. К основным блокам относятся:
Общетехнический блок, содержащий учебный материал, отражающий научные основы техники и технологии межотраслевого назначения, характерный для группы отраслей (подотраслей, производств). Материал может быть профилирован по конкретной отрасли (подотрасли, производству, виду деятельности), к которой относится профессия, главным образом, в части выполнения практических заданий.
Отраслевой блок содержащий учебный материал, раскрывающий общетехнические, общетехнологические и экономические основы производства и отрасли, место профессии в системе разделения труда, сложившегося в отрасли (на производстве), краткое знакомство с ведущими трудовыми функциями других профессий отрасли, сведения об охране труда на производстве, экологии производства и пр.
Общепрофессиональный блок, включающий теоретический и практический учебный материал, являющийся интеграционной основой для группы родственных профессий, выделенных в рамках отрасли (производства) или на межотраслевом уровне. Это могут быть общие технико-технологические или деятельностные основы профессий, входящих в группу. Если для этих профессий не выделялся отраслевой блок (в случаемежотраслевой группировки), то элементы, характерные для отраслевого блока, например экономического характера, могут включаться в общепрофессиональный блок.
Профессиональный блок являющийся основной в обучении. Это касается как объема этого блока, так и его значения. В рамках профессионального блока дается учебный материал, лежащий в основе освоения соответствующих видов профессиональной деятельности на требуемом уровне. Профессиональное образование ориентируется главным образом на подготовку рабочих широкого профиля, предусматривающую ряд специализаций по профессии. В этом случае профессиональный блок охватывает только то содержание обучения, которое является основой для интеграции специальностей в профессию, а содержание, специфичное для отдельных специальностей, описывается специальными блоками.
Специальный блок содержащий теоретический и практический учебный материал, необходимый для освоения специальности, относящейся к профессии, с выходом на требуемый заказчиком уровень квалификации или на средний уровень квалификации в соответствии с государственной тарифной сеткой и типовыми квалификационными характеристиками Минтруда РФ (когда подготовка ведется не для конкретного потребителя, а для рынка труда в целом). Разновидность специального блока – общеспециальный блок, который применяется, когда профессия включает разветвленную сеть специальностей, охватывающих широкое технико-технологическое поле и значительно различающихся по содержанию труда, но для нескольких специальностей профессии можно выделить общее содержание обучения, которое оформляется в виде общеспециального блока.
Пример: профессия «портной» относится к отрасли «швейное производство», к группе родственных профессий. Индивидуальный пошив одежды, включает специальности «портной женской легкой одежды» «портной женской верхней одежды», «портной мужской одежды».
Содержание отраслевого блока для швейного производства представлено предметами: «Материаловедение», «Оборудование», «Рыночная экономика и методы хозяйствования»; общепрофессионального блока для группы родственных профессий по индивидуальному пошиву одежды – предметами: «Деловая культура», «Основы художественного проектирования одежды»); профессионального блока для профессии «портной» – предметами: «Основы технологии изготовления одежды», «Основы моделирования и конструирования одежды», – и производственным обучением, общим для всех специализаций, – и содержание трех специальных блоков представлено предметом «Технология изготовления одежды» и соответствующим производственным обучением, раскрываемым в соответствии с тремя рассмотренными специализациями: «женская легкая одежда», «женская верхняя одежда», «мужская одежда». В данном примере общетехнический блок отсутствует.
Помимо основных блоков имеются дополнительные.
Блок повышенного профессионального образования (среднего профессионального или высшего профессионального) отражает повышение имеющегося уровня профессионального образования в системе институционального профессионального образования, осуществляемого в стационарных образовательных учреждениях. Он связан, например, с двухступенчатой системой подготовки кадров в профессиональных лицеях, колледжах и т.д., когда на второй ступени образовательного учреждения ставится задача довести уровень начального (или среднего) профессионального образования до уровня среднего (или неполного высшего) профессионального образования с выдачей соответствующего документа государственного образца.
В ходе разработки блоков этого типа важно определить основные преемственные направления подготовки специалистов различных ступеней квалификации в рамках тех или иных отраслей, подотраслей, производств или видов деятельности.
Кроме того, блоки этого типа могут отражать движение по уровням среднего профессионального образования (базовый и повышенный уровень) и высшего профессионального образования (неполное высшее, бакалавриат, подготовка специалиста или магистратура).Блоки перепрофилирования позволяют на основе имеющейся профессии (специальности) получить новую, часто с переходом в другую сферу экономики, поэтому они важны для системы обучения безработных граждан, незанятого населения и высвобождаемых работников.
Блоки перепрофилирования разрабатываются с учетом прогнозов динамики рынка труда, выделения наиболее целесообразных, коротких и эффективных с дидактической точки зрения направлений переподготовки и базироваться на специально разработанной для этих целей системе обучения.
Бизнес-блоки важны в современных условиях становления рыночных отношений, их изучение обеспечивает благоприятные условия для вхождения людей в рынок, так как многие профессии предполагают возможность как работы по найму, так и открытие самостоятельного дела. Блоки этого типа, разработанные с учетом особенностей соответствующих видов профессиональной деятельности, по своему содержательному наполнению должны обеспечивать подготовку обучаемого к участию в деловой жизни в части экономической, правовой, финансовой, управленческой, психологической и маркетинговой подготовки.
Блок опережающей профессиональной подготовки включает сведения о новейших достижениях современной техники и технологии в рамках данной профессии, значительно отличающихся от среднего уровня по стране. Особенностью этого блока является то, что он может служить основой для подготовки профессионально мобильных рабочих и специалистов, способных освоить работу в новейшей технико-технологической среде.
Освоение этого блока важно для высвобождаемых работников.
Лит.: Ермоленко В.А. Технология разработки блочно-модульных учебных программ для учреждений профессионального образования. – М., 1996; Ермоленко В.А., Новикова Т.Т., Новиков П.Н., Павлова О.А. Система разработки вариативно-модульной учебно- программной документации для профессионального обучения безработных граждан, незанятого населения и высвобождаемых работников / Под ред. А.Н. Лейбовича. – М., 1995; Батышев С.Я. Блочно-модульное обучение. – М., 1997.
В.А. Ермоленко
БЛОКИ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БЛОКИ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.