Биологические ритмы
Биологические ритмы
циклические колебания интенсивности и характера биологических процессов и явлений. Одни Б.р. относительно самостоятельны (напр., частота сокращений сердца, дыхания), другие связаны с приспособлением организмов к геофизическим циклам – суточным (напр., колебания интенсивности деления клеток, обмена веществ), месячным (напр., биологические процессы у организмов, связанные с уровнем морских приливов), годичным (изменение численности и активности животных, роста и развития растений и др.).
Биологические ритмы
(от греч. bios — жизнь) — циклические колебания интенсивности и характера биологических процессов и явлений как эволюционная форма адаптации живого к условиям ритмических изменений параметров внешней среды Земли. Установлению физиологического равновесия организма ребенка со средой, в которой осуществляются воспитание и обучение, способствует правильно организованный режим дня — основа нормальной жизнедеятельности ребенка. Он обеспечивает высокую работоспособность на протяжении учебного дня, недели, года, предохраняет нервную систему от переутомления, повышает общую сопротивляемость организма, создает благоприятные условия для физического и психического развития ребенка. В образовательных учреждениях при организации учебного процесса практически повсеместно не учитываются хронобиологические профили учащихся: утренний («жаворонок»), вечерний («сова»), смешанный («соворанок», «соня-засоня»), что ведет к ухудшению здоровья детей. Одним из сигналов неблагополучия состояния здоровья учащихся является десинхронизация Б.р., которая проявляется в сонливости, бессоннице, раздражительности, снижении внимания, памяти, повышении заболеваемости детей и др.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.