления и речи, внимания и эмоций и т. д.). Соч.: Избр. пед. произведения, вступ. ст. Ф. Ф. Королева, М. 1961 (библ.); Избр. психол. произведения, вступ. ст. В. Н. Колба-новского, М., 1964 (библ.); Избр. пед. и психол. сочинения, вступ. ст. А. В. Петровского и М. Г. Данильченко, т. 1—2, М., 1979; Мои воспоминания, М., 1971.
Лит.: Никольская А. А., О психол. воззрениях П. П. Блонского, ВП, 1974, № 3; с е же, Значение П. П. Блонского в истории психологии, ВП, 1985, № 1; Смирнов А. А., Проблема развития психики в трудах П. П. Блонского. в его кн.: Развитие и совр. состояние психол. науки в СССР, М., 1975; Фрадкин Ф. А., Программа создания науч. педагогики в работах П. П. Блонского, СП, 1984, № 6. А. А. Никольская.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия