БИОЛОГИЯ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

БИОЛОГИЯ
учебный предмет, содержание которого включает изучение живой природы и закономерностей органической жизни. Входит в образовательную область "ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ".

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

"БИОЛОГИЯ"
еженедельное приложение к газете "Первое сентября". Содержит разработки уроков по темам, поурочные планы, авторские программы, сопроводительный методический материал, информацию о новой учебной литературе.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Биология
совокупность наук о живой природе - об огромном многообразии вымерших и ныне населяющих Землю живых существ, их строении и функциях, происхождении, распространении и развитии, связях друг с другом и с неживой природой.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

БИОЛОГИЯ
учебный предмет в школе; основы знаний о живой природе. Отражает современные достижения наук, изучающих строение и жизнедеятельность биологических объектов всех уровней сложности (клетка, организм, популяция, биоценоз, биосфера). Школьный курс Б. включает разделы: ботаника, зоология, анатомия, физиология и гигиена человека, общая Б.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

БИОЛОГИЯ
учебный предмет в школе.
О Москве в 1937–1940 гг.: «Директором была у нас Пелагея Павловна Волчкова, женщина вполне простецкая, невзрачной внешности, скорее всего крестьянского происхождения, прямая и открытая. Преподавала она в старших классах биологию и очень неплохо это делала, как я в этом убедилась позднее. Я тогда увлеклась дарвинизмом и даже подумывала, не стать ли мне биологом. Но отвращение к лабораторным работам на органических тканях, особенно ужас перед распотрошенной живой крысой, отвратили меня от стройной логической теории» (Старикова, 2003, 331).
О Шадринске в нач. 1990-х гг.: «В школе на биологии у нас показывали диафильмы про природу, лес, что-то ещё. Помню, что это было время отдыха от биологии как таковой, от скрипучего голоса биологички, время посмотреть на мальчиков и девочек» (1001).
О конце 1990-х гг.: «Мы всегда всякими способами пытались [довести учительницу биологии], потому что нам было смешно и весело, когда она повышала на нас голос (она визжала, а не кричала). А мы хотели сорвать урок, она – визжала и топала ногами, затем выбегала за дверь, как бы к директору, но мы знали, что она никуда не пойдет, а только постоит за дверью, успокоится и зайдет обратно, продолжит урок как ни в чем не бывало. Еще мы ей задавали вопросы, касающиеся строения человека, но она не отвечала на них, а выгоняла нас из класса, бегая за нами по классу. Но зато на следующий урок она… устраивала урок-повторение и приглашала директора» (557).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

Биология
[био... +...логия] – комплекс знаний о жизни и совокупность научных дисциплин, изучающих живое. Б. исследует многообразие ныне существующих и вымерших живых существ, их строение (от молекулярного до анатомо-морфологического) и функции, происхождение, эволюцию, распространение и индивидуальное развитие, связи друг с другом, между сообществами и с неживой природой. Б. рассматривает общие и частные закономерности, присущие жизни во всех ее проявлениях и свойствах – обмен веществ, размножение, наследственность, изменчивость, приспособляемость, рост, развитие, раздражимость, подвижность и т. д. Система биологических дисциплин включает направления исследований по систематическим объектам (вирусология, микробиология, энтомология, зоология, ботаника, антропология и т.п.), по местам их жизни (гидробиология, ее разделы – биология океана, пресных водоемов и др.), по структуре, свойствам и проявлениям индивидуальной жизни (морфология, анатомия, физиология, генетика, биология развития и т.п.), по тем же особенностям коллективной жизни (этология, популяционная экология, биоценология), по методам исследования (биохимия, биофизика, биометрия и др.), по приложению биологических знаний к практической жизни (агробиология, биотехния, биология охраны природы и т.п.). Комплекс биологических знаний прилагается к различным уровням организации жизни – от молекулярной биологии, через гистологию, цитологию, популяционно-видовую биологию к биоценологии, учению о биосфере. Общая Б. рассматривает наиболее широкие закономерности, раскрывающие суть жизни, ее формы и закономерности развития. Возможна и иная классификация биологических дисциплин, напр., разделение их на ветви: систематико-классификационную (по систематическим категориям), пространственно-организационную (по уровням организации живого – от молекулярного до биосферного), эволюционнодинамическую (индивидуального и эволюционного развития, включая палеонтологию), поведенческо-информационную (группа дисциплин, изучающих поведение организмов и передачу информации в мире живого), функциональную (о физических, химических и т.п. явлениях в мире живого, включая биоэкологию) общебиологическую (теоретическая, или математическая, и общая биология), «погранично-гибридную» (отрасли типа эргономики, включающей элементы естествознания, техники и искусства – дизайна), и прикладную (типа группы биогеофизических отраслей – биометеорологии, биоклиматологии, магнитобиологии и т.п.). Биология зародилась в античное время (Гиппократ, Аристотель, Гален), но получила свое наименование в 1802 г., когда термин в современном толковании был предложен французским ученым Ж-Б. Ламарком и немецким – Г.Р. Тревиранусом. Однако всего за два года до этого в 1800 г. немецкий профессор Бурдах применял термин Б. для обозначения науки о человеке, а К. Линней в середине XVIII в. называл «биологами» тех, «что описывают жизнь и смерть, а также занимавшихся ботаникой авторов», т.е. историков ботанической науки.
Литература: Биология: Справочное пособие. Киев.: Вища шк., 1985; Вилли К., Детье В. Биология (биологические процессы и законы). М.: Мир. 1975; Мягкова А. П., Комиссаров Б. Д. Методика обучения общей биологии: Пособие для учителя. 3-е изд. М.: Просвещение, 1985.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

БИОЛОГИЯ
уч. предмет в школе; основы знаний о живой природе. Отражает совр. достижения наук, изучающих строение и жизнедеятельность биол. объектов всех уровней сложности (клетка, организм, популяция, биоценоз, биосфера). Шк. курс Б. включает разделы: ботаника, зоология, анатомия, физиология и гигиена человека, общая Б.
Преподавание Б. направлено на овладение учащимися системой знаний о живой природе, прикладными, уч.-практич. и политехн. умениями и навыками, необходимыми для подготовки учащихся к трудовой деятельности и продолжению образования. Обучение Б. способствует формированию у учащихся естеств.-науч. картины мира, пониманию единства живой и неживой природы, науч. основ мн. отраслей произ-ва и экология, проблем, возникающих в процессе взаимодействия человеческого общества и природы, воспитанию нравств.-этич. ориентации личности, ответств. отношения к разл. формам проявления жизни.
В России с кон. 18 в. в гос. школах предусматривался курс естеств. истории (естествознания) с краткими сведениями о неживой природе, растениях, животных. По Уставу нар. уч-щ 1786 курс естествознания был введен в гл. нар. уч-щах, а по Уставу 1804 — в уездных уч-щах и гимназиях. Уставом 1828 естествознание было исключено из уч. плана нач. и ср. школ и восстановлено в 1839 в реальных классах и отделениях гимназий, а в 1848- в воен. уч. заведениях и жен. гимназиях. Лишь в 1852 естествознание было введено во всех гимназиях. Программа включала общие сведения о природе (1-й кл., 2 ч в нед), зоологию (2—3-й кл., 3 и 2 ч соотв.), ботанику (4 и 5-й кл., 2 и 1 ч), минералогию (6-й кл., 1 ч). В реальных и коммерч. уч-щах Б. преподавалась в большем объеме, чем в др. ср. уч. заведениях. В 1871 естествознание вновь было изъято из уч. планов муж. гимназий, частично восстановлено в мл. классах этих гимназий в 1901: неживая природа (1-й кл.), элементы ботаники (2-й кл.), элементы зоологии (3-й кл.) — по 2 ч в нед на каждый предмет. В реальных уч-щах, жен. и воен. гимназиях преподавались преим. морфология и систематика растений.
В 60-х гг. 19 в. основоположник отеч. методики естествознания А. Я. Герд обосновал и разработал новую систему изучения природы в школе, исходя из учения об эволюции Ч. Дарвина: неорганич. мир (неживая природа), растительный мир, животный мир, человек, история Земли (эта последовательность изучения Б. была длительное время принята и в сов. школе). Содержание и структуру уч. предмета Герд подчинял задаче — «привести учащегося к определенному мировоззрению, согласованному с современным состоянием естественных наук» («Зоология», 1877, предисл.). Герд создал также новый курс естествознания для нач. школы — «Неживая природа», объединивший сведения о земле, воздухе и воде.
В нач. 20 в. в уч. плане на естествознание в муж. гимназиях отводилось 6 ч, в женских —10, в реальных уч-щах и кадетских корпусах — 15, в частных коммерческих уч-щах: Тенишевском — 19, Лесном — 28 ч. К 1917 в большинстве школ преобладала последовательность курсов: неживая природа, ботаника и зоология (с элементами знаний об организме человека).
В 1918—23 ведущая роль в разработке новых программ по Б. принадлежала членам Об-ва распространения естеств.-ист. образования, ученым-биологам В. М. Шимкевичу, Н. М. Книповечу, методисту Б. Е. Райкову. В практике сов. школ проверялись разл. варианты последовательности курсов: 1) природоведение (неживая природа, растения, животные), анатомия и физиология человека, общая биология, эволюц. учение; 2) природоведение, ботаника, зоология, анатомия и физиология человека, общая биология с эволюц. учением; 3) зоология, ботаника, геология, общая Б. с физиологией человека. В курсе общей Б. внимание концентрировалось то на экологич., то на эволюц. или генетич. проблемах.
В период обучения по т. н. комплексным программам (1923—31) ведущей проблемой преподавания Б. стала связь теории с практикой. В 1924 разработан первый вариант программ ГУСа (в 1927 усовершенствован). Изложение биол. знаний в 5—7-м кл. велось вокруг практич. производств. тем. Были отменены систематич. курсы ботаники и зоологии. Уч. материал объединялся в общие стержневые темы. Для 5-го кл. такой темой была «Связь деревни с городом», для 6-го кл. — «Индустриализация СССР и интенсификация с. х-ва» и т. д. В 5-м и 6-м кл. изучали с.-х. произ-во, в т. ч. вместо ботаники в 7-м кл. в теме «Империализм и борьба рабочего класса» изучали эволюц. учение. Природа рассматривалась только как сырьевая база для производства.
Усовершенствованные программы ГУСа предусматривали обширный заключит. курс общей Б. (155 ч в 8—9-м кл.), состоявший из двух разделов: «Физ.-хим. основы жизненных явлений» и «Эволюц. учение». Большой вклад в разработку курса обшей Б. внесли Б. Д. Морозов, В. Ф. Натали, В. В. Левченко, Ф. Ф. Дучинский, М. Я. Цузмер и др.
В 1931—32 были восстановлены систематич. курсы Б. в ср. школе. Определилась система дисциплин биол. цикла, сохранившаяся в своей основе до наст. времени: ботаника (5—6-й кл.), зоология (6—7-й кл.), анатомия а физиология человека (8-й кл.), эволюц. учение (9 кл.). В 1939 курс эволюц. учения был переработан и вошел в уч. план школы под назв. «Основы дарвинизма».
В 30—40-е гг. в программах по Б. преобладал морфолого-систематич. материал, недостаточно освещалось клеточное строение организмов. В курсе анатомии и физиологии человека не уделялось достаточного внимания основам рефлекторной теории И. П. Павлова. В материале 9-го кл. значительное место отводилось «ошибкам» Дарвина. В дальнейшем на преподавание Б. резко отрицательно сказались внедрявшиеся официально антинаучные и вульгаризаторские представления Т. Д. Лысенко о наследственности, видообразовании, эволюции; морфолого-систематич. материал в большей мере вытеснялся агротехническим и зоотехническим, учению Дарвина придавалось лишь ист. значение.
В 40—60-е гг. возникли новые направления в биол. науке: сформировалась синтетич. теория эволюции, широкое распространение получило учение о биосфере, биоценозе и др., что вызвало необходимость пересмотра содержания шк. Б. В 1965 были подготовлены новые программы. Общая система биол. курсов сохранялась. В программах по ботанике и зоологии были усилены вопросы физиологии, экологии и биоценотич. связей, восстановлены в необходимом объеме элементы систематики и филогении и пр. Вопросы жизнедеятельности человеческого организма, функциональные связи форм и строения органов, саморегуляции и обратной связи занимали гл. место в курсе анатомии, физиологии и гигиены человека. Новый курс общей Б. (1966) включал зволюц. учение, цитологию, молекулярную Б., онтогенетику, генетику и селекцию, аутэкологию, биогеоценоло-гию и учение о биосфере.
В шк. биол. образовании с сер. 80-х гг. происходят крупные перемены. Общие тенденции его развития согласуются с задачами гуманизации и демократизации уч.-воспитат. процесса. В Значит. мере переосмыслены и вновь систематизированы по разделам шк. курса общедидактич. цели предмета: умственное и эмоциональное развитие, содействие формированию мировоззрения, трудовая и физич. подготовка (И. Д. Зверев, А. Н. Мягкова). В качестве целей биол. образования методистами на материале Б. рассматриваются не только усвоение знаний и способов деятельности, но и овладение опытом творческого поиска, формирование эмоционально-ценностных отношений людей к миру и друг к другу. Усвоение ведущих биол. идей и понятий выступает как элемент общей культуры человека. Особый акцент сделан на моральной ответственности человека по отношению к природе как одной из приоритетных в совр. общечеловеческих ценностях (Зверев, И. Т. Суравегина).
Биол. образованность кроме мировоззренческой функции предполагает готовность учащихся к практич. применению науч. знаний о живой природе в трудовой деятельности, при определении области проф. интересов, выработке навыков здорового образа жизни. Структура целей биол. образования и их конкретизация обусловлены совр. уровнем развития биол. науки и методологии, стремлением обеспечить идейно-нравств. и гражд. свободу личности. С 1986 в школах используются новые программы, учебники и метод. пособия, из к-рых учитель может выбирать наиб. приемлемые. В практику входит использование уч. пособий по флоре и фауне отд. регионов. Изучение ботаники и зоологии основывается на знаниях, полученных учащимися в курсе природоведения нач. школы. Этим курсом закладываются осн. науч. представления у учащихся о растит, и животном мире планеты, ее климате, сезонных явлениях в природе, связанных с вращением Земли вокруг Солнца, и сезонных видах труда. Школьники получают навык работы с планом и картой. Элементарное ознакомление со строением человеческого организма дополняется сан.-гигиенич. знаниями. В систематич. курсе природоведения (5-й кл.) обобщаются знания об окружающей человека среде.
Ботаника изучается в 6—7-м кл., включает элементы морфологии, анатомии, физиологии, экологии, систематики, географии, филогении растений, палеоботаники, микробиологии. Зоология изучается в 7—8-м кл. Изучение животных строится по иерархич. принципу: от простейших к млекопитающим. В курс зоологии входят элементы анатомии, морфологии, физиологии, экологии (приспособленность к среде), эмбриологии, систематики и филогении животных. Выясняется также хозяйственное значение разведения животных. Курс анатомии, физиологии и гигиены человека изучается в 9-м кл. В него входят также элементы цитологии, физич. культуры и истории изучаемой науки. Завершает шк. биол. образование курс общей Б. В нем раскрываются осн. законы жизни, индивидуального и ист. развития организмов; школьники знакомятся с открытиями последних
лет в изучении биол. систем на клеточном (молекулярном и субмолекулярном), ор-ганизменном и популяционно-видовом уровнях живой материи, раскрывается принцип биол. синтеза белка; на основе изучения законов наследственности и изменчивости выявляются методы селекции. Заканчивается курс рассмотрением осн. понятий экологии и общих закономерностей биосферы.
Учебника, учебные и методические пособия по биологии. Первый в России учебник по естествознанию был написан В. Ф. Зуевым для нар. уч-щ («Начертание естеств. истории», ч. 1—2, 1786, издавался до 1828). При отборе объектов изучения и изложении уч. материала автор не придерживался господствовавшей в то время систематики, а давал живое описание растений и животных, в первую очередь имеющих значение для человека. Его учебник способствовал формированию реальных представлений о природе, ориентировал учащихся на практич. применение знаний. Многие учебники для ср. уч. заведений давали описательно-эмпирическое изложение, построенное на морфолого-систематич. материале: «Краткая ботаника» И. И. Шиховского (1853); «Руководство к зоологии» Ю. И. Симашки (1852; ч. 1—2, 1861—); «Элементарный курс зоологии» К. К. Сент-Илера (1869); «Учебник естеств. истории» М. П. Вараввы (кн. 1—3, 1890—91; 1902—057) и др.
Лучшим учебником Б. для гимназий в России в 60-е гг. 19 в. признавалась «Зоология и зоол. хрестоматия» (в. 1—3, 1862—65) А. П. Богданова. Учебник был построен по иерархич. принципу. В нем впервые выдвинуто экологич. направление в обучении Б., реализованы прогрессивные метод. идеи: наглядное обучение, использование аквариумов, коллекций, постановка лабораторных занятий и т. д. «Приготовительный курс ботаники» Н. И. Раевского приучал школьников описывать и сравнивать самостоятельно растения, а не заучивать их по книге. «Учебник зоологии» Гер-да (ч. 1—2, 1877—83) высоко оценил И. И. Мечников, считая, однако, что предлагаемый автором план шк. естествознания представляет для учащихся огромные трудности (простейшие организмы, с к-рых начинается обучение, недоступны для наблюдения, описания сложны и пр.). «Краткий курс естествознания» Герда вместо «излагающего» метода обучения, при к-ром ученик получал готовые знания, рекомендовал опыты, самостоят. практич. работы, экскурсии.
К 1917 в школе использовались учебники В. Б. Половцова, Л. С. Севрука, Г. Н. Боча, И. И. Полянского, Л. Н. Николаева. Широкое распространение в 20-е гг. получили «рабочие книги», рассчитанные на неск. лет обучения и содержавшие материал для учащихся и учителя: «Природа и труд» С. П. Аржанова, А. П. Пинкевнча, К. П. Ягодовского (ч. 1—2, 1926); «Практич. занятия по сел. х-ву в сел. школе» M. H. Николаевского (ч. 1—2); «Практич. занятия по анатомии и физиологии человека» Б. Е. Райкова (ч. 1—2, 1927) и др.
В 30-е гг. были изданы стабильные учебники: для нач. школы — «Естествознание» В. А. Тетюрева (1933), для ср. школы — «Ботаника» Б. В. Всесвятского, «Зоология» М. Я. Цузмера (1933), «Анатомия и физиология человека» А. Н. Кабанова, «Эволюц. учение в школе» М. М. Беляева (1929), «Общая биология» В. Ф. Натали, К. В. Магржиковской, В. В. Хвостовой (1934). Большинство стабильных учебников по Б. переводились на языки союзных республик.
наиб. изменениям в 50-е гг. подверглись обобщающие учебники для завершающего этапа обучения, что объяснялось борьбой разл. направлений в биол. науке. Были изданы «Основы дарвинизма» М. И. Мельникова, А. А. Шибанова, В. М. Кор-сунской (1950) и Е. А. Веселова (1956, 1962е). В учебниках для 5—6-го кл. в основном сохранились структура и содержание, больше внимания уделено прикладным и практическим знаниям.
В связи с перестройкой содержания образования в 1965 были созданы новые учебники: «Ботаника» В. А. Корчагиной (1967, 1982"); «Зоология», под ред. Б. Е. Быховского (позднее Л. В. Наумова) (1969); «Человек. Анатомия, физиология, гигиена» А. М. Цузмер, О. Л. Петришиной (1968). Учебник «Общая биология», под ред. Ю. И. Полянского (1965, 1982) для 9—10-го кл., завершающий шк. курс Б., содержит проблемные теоретич. вопросы Б., в т. ч. биол. связь эволюции человека с эволюцией высш. животных и движущие силы антропогенеза. В учебнике рассмотрены также основы генетики и селекции, показаны практич. значение генетики и достижения селекции. Учебник включает материал по основам экологии и завершается обобщающей темой «Биосфера и человек».
Методика преподавания биологии. Зарождение рус. методики естествознания связано с именем Зуева. В своем учебнике естеств. истории (1786) он впервые обозначил различие между наукой и шк. уч. предметом и осуществил метод. отбор типичных объектов изучения. Во введении к учебнику автор решал ряд вопросов методики преподавания: использование на уроке беседы с демонстрацией наглядных пособий, распознавание и описание натуральных объектов, отыскивание на геогр. карте мест их происхождения и т. д.
В 40-е гг. 19 в. в рус. уч. заведениях использовалась методика естествознания нем. учителя А. Любена. Он считал, что ботаника имеет все возможности для развития чувств (особенно зрения), эстетич. воспитания, упражнения в правильном мышлении, «пробуждения жажды к исследованию и отсюда проистекающих спасительных самостоятельности и самодеятельности» и рекомендовал изучать жизнь растений, обращал внимание на разнообразие растит, форм. По мнению В. В. Половцова, по любеновскому методу преподавание шло сухо и скучно.
Для методики шк. Б. 19 в. характерно догматич. дедуктивное преподавание Б., в процессе к-рого излагались готовые знания, что мало стимулировало активную умственную деятельность учащихся, заставляя работать только память. Против дедуктивного метода обучения выступали прогрессивные ученые и педагоги. А. Н. Бекетов противопоставил ему индуктивный метод обучения, направленный на воспитание самостоятельности мышления, развитие наблюдательности учащихся.
В 1883 Герд подготовил методику естествознания в нач. школе («Предметные уроки»), в к-рой разработал методику проведения уроков, экскурсий, практич. занятий и задания эксперим. характера. Он ратовал за единство в применении индуктивного и дедуктивного методов в преподавании, выдвигал на первый план рассуждения учителя и учащихся, подводящие к выводам и обобщениям на основе наблюдаемых фактов. Критиковал принятый в то время «излагающий метод» обучения и строил методику преподавания естествознания на основе дидактич. системы К. Д. Ушинского.
В нач. 20 в. разрабатывались 2 формы преподавания, независимые от уроков: экскурсионная (т. н. экскурсионный метод) и практическая (лабораторные занятия). С 1901 выходили пособия по экскурсиям Половцова, Райкова и др., с 1904 — практич. руководства для учащихся Л. Н. Никонова, Половцова по ботанике, Райкова по анатомии и физиологии человека, по природоведению, зоологии и др. На основе практич. занятий возник «моторный» (двигательный) метод обучения, названный Райковым «опытно-исследовательским ».
В 1904 Половцов впервые разработал лекционный курс методики естествознания для студентов ун-та и опубликовал «Основы общей методики естествознания» (1907) для учителей. Особое внимание он уделял разработке «биол. метода», к-рый основывал на трех принципах: формы изучаются в связи с жизненными процессами; образ жизни изучается в связи со средой обитания; в шк. содержание включается наиб. доступный и интересный для учащихся материал. Биол. подход к изучению организмов созвучен с совр. освещением вопросов экологии в шк. Б.
В 20-е гг. в методике Б. широко пропагандировался исследовательский метод обучения, Теоретич. материал в форме «готовых знаний» излагался описательно и в ограниченном объеме. Предполагалось, что школьники сначала проведут наблюдения и опыты, а затем сформулируют теоретич. обобщения, содержащиеся в уч. пособиях. Однако материальная база школ не позволяла выполнить Значит. часть рекомендуемых экспериментов и наблюдений.
В помощь школам создавались постоянно действующие шк. экскурсионные биостанции. В 1918 Б. В. Всесвятский основал биол. станцию юных любителей природы (позднее биостанция юных натуралистов им. К. А. Тимирязева), положившую начало юннатскому движению, Натали организовал пед. биостанцию «Биосад» (обе в Москве). В 1919—20 в Петрограде было создано 12 экскурсионных биостанций, в 1925 Райков основал пед. биостанцию в Ленинграде. Подобные станции возникли и в других городах страны.
В кон. 20-х гг. широко распространились «активные методы» обучения: лабораторный метод (Дальтон-план) и метод проектов. Для осуществления первого были изданы «рабочие книги», в к-рых описывались задания для проведения опытов и наблюдений. В школах, не имеющих лабораторий, занятия сводились к чтению «рабочих книг» по заданию, рассчитанному на месяц. Книги читались бригадами (как правило, по 10 чел.), в конце месяца проводились конференции по теме, на к-рой за всю бригаду отвечали бригадиры (бршадно-лабораторный метод обучения). По методу проектов уч-ся должны были самообучаться «в действии», самостоятельно выбирая и составляя проект. Они находили нужные сведения в справочниках, из бесед со специалистами, делали расчеты и получали конкретно-предметный результат. Напр., проект «Вырастить цыплят» связан с выбором пород, расчетом кормов, уходом за цыплятами. Были установлены об-щешк. проекты, напр.: в первом полугодии — «Поможем выполнить промфин-план материнскому заводу», во втором — «За большевистский сев. в подшефном колхозе».
Переход на комплексные программы обучения, а затем к методу проектов привел к снижению уровня знаний учащихся и вызвал длит. дискуссию (с 1924) между сторонниками систематич. курса шк. Б. (ленинградское направление) и его противниками (московское). Шестилетняя полемика в журналах закончилась Всерос. конференцией преподавателей естествознания (янв. 1929), на к-рой было осуждено метод. направление, отстаивавшее систематич. построение курса Б. Его сочли «крайне реакционной формой», «идущей от средневековья». Форма урока была отнесена к пережиткам «старой школы», метод проектов объявлен передовым. Одностороннее увлечение «универсальными» методами, сведение естествознания к с. х-ву вызвало отрицание уголков живой природы, экскурсий в природу, работ на пришк. участке и т. п.
С возобновлением систематич. построения курса в нач. 30-х гг. в методике преподавания Б. усиливалось внимание к изложению основ наук. Первый курс общей методики преподавания Б. для школ страны — «Методика естествознания» П. И. Боровицкого был издан в 1934. Вышли частные методики по каждому разделу Б.: «Методика естествознания» для нач. школы М. Н. Скаткина (1934), «Методика преподавания ботаники» Б. В. Всесвятского, В. Н. Ву-четича (1936), «Методика зоологии» М. М. Беляева, Н. Г. Кременец-кого, «Методика преподавания анатомии и физиологии человека в ср. школе» И. В. Козыря, П. И. Суворовой, М. Я. Цузмера (1938), «Методика эволюц. учения» М. И. Мельникова, А. А. Шибанова (1935), «Методика преподавания дарвинизма в ср. школе» Д. А. Судовского (1941). Были изданы (1940) книги по внеклассной работе Н. М. Верзилина, Н. А. Рыкова, Г. Н. Белова и Б. И. Стожарова, Скаткина и др.
В 40-е гг. вышли новые частные методики: ботаники — Верзилина, зоологии — Рыкова, А. А. Яхонтова и Е. А. Флеровой, анатомии и физиологии человека — Е. П. Бруновт, И. В. Козыря и др., основ дарвинизма — Мельникова, В. М. Кор-сунской. Обобщение общих вопросов частных методик привело к развитию исследований по проблемам общей методики преподавания Б., истории методики естествознания. Вышли монографии Райкова о Зуеве, Половцове, Герде, И. П. Павлове, И. И. Полянском; «Общая методика естествознания» (1947), ряд трудов о рус. эволюционистах до Дарвина, книга «Пути и методы натура-листич. просвещения» (1960). В 1958 издана книга В. Н. Федоровой «Развитие методики естествознания в дорев. России».
Совершенствование методики преподавания Б. в сер. 50-х гг. связано с разработкой теории развития биол. понятий (H. M. Верзилин и др.). Согласно этой теории, в каждом курсе (уч. предмете) выделяются осн. понятия, к к-рым учитель должен возвращаться на разном уч. материале и в разл. связях. Понятия не даются в «готовом виде», а «выводятся» учащимися. Верзилин и его последователи различают спец. понятия, развиваемые в пределах одного курса (ботаника, зоология и др.), и общебиологические, развиваемые во всех курсах предмета; понятия простые (единичные) и сложные (общие). Простое, начальное понятие, включающее элемент знания, объединяясь с другими простыми, образует сложное понятие. Спец. понятия объединяются в группы понятий о предметах, явлениях и взаимосвязях. Общебиол. понятиями являются понятия о биол. закономерностях, относящихся ко всей природе (клетка, единство строения и функции организма, биологическая система и уровень организации живой материи и т. д.).
В 50—70-е гг. были изданы теоретич. и прикладные труды по частным методикам H. M. Верзилина («Как преподавать ботанику», 1950; «Основы методики преподавания ботаники», 1955), В. Ф. Шалаева («Методика преподавания естествознания», 1952), М. И. Мельникова («Методика преподавания основ дарвинизма», 1953); И. В. Козыря, П. И. Суворовой, А. М. Цузмер («Методика преподавания анатомии и физиологии человека», 1954); Е. П. Бруновт («Методика преподавания анатомии и физиологии человека», 1954); Н. А. Рыкова («Методика преподавания зоологии», 1955); П. И. Боровицкого, П. Ф. Винниченко и др. («Методика преподавания естествознания», 1955); А. А. Яхонтова, Е. А. Флеровой («Методика преподавания зоологии», 1955). Появились спец. труды, поев, разработке проблемы поли-техн. образования в связи с преподаванием Б.: «Школа и с. х-во» А. А. Шибанова (1948); «Преподавание биологии в свете задач политехн. обучения» В. Ф. Шалаева (1953); «Уроки ботаники на шк. учебно-опытном участке» Н. В. Па-далко (1954); «Элементы политехн. обучения в преподавании биологии», под ред. С. В. Щукина (1953); «О политехн. обучении» M. H. Скаткина (1953). Изданы труды по проблемным вопросам теории и методики Б.: «Развитие званий уч-ся об эволюции органич. мира» И. Д. Зверева (1962); «Проблемы дидактики биологии» Б. В. Всесвятского (1969).
В связи с введением в 1965 новых программ по Б. создана система метод. руководств для учителя по общим и частным вопросам: «Общая методика преподавания биологии» H. M. Верзилина, В. М. Корсунской (1972); «Методика обучения ботанике», под ред. Н. В. Падалко и В. Н. Федоровой (1977); «Методика обучения зоологии» В. Ф. Шалаева и др. (1972); «Методика обучения анатомии, физиологии и гигиене человека» Е. П. Бруновт, И. Д. Зверева и др. (1973); «Методика обучения общей биологии» А. Н. Мягковой, Б. Д. Комиссарова (1973); «Самостоят. работы учащихся по общей биологии » Л. П. Анас-тасовой (1978); «Охрана природы в шк. курсе биологии» А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной (1977) и др.
К нач. 90-х гг. уровень преподавания Б., программы и учебники вызывали критику со стороны учителей и специалистов. Большинство выпускников школы слабо владеют совр. основами теоретич. Б., методами исследования, науч. фактами, сведениями из нагорий науки. Материальная база школы часто не обеспечивает постановку необходимых биол. экспериментов, лабораторных и демонст-рац. опытов. Уч-ся плохо знают природу родного края. Все это требует коренной перестройки биол. образования. В качественном улучшении нуждается биол. и метод. подготовка учителей в вузах и ИУУ. В 90-е гг. началась разработка новых программ для базисного, республиканского и местного (школьного) содержания уч. курса Б. Для школ предлагаются многочисл. варианты уч. планов и программ дифференцированного (в т. ч. углубленного и профильного) изучения предмета.
Творческие поиски учителей и методистов направлены на совершенствование опытно-практич. работы школьников, на поиски эффективного сочетания уроков с др. формами организации уч.-воспитат. процесса, конкретных путей реализации связи обучения с практикой. Результаты этой работы получили отражение в трудах Шалаева, Рыкова, Щукина, К. Н. Соколова, Мельникова и др.
Лит-ру для учителей по актуальным вопросам методики преподавания Б.«Библиотеку учителя биологии», комплект уч.-метод. пособий к каждому действующему учебнику (книги для внеклассного чтения, книги для учителя, наглядные пособия и пр.), серии книг для учителя и учащихся «Мир знаний», «Люди науки» выпускает изд-во «Просвещение». «Педагогика» издает науч.-популярную, науч.-худож., справочную лит-ру, серию книг «Ученые — школьнику» (с 1974); «Энцик-лопедич. словарь юного биолога». Большую метод. помощь учителям оказывает журн. «Биология в школе» (осн. в 1927).
наиб. характерными методами обучения Б. являются наблюдения и эксперименты. Методы биол. наблюдений и опытов в шк. Б. разрабатывались Ягодовским, Райковым, Всесвятским, Верзи-линым и др. Наблюдения и опыты используются при изучении клеток, тканей, органов и т. д. и могут выполняться учащимися самостоятельно в работе с натуральными материалами, микроскопом, живыми объектами или демонстрироваться учителем. Различают кратковременные и длит. наблюдения и опыты, к-рые могут протекать на уч.-опытном участке, в поле, в лабораторных условиях. Существенным дополнением по ознакомлению учащихся с науч. методами является демонстрация биол. эксперимента с помощью кинофильмов, показывающих его динамику и достоверность.
Большое значение в преподавании Б. имеют межпредметные связи, направленные на координацию и интеграцию науч. знаний. Сущность биол. процессов раскрывается на основе физ. и хим. понятий, теорий, законов и фактов. Экологич. знания тесно связаны с географией (биогеоценоз и ландшафт, биосфера и геогр. оболочка и т. д.). Программа обучения Б. 1981 впервые включила осн. межпредметные связи: в ботанике — по темам гл. обр. природоведения и географии, в зоологии — физики, химии, математики. Изучение общей Б. связывалось, кроме того, с историей и обществоведением (культура Зап. Европы нового времени, категории диалектич. материализма и т. д.). Особое значение для решения задач политехн. обучения имеют связи шк. Б. с произ-вом, ознакомление учащихся с естеств.-науч. основами и общими принципами действия технологических устройств, с технологией отраслей производства, в которых используются биотехнологии.
В систему политехн. знаний входят науч. основы с.-х. произ-ва, микробиол. пром-сти, охраны природы; знакомство с техникой и технологией, обеспечивающими высокую продуктивность живых систем (биотехнология), общие умения применения биол. знаний в трудовой деятельности школьников.
В содержании шк. Б. отражаются проблемы ускорения науч.-техн. прогресса: развитие агробиол. комплексов, применение безотходных технологий, генной инженерии и др. Большое значение придается усвоению учащимися науч. основ с.-х. произ-ва, технологии микробиол. процессов, экология, основ охраны природы. В систему общих умений политехн. характера входят умения по обработке почвы, подготовке к посеву, уходу за с.-х. животными и др. Система политехн. знаний и умений приобретает воспитат. функцию во взаимосвязи уч., обществ. и производит, труда школьников, в тесном контакте обучения Б. с трудовым воспитанием и профориентацией учащихся.
В массовой школе ведущей формой организации занятий по Б. является урок. Специфичны для обучения Б. и такие формы уч. деятельности, как работа в уче-нич. производств. объединениях, экскурсии. Программа по Б. предусматривает цикл экскурсий по вопросам экологии, эволюц. учения, систематики, охраны природы и т. д.
На внеурочных уч. занятиях по Б. продолжается выполнение заданий, полученных учащимися на уроке или экскурсии. В их содержание могут также включаться наблюдения над растениями и животными и постановка опытов, проводимые в уголке живой природы.
Целям углубленной теоретич. и практич. подготовки учащихся по Б. служат факультативные занятия, а также школы и классы с углубленным изучением Б. Программой предусмотрены факультативные курсы «Жизнь растений», «Жизнь животных», «Основы гигиены и санитарии», «Основы биотехнологии» и др. Значит. роль в развитии интереса и склонностей школьников к Б. принадлежит кружковым занятиям.
В распоряжении учителя Б. имеются разл. средства обучения: натуральные объекты (минералы и горные породы, влажные препараты, гербарии, коллекции, скелеты, чучела и др.), изобразит, пособия (модели, муляжи), реактивы и материалы для опытов, печатные пособия (альбомы, карты, таблицы и др.), аудиовизуальные средства обучения (диапозитивы, диафильмы). На занятиях по Б. широко используются уч. кинофильмы, кинофрагменты, уч. телевидение.
Расширение уч.-материальной базы обучения, возрастание роли техн. средств приводят к необходимости создания в каждой школе кабинета Б. и уголка живой природы. Кабинет биологии обеспечивает эффективное проведение уроков, способствует науч. организации труда учащихся и учителя. Осн. часть типового кабинета Б. — класс-лаборатория; при нем может быть оборудована лабораторная комната и уголок живой природы. Шкаф для опытов с растениями оснащен люминесцентными лампами, вентиляц. и смотровыми отверстиями. На спец. подставках вдоль стен кабинета размещаются живые растения, имеющие поз-нават. значение. В лабораторной комнате хранятся осн. запас наглядных и вспомогат. пособий, экскурсионное снаряжение, реактивы и материалы для опытов, столярные и слесарные инструменты, запас раздаточного материала и т. д. В уголке живой природы уч-ся под руководством учителя проводят наблюдения за животными и растениями, ставят опыты. При размещении растений и животных в уголке живой природы учитываются естеств. условия их жизни, потребность в свете, тепле, влажности воздуха и т. д. Подбор растений и животных проводится в соответствии с программой. Организуется дежурство учащихся-юннатов; работа уголка отражается в спец. дневнике. Школам, имеющим уголок живой природы, оказывают организац. и метод. помощь станции юных натуралистов, др. внешк. учреждения.
Своеобразной лабораторией для уч. занятий и практич. работы учащихся является уч.-опытный участок — специально оборудованный и освоенный земельный участок, на к-ром уч-ся овладевают практич. умениями, предусмотренными программами по Б. и трудовому обучению, ставят биол. и с.-х. опыты, выращивают растения, проводят наблюдения, фиксируют их результаты. Типовой участок может включать след, отделы: обще-биол., коллекционный, опытный, декоративный, плодово-ягодный, отдел нач. классов, теплицу, геогр. площадку, крольчатник и др.
Внеклассная работа по биологии. В методике преподавания Б. выделяют 3 вида внеклассных занятий: индивидуальные (работа в уголке живой природы, фенологич. наблюдения, опыты с растениями, выращиваемыми в комнатных условиях, и др.); групповые (в кружках юннатов, экологов, звеньях «красного креста», отрядах по охране природы — «зеленых патрулях» и др.); массовые (лекции, науч. вечера, конференции, выставки, походы и т. д.). На развитие познават. интересов учащихся положительно влияют практика изучения и охраны природы родного края, опытничество, юннатское движение, уход за молодняком с.-х. животных, посадка лесонасаждений и др. Все виды внеклассных занятий по Б. дополняют друг друга. Подобные занятия проводятся и как внешкольные.
Преподавание биологии в зарубежной школе. В ср. общеобразоват. школах стран Вост. Европы Б. является обязат. предметом. Структура и осн. объем уч. материала по Б. сходны, различаются лишь названия отд. уч. предметов, фак-тич. знания и отбор объектов изучения, обусловленные природными особенностями каждой страны; распределение содержания науч. знаний между уч. предметами: Интересны попытки совм. изучения растений и животных, без разделения курсов ботаники и зоологии на ср. ступени школы; усиливается тенденция общебиол. проблемного освещения уч. материала. Однако все эти изменения исходят из общности целей и уч.-воспитат. задач обучения, решения практич. и политехн. вопросов, связанных с изучением живой природы.
В преподавании Б. в школах ряда развивающихся стран внедряются пед. рекомендации по итогам крупных между-нар. исследований систем биол. образования. Напр., в Индии в соответствии со спец. проектом естеств.-науч. образования ЮНЕСКО в 1965—75 были введены самостоят. уч. предметы: ботаника, зоология, анатомия и физиология, общая Б. (ранее по образцу брит. шк. программ в одном конгломератном предмете «Общая наука» давались отрывочные биол., физ., хим. знания). Аналогичная система преподавания Б. введена в Сирии.
В школах США, Великобритании, Франции и др. Б. изучается только по выбору в классах с естеств.-научной направленностью. Существуют разл, варианты углубленного курса, приближенные к 1-му курсу спец. ф-тов вузов. Типичными для школ США являются 3 варианта: физиол., молекулярно-биол., экологический. Для многих школ Великобритании характерна перестройка биол. образования на основе расширения исследоват. методов обучения и подчинения им структуры и содержания знаний (Наффилдовский проект, 1966). Курсы Б. в гос. школах ФРГ построены по сис-тематич. принципу с детальным обзором классификац. групп растений и животных и характеристикой их экологич. условий жизни (отражение «биол.» направления). Как правило, трактовки в учебниках внешне «нейтральны» к методологии науки. Учителя и уч-ся имеют возможность выбора учебника.
Лит.: Герд А. Я., Избр. пед. труды, М. 1953; По ловцов В. В., Основы общей методики естествознания, M. ; Голлербах M. M., Место и значение общебиол. проблематики в шк. естествознании, в сб.: Биология в школе. Метод. сб., в. 2, М.-Л., 1946; Федорова В. Н., Развитие методики естествознания в дорев. России, Ми958; Ягодовский К. П., Вопросы общей методики естествознания, М., 1954; Райков Б. Е., Пути и методы нату-ралистич. просвещения, М., 1960; Проблемы методики обучения биологии в ср. школе, под ред. И. Д. Зверева, М., 1978; Проблемы дидактич. средств обучения биологии в школе. М., 1979; Зверев И. Д., Мягко— в а А. Н., Бруновт Е. П., Воспитание учащихся в процессе обучения биологии, М., 1984; Зверев И. Д., Мягкова А. Н., Общая методика преподавания биологии, М., 1985; Комиссаров Б. Д., Методологические проблемы школьного биологического образования, М., 1991; Максимова В. Н., Груздева Н. В., Межпредметные связи в обучении биологии, М., 1987; Павлович С. А., Кабинет биологии в ср. школе, Л., 1955; Козырь И. В., Кабинет биологии ср. школы, М., 1956; Трайтак Д. И., Кабинет биологии, М., 1976; Пугал H. A., Розе н-штейн А. М., Кабинет биологии, М., 1983; Натали В. Ф., Животные и растения в уголках живой природы, Л1926, Ягодовский К. П., Живой уголок в школе и дома, М. — Л1927; Методика работы с учащимися на шк. уч.-опытном участке, под ред. Н. М. Верзилина, [М.], 1956; Внеклассная работа по биологии. M.
И. Д. Зверев. БИРМА, см. Мьянма.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
238.26 кб

Особенности преподавания курса "Биология человека и животных" для студентов специальностей 190500 и

Старченко И. Б.
Читать PDF
113.20 кб

Дисциплина «Общая биология» в системе профессионального естественнонаучного образования

Кабаян Наталья Владимировна, Кабаян Ольга Сергеевна
В статье обобщается опыт реализации технологии освоения содержательного и процессуального компонентов дисциплины «Общая биология» на основе акмеологического подхода при использовании элементов адаптивной системы обучения, что позв
Читать PDF
3.00 мб

Комплекс мультимедийного сопровождения к школьному курсу «Биология. Человек»

Мартыненко Ольга Сергеевна, Марчик Людмила Антоновна
В статье дано обоснование необходимости создания комплекса «Анатомия, физиология и гигиена человека в мультимедийных презентациях» к школьному курсу «Биология. Человек».
Читать PDF
651.13 кб

Элективный курс «Физика и биология»

Крамнистая Ольга Анатольевна
Читать PDF
929.67 кб

Групповая работа и ее значение для изучения раздела общая биология

Е. А. Куликова
Читать PDF
213.60 кб

Рецензия на открытый онлайн курс «Молекулярная биология и генетика»

Стрельчик Наталья Валерьевна
Читать PDF
196.32 кб

Биология воспитывает будущих тружеников села

Газизова Ф. Г.
Огромными возможностями в деле воспитания будущих тружеников села располагают естественнонаучные дисциплины, особенно биология.
Читать PDF
522.25 кб

Психолого-педагогические аспекты преподавания дисциплины «Общая биология» иностранным учащимся подго

Трофимова Екатерина Владимировна, Волощенко Ольга Ивановна, Задорожный Владимир Иванович
В статье обосновывается необходимость использования психолого-педагогических подходов в процессе преподавания общей биологии иностранным учащимся на довузовском этапе обучения.
Читать PDF
1.05 мб

Информационная подготовка сельского школьника на материале предмета «Биология»

Прохорова Светлана Юрьевна, Вершинин Сергей Владиславович, Кузнецова Татьяна Васильевна
Авторы знакомят читателей с организацией информационной подготовки сельского школьника в рамках предметной области «Биология», рассматривают особенности условий, влияющих на формирование личности сельского ребенка, предлагают пока
Читать PDF
407.13 кб

Новый взгляд на межпредметные связи в школьном обучении (литература-биология)

Стряпихина Наталья Степановна, Стряпихина Анна Александровна
Статья посвящена развитию нового направления в школьном обучении формированию межпредметных связей между литературой и биологией с целью повышения интереса учеников к образовательному процессу.
Читать PDF
346.47 кб

Отражение тенденции интеграции науки и этики в содержании школьного предмета «Биология»

Степанюк Алла Васильевна, Бак Виктория Фёдоровна
Раскрыты причины необходимости интеграции естественнонаучных и этических знаний школьников в процессе изучения биологии на современном этапе развития науки.
Читать PDF
124.64 кб

Исследовательская деятельность учащихся с нарушениями зрения на предмете - биология

Баскова Татьяна Борисовна
В данной статье обозначены основные проблемы в развитии и социализации воспитанников с нарушениями зрения, представлена специфика организации их исследовательской деятельности; обоснована значимость и возможность организации иссле
Читать PDF
0.00 байт

В тренде XXI столетия: биология и биомедицина

Семьянов Алексей Васильевич, Казанцев Виктор Борисович
Статья посвящена истории создания Института биологии и биомедицины ННГУ им. Лобачевского на базе биологического факультета и биологических институтов ННГУ.
Читать PDF
0.00 байт

Формирование и развитие общебиологических понятий у школьников при обучении курсу «Общая биология»

Крыткина Лада Анатольевна
В статье раскрывается необходимость формирования и развития общебиологических понятий, вычленяются общебиологические понятия из системы биологических понятий школьного курса биологии, раскрываются этапы и определяются методические
Читать PDF
0.00 байт

Учебник Вертьянова С. Ю. «Общая биология. 10-11»: педагогический анализ

Елистратова И.В., Елистратов А.А.
В статье дается педагогический анализ третьего издания учебника Вертьянова С.Ю. для общеобразовательных школ «Общая биология. 10-11». Анализ осуществлен с точки зрения требований к современному учебнику.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Биологизаторское направление

    теоретическая и методологическая основа современной педагогики, изучающая человека как биологическое существо, основной источник развития которого инстинкты и другие биологически детерминиро
  • Биологизация личности

    ошибочное понимание сущности личности с позиций абсолютизации биофизической подструктуры ее динамической функциональной структуры.
  • Биологизм

    методологически ошибочное сведение социальных процессов и явлений к чисто биологическим явлениям.
  • Моделирование в биологии

    [см. модель] – метод исследования и демонстрации структур, физиологических и др. функций, эволюционных, экологических процессов и т.п. – путем их упрощенного имитирования (логического, математичес
  • НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ В БИОЛОГИИ

    сохраняющаяся и закрепленная несколькими поколениями способность организма «требовать» от среды определенных условий для существования.
  • Детерминация биологическая поведения человека

    лат. детерминаре -определять, обуславливать) - влияние наследственности и инстинктов на поведение. Поведение человека определяется совокупностью действия множества факторов, а так же его свободн
  • АДАПТАЦИЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ

    совокупность морфофизиологических и поведенческих особенностей организма (вида), обеспечивающая возможность специфического образа жизни в определенных условиях внешней среды.
  • Биологическая система

    (биосистема) – система, содержащая упорядочение взаимодействующие и взаимозависимые живые компоненты, образующие единое целое. Исходя из концепции уровней организации живого можно выделить соо
  • Биологически активные вещества

    органические соединения, выполняющие каталитические, биотические, абиотические и другие функции в живом организме и обладающие высокой активностью и специфичностью. Группу Б.а.в. составляют как
  • Вещество биологически активное

    вещество, вырабатываемое живым организмом (его клетками и тканями) и стимулирующее его развитие или функции. Терминологическая разница с понятием вещество физиологически активное выражена недос
  • Биологические часы

    способность животного и человека ориентироваться во времени, основанная на строгой периодичности физ.-хим. и физиологических процессов в клетках (биологических ритмах) и обусловленная цикличнос
  • Биологические циклы

    ритмическое повторение биологических явлений в сообществах организмов (популяциях, биоценозах). Б.ц. являются специальным видом биологических ритмов, под которыми понимаются все ритмически повт
  • Биологические ритмы

    циклические колебания интенсивности и характера биологических процессов и явлений. Одни Б.р. относительно самостоятельны (напр., частота сокращений сердца, дыхания), другие связаны с приспособлен
  • ПОТРЕБНОСТИ БИОЛОГИЧЕСКИЕ

    род потребностей в качестве психического отражения нужды, ограничивающей жизнедеятельность человека как организма; это П. б. в дыхании, питании, воде, комфортном теплообмене, движении, общении, ус
  • интеллект Биологический

    врожденная составляющая общего интеллекта; в основе его лежат особенности биохимических и нейрофизиологических процессов переработки информации центральной нервной системы (Г. Айзенк).
  • БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ

    определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со статистически средним уровнем развития и разделяется на скелетный, зубной (дентический), психосексуальный и др.
  • Биологический риск

    1) вероятность серьезного нарушения здоровья или гибели индивидуума (критической группы людей); 2) вероятность тех или иных изменений у различных объектов биосферы от воздействия неблагоприятного
  • Метод защиты растений биологический

    (биометод) – группа приемов сокращения численности нежелательных в хозяйстве организмов с помощью других видов животных – хищников, узкоспециальных растительноядных видов, паразитов или возбуд
  • Прогресс биологический

    [прогресс + биология] – эволюционное развитие систематической группы – увеличение числа входящих в нее видов, подвидов и др. таксонов, расширение ареалов, повышение численности особей и т. п., в сов
  • Регресс биологический

    [регресс + биология] – 1) эволюционный упадок, упрощение систематической группы – снижение числа входящих в нее таксонов, сужение ареала, уменьшение числа особей и т.п. Р.б. характерен для рептилий,