БЕСТУЖЕВ-ЛАДА Игорь Васильевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское]

БЕСТУЖЕВ-ЛАДА Игорь Васильевич
р 12 1 1927, с Лада, ныне на терр Мордовии), историк и социолог, акад РАО (1992), д-р ист. наук (1963), проф. (1979), заел деят науки РСФСР (1988) В 1950 окончил МГИМО В 1954—66 науч. сотрудник Ин-та истории АН В 1967—92 зав сектором социального прогнозирования Ин-та конкретных социологич.исследований АН (ныне Ин-т социологии АН) С 1993 акад. секретарь Отделения образования и культуры РАО Дир Моск. центра исследований будущего (с 1989). Изучал проблемы социального прогнозирования, продолжив традиции В А Базарова в проблемно-целевом исследовании будущего, а также соотношение культуры и контркультуры, глобальные проблемы современности, пути решения и перспективы развития образования в России С 1989 Пред. президиума Рос. пед.об-ва, поч. чл. (1984) Всем федерации исследователей будущего.
Соч. Если мир разоружится, M, 1961, Окно в будущее, M, 1970, Поисковое социальное прогнозирование, M, 1983, Нормативное социальное прогнозирование, M, 1987, К школе XXI века, M, 1988, Прогнозное обосно ваше социальных нововведений, M, 1993, Альтернативная цивилизация, M 1995.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

БЕСТУЖЕВ-ЛАДА Игорь Васильевич
родился 12 января 1927 г. в с. Лада Пензенской губ. Окончил Московский институт международных отношений (1950), кандидат (1954) и доктор (1963) исторических наук, профессор (1979), академик РАО (1992). В 1954–1966 гг. – научный работник Института истории АН СССР, с 1967 г. – заведующий сектором социального прогнозирования в Институте социологии РАН, с 1969 г. – профессор МГУ, с 1992 г. – академик-секретарь Отделения образования и культуры Российской академии образования. Один из основателей и почетный член Всемирной федерации исследований будущего, сопрезидент Комитета исследований будущего Международной социологической ассоциации (1970–1996), заместитель председателя Комитета научно-технического прогнозирования Союза научных и инженерных обществ (с 1976 г.), председатель президиума Российского педагогического общества (с 1988 г.), президент Академии исследований будущего (с 1997 г.).
Как футуролог сложился под влиянием идей Г. Уэллса и К. Циолковского, позднее И. Ефремова. Представляет научную школу технологического прогнозирования, основанную в 1927 г. В. Базаровым и заново в 1958 г. американскими футурологами, не знавшими о трудах Базарова. Научный руководитель более ста кандидатов и более тридцати докторов наук. Автор более четырехсот научных работ. Большая часть этих работ посвящена вопросам теории и истории социального прогнозирования, а также перспективным социальным проблемам советского (российского) общества, глобалистике (глобальные проблемы современности) и альтернативистике (пути перехода к возможной альтернативной цивилизации, способной справиться с указанными проблемами).
Разработана авторская концепция глобалистики с построением «дерева проблемы», «дерева целей» и «дерева решений» по таким глобальным проблемам современности, как разрыв между миром развитых и развивающихся стран, с назреванием новой мировой войны как только оружие массового поражения (ядерное, химическое или бактериологическое) попадет в руки главарей тоталитарных, изуверских или мафиозных структур; переход от проблемной к критической и далее к катастрофической ситуации в сферах топливно-энергетического, материально-сырьевого, межотраслевого, продовольственного, транспортного, торгового, экологического, демографического и других глобальных балансов, наркотизация и мафизация общества, подавление собственно культуры антикультурой, физиопсихологическая деградация подрастающих поколений, импотентность международных организаций и т.д.
В масштабах России разработаны на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу (на первую четверть XXI в.) прогнозы ожидаемых и желаемых изменений в социальной организации труда, власти, семьи, школы, науки, культуры, здравоохранения, расселения, охраны природной среды и общественного порядка, армии, денаркотизации (включая дезалкоголизацию) общества. Имеются аналогичные прогнозы перспектив развития Москвы. Перу ученого принадлежат труды по истории развития представлений о будущем в мировой общественной мысли.
В социальных прогнозах образовательно-педагогического характера исследованы ожидаемые и желаемые изменения во всех основных подсистемах образования (родительский ликбез, дошкольное образование, начальная, средняя, специальная средняя и высшая школа, включая производственную и профессиональную ориентацию, а также профессиональную подготовку учащихся, повышение квалификации и переподготовку кадров, общее самообразование взрослых, дополнительное образование). На этой основе предложена концепция школьной реформы на долгосрочную перспективу.
Соч.: Окно в будущее: современные проблемы социального прогнозирования. – М., 1970; Поисковое социальное прогнозирование: перспективные проблемы общества. Опыт систематизации. – М., 1984; Нормативное социальное прогнозирование: возможные пути реализации целей общества. Опыт систематизации. – М., 1987; Прогнозное обоснование социальных нововведений. – М., 1993. (Главы по школе во всех трех монографиях развернуты в книгу: К школе XXI века. Размышления социолога. – М., 1988.)

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.