БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ, филантропия

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ, ФИЛАНТРОПИЯ
оказание безвозмездной помощи (материальной и денежной) нуждающимся лицам и организациям, обеспечение людей благами и услугами за счет благотворителя (частного лица или организации). См. также Филантроп.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ (ФИЛАНТРОПИЯ)
(от греч. philantropia – человеколюбие) – буквально, творить (совершать) благо людям; любовь коголибо к людям. Б. – в узком смысле – оказание частными лицами или организациями безвозмездной помощи нуждающимся людям или социальным группам населения. В широком смысле – безвозмездная деятельность по созданию и передаче финансовых, материальных и духовных ценностей (благ) для удовлетворения насущных потребностей человека, социальной группы или более широких общностей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ, филантропия
деятельность, посредством которой частные ресурсы (финансовые и материальные средства, а также способности и энергия людей) добровольно и безвозмездно распределяются их обладателями в целях оказания помощи нуждающимся людям. В отличие от милостыни Б. носит организованный, по преимуществу безличный характер, всегда имеет в виду общественно значимые цели и осуществляется по специально разработанным программам. Б. представляет собой деятельность, цели которой выходят за рамки интересов семьи и непосредственных друзей благотворителя, которая не предпринимается с целью получения прибыли или по административному распоряжению. В Б. нередко реализуются и частные мотивы филантропов (благоразумие, тщеславие, корысть и др.), что требует строгого общественного и государственного контроля за благотворительной деятельностью. С помощью Б. решаются важные социальные функции развития общества.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ, филантропия
от греч. philanthropia-человеколюбие), организованная, нередко институционализированная и, как правило, негос. деятельность, направленная на оказание помощи (в первую очередь материальной) нуждающимся людям. Обычно отношения Б. характерны между людьми, или не связанными родств. или иными жесткими узами, к-рые предполагают взаимопомощь и поддержку, или различающимися по социальному и материальному положению. Б. свершается людьми, признающими общегуманистич. идеи любви к ближнему.
Исторически Б. возникла из обычаев взаимопомощи, существовавших в первобытном обществе. Б. распространилась в Др. Риме в результате резкого социально-классового расслоения общества. Как форма помощи (напр., обществ. раздача денег, трапезы и т. п.), порой вынужденной, со стороны богатых людей по отношению к неимущим, Б. была способом смягчения социальной напряженности. И в этом смысле Б., безусловно, можно рассматривать как одну из ист. форм гуманизма.
Б. стала объектом критики со стороны мн. мыслителей разл. направлений. наиб. радикально выступали представители со-циалистич. критики. Напр., П. Лафарг в эссе «О благотворительности» утверждал, что Б. бессмысленна и безнравственна, т. к. не исправляет, но только усугубляет положение бедных и обездоленных людей и является в мораль-ио-психол. плане самообманом эксплуататоров и обманом эксплуатируемых. Он также подчеркивал, что в ка-питалистич. обществе Б. выступает разновидностью весьма выгодного бизнеса, формой воздействия на массовое сознание. Социалистич. критика стремилась вскрыть социальный смысл Б. и предостерегала от надежды на то, что с ее помощью можно избавиться от негативных явлений жизни. В худож. лит-ре, публицистике преобладала т. н. фельетонист-ская критика, обращавшая внимание на тот факт, что организация и реклама фи-лантропич. акций стоит дороже действит. помощи нуждающимся. Предметом этой критики по сути являлась не сама Б., а конкретные люди, ее осуществляющие. Наконец, с позиций «утилитаристской» критики ставился вопрос. о справедливости Б. Выразители таких взглядов утверждали, что милостыня (но не помощь) потворствует лености, безделью, получению благ, не опосредованному трудом, и порождает новых обездоленных. Следовательно, Б. должна выражаться не в распределении материальных благ, а в конкретной социальной помощи людям, напр. содействие получению ими образования, профессии, работы и т. п. Этич. критика также придерживалась точки зрения, что Б. должна проявляться в реальной помощи человеку, соучастии в его судьбе. Истинная Б. не может быть чисто внешней, а тем более единовременной.
Благотворит. деятельность заняла важное место в обществ. жизни мн. стран.
В сов. обществе 20—80-х гг. взгляды на благотворит. деятельность постепенно менялись: от полного отрицания до терпимости и признания ее не только средством помощи наименее социально защищенным слоям населения, но и важной формой обществ. активности и нравств. самовоспитания. Закономерным стало возникновение во 2-й пол. 80-х гг. разл. благотворит. фондов и организаций, проведение благотворит. акций, в т. ч. в пользу воспитанников дет. домов и интернатов, детей, пострадавших в стихийных и др. бедствиях, при авариях и др.
Р. Г. Апресян.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия