БЕСПРИЗОРНОСТЬ детская

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

БЕСПРИЗОРНОСТЬ детская
отсутствие у детей и подростков семейного или государственного попечения, педагогического надзора и нормальных условий жизни.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

БЕСПРИЗОРНОСТЬ (ДЕТСКАЯ)
отсутствие у детей и подростков постоянного местожительства, определенных занятий, семейного или государственного попечения и систематического воспитательного воздействия в результате утраты родителей, бегства из специального учреждения и т. п. причин.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

БЕСПРИЗОРНОСТЬ ДЕТСКАЯ
(призор – «при взгляде, присмотр») − социальное явление, заключающееся в отсутствии у детей и подростков семейного или государственного попечения, педагогического надзора и нормальных условий жизни, возникающее как один из результатов социальных бедствий – войн, голода, безработицы, эпидемий, крайней нужды родителей.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

Беспризорность детская
отсутствие у детей и подростков места жительства или места пребывания. Причины Б.д. носят социально-экономический характер. Б.д. возникает в результате войн, революций, голода, стихийных бедствий, эпидемий и других потрясений, влекущих за собой сиротство детей. Росту Б.д. способствуют экономические кризисы, безработица, нужда и детская эксплуатация, а также конфликтная обстановка в семье, аморальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми и пр. Б.д. неизбежно сопутствуют тяжелые социальные последствия: рост правонарушений, преступность несовершеннолетних, детская проституция (см. Проституция детская), алкоголизм, наркомания.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

БЕСПРИЗОРНОСТЬ детская
отсутствие у детей и подростков постоянного места жительства, определённых занятий, семейного или государственного попечения и систематического воспитательного воздействия в результате утраты родителей, ухода из семьи, бегства из воспитательного учреждения и т. п. причин. […] В 1990-е гг. в России произошёл рост беспризорности (по некоторым данным к концу 2000 насчитывалось св. 2 млн. беспризорных детей). Ист.: ПЭ, 1964–1, 191–194; ПЭС, 2003, 23–24. «Мы не требуем указать источник сведений, когда слышим, что “у нас 4 миллиона беспризорников…”. Эти цифры, без проверки подхваченные всеми СМИ, пустил гулять доктор философских наук Владимир Добреньков… А откуда взялись эти 4 млн. беспризорных? Цифра просто нелепа: повторяющиеся замеры по Москве, где их больше всего, выявляют единовременно не более 800 беспризорных, в основном из СНГ – об этом был материал в газете “Первое сентября” (№ 15 за 2002 год). Значит, в стране их несколько тысяч. Ужасно, но все-таки не миллионы» (Горянин, 2008, 23). См. также: Попрошайничество.

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

БЕСПРИЗОРНОСТЬ детская
отсутствие у детей и подростков места жительства или места пребывания. Причины Б. носят социально-экономический характер. Б. возникает в результате войн, революций, голода, стихийных бедствий, эпидемий и других потрясений, влекущих за собой сиротство детей. Росту Б. способствуют экономические кризисы, безработица, нужда и детская эксплуатация, а также конфликтная обстановка в семьях, аморальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми и пр. Б. неизбежно сопутствуют тяжелые социальные последствия: рост правонарушений, преступность несовершеннолетних, детская проституция (см.Проституция детская), алкоголизм, наркомания. Традиционно помощь беспризорным детям в большинстве стран оказывают благотворительные общества, частные лица и религиозные организации. Наиболее прогрессивные представители научной общественности изучали Б. как социальное явление (Д. Дриль, А. Зак, М. Гернет, С. Позднышев и др.). В России Б. приняла угрожающий характер после 1-й мировой войны и Октябрьской Революции 1917 (к 1922 насчитывалось ок. 7 млн. беспризорных). Проблемами Б. занимались Государственный совет защиты детей (1919, председатель А.В. Луначарский), Наркомпрос РСФСР, комиссия по улучшению жизни детей при ВЦИК (1921, Деткомиссия ВЦИК, председатель Ф.Э. Дзержинский), социальные инспекции на местах, "Фонд имени В.И. Ленина для оказания помощи беспризорным детям" (1924). В 1926 приняты Положение о мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью в РСФСР и Постановление ЦИК и СНК СССР "О мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью". Система ликвидации Б. включала выявление и контроль за безнадзорными детьми, неблагополучными семьями, социальную помощь и профилактику Б. Организовывались детские воспитательные учреждения интернатного типа - детские дома, трудовые коммуны, школы-колонии, школы-коммуны, детские городки и пр. Применялись патронат, усыновление, опека и попечительство. До середины 20-х гг. в педагогических кругах шла дискуссия о природе Б. Ряд педагогов и психологов придерживались точки зрения, распространенной также в Западной Европе и Америке, что осн. причины Б. связаны с врожденной дефективностью и психологическими отклонениями подростков. Беспризорных причисляли к дефективным детям и антисоциальным элементам, предлагали воспитывать их в закрытых исправительных учреждениях. П.П. Блонский в статье "О так называемой моральной дефективности" (1923; Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х тт., т. 1, 1979) выступил с критикой подобных взглядов. Во 2-й половине 20-х гг. было признано, что беспризорные дети - это в большинстве нормальные подростки, в силу социально-экономических обстоятельств вынужденные самостоятельно бороться за свое существование. Беспризорные дети отличались от своих сверстников из нормальных семей более сильным инстинктом самосохранения, повышенной возбудимостью, привычками к наркотикам, алкоголю и т.п., некоторые из них преждевременно начинали половую жизнь. Опытные педагоги стремились создавать беспризорным детям максимальные возможности для нормального развития, проявления самостоятельности, инициативы, полезной творческой деятельности. Успешный опыт работы был накоплен в Колонии им. М. Горького и Коммуне им. Ф.Э. Дзержинского под руководством А.С. Макаренко, Болшевской трудовой коммуне (М.С. Погребинский), Школе им. Ф.М. Достоевского (В.Н. Сорока-Росинский) и школе-колонии "Красные зори" (И.В Ионин) и др. К середине 30-х гг. массовая Б. была в основном ликвидирована. Опасность Б. вновь возникла в годы Великой Отечественной войны, но благодаря своевременным мерам была быстро ликвидирована. В 50-60-е гг. считалось, что в индустриально развитых странах с Б. покончено еще в 19 в. Однако в конце 20 в. возник феномен новой волны Б. (т.н. дети улиц). Особенность современной Б. в том, что к ее причинам добавились урбанизация и техническая цивилизация, вызывающие усиливающуюся миграцию населения в города, разрастание городов, а вследствие этого - неуправляемость городской инфраструктуры, а также распад семьи, тяжелое положение женщины, неудовлетворенность потребностей детей и молодежи в образовании. В последние 10 лет в России произошло снижение реального уровня социально-правовой и экономически обеспеченной защиты детства и как следствие - рост Б. (по некоторым данным к концу 2000 насчитывалось св. 2 млн. беспризорных детей). Беспризорные дети не включаются в систему ценностей общества, становятся лишь наблюдателями чужой жизни. Постоянный страх перед окружающей средой в свою очередь порождает в детях агрессивность, стремление найти защиту в к.-л. группах (шайках, бандах и т.п.), где дети также часто подвергаются эксплуатации (в т.ч. сексуальной), втягиваются в преступный бизнес. Такие группы представляют собой серьезную опасность для общества. Ликвидация и профилактика Б. требуют гуманного подхода к личности на основе сотрудничества и координации усилий государственных, общественных и частных организаций. Во мн. государствах наряду с общими социальными существуют специальные попечительские программы. Большую работу в реализации программ помощи беспризорным детям ведет ЮНИСЕФ. Опыт мн. стран показал, что традиционные меры профилактики Б. (создание специальных воспитательных учреждений: детских домов, приютов и т.д.), а также содержание беспризорных детей, совершивших к.-л. проступки, в закрытых учреждениях не приносят ожидаемого результата. Осн. мерами профилактики Б. должны быть усыновление, опека и попечительство, и только при невозможности обеспечить ребенку семейное воспитание альтернативой ему могут выступать воспитательные учреждения, способные воссоздать условия воспитания, близкие к семейным, адаптацию детей к нормальной жизни в обществе (семейные детские дома, общины, детские деревни и др.). Ликвидировать проблему Б. способно только общество, ставящее ребенка в центр своих интересов и придающее первостепенное значение этике попечения и благотворительности. — общественное явление, заключающееся в недостаточном попечении и воспитательном воздействии в отношении несовершеннолетних. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. ) См. также Безнадзорность,Проституция детская

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

БЕСПРИЗОРНОСТЬ ДЕТСКАЯ
отсутствие у детей и подростков семейного или государственного попечения, педагогического надзора и нормальных условий жизни. Причины Б. носят социально-экономический характер. Б. возникла в результате войн, революций, голода, стихийных бедствий, эпидемий и др. потрясений, влекущих за собой сиротство детей. Росту Б. способствовали экономические кризисы, безработица, нужда и детская эксплуатация. Б. как крайнее проявление детской безнадзорности может быть вызвана также такими причинами, как конфликтная обстановка в семье, детских воспитательных, учебных заведениях, аморальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми (в т.ч. злоупотребление властью со стороны родителей, опекунов или лиц, их заменяющих, которые иногда в корыстных целях принуждают детей к нарушению правовых и моральных норм), что заставляет их уходить из дома. Б. неизбежно сопутствуют тяжелые социальные последствия: рост правонарушений, преступность, проституция несовершеннолетних, алкоголизм, наркомания, а также болезни и опасность возникновения эпидемий.
Помощь беспризорным детям традиционно в большинстве стран оказывали благотворительные общества, частные лица, религиозные организации. В период 1-ой мировой войны и в первые годы после нее многие государства в связи с ростом Б. издали законы об охране детства и защите детей – жертв войны. Аналогичный проект, выработанный в дореволюционной России, силы закона не получил.
Проблема охраны и защиты детства, ликвидации Б. как следствия войн, хозяйственной разрухи, голода была выдвинута в РСФСР на первый план. В 1919 г. был создан Государственный совет защиты детей (пред. А.В. Луначарский), в который вошли представители наркоматов социального обеспечения, просвещения, здравоохранения и труда. С 1920 г. дело охраны детства сосредоточилось в Наркомпросе РСФСР, объединившем меры социальной защиты, помощи и социального воспитания детей. В 1921 г. образована комиссия по улучшению жизни детей при ВЦИК (Деткомиссия ВЦИК, пред. Ф.Э. Дзержинский) и издан декрет об организации детской социальной инспекции, на которую возлагалась работа по борьбе с Б. на местах. К 1922 г. Б. в стране приняла угрожающий характер (около 7 млн беспризорных). Советское государство выделило на ее ликвидацию большие средства, которые составлялись из ассигнований государственных и местных бюджетов. В финансировании участвовал также «Фонд имени В.И. Ленина для оказания помощи беспризорным детям» (основан в 1924 г. на добровольные отчисления рабочих и крестьян). Было создано добровольное общество «Друг детей» (1924).
В целях законодательного оформления системы социально-правовой защиты несовершеннолетних детей декрет ВЦИК и СНК (1926) утвердил Положение о мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью в РСФСР, изданы законодательные акты в других республиках. Постановление ЦИК и СНК СССР (1926) «О мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью» определило меры по созданию благоприятных условий для развития деятельности учреждений и организаций, ведущих эту работу, а также по трудовому обучению и устройству беспризорных детей.
Система ликвидации Б. включала выявление и контроль за безнадзорными детьми, неблагополучными семьями, охрану прав ребенка, социальную помощь и профилактику Б. Для бесприютных детей организовывались столовые, ночлежные дома, приемно- распределительные пункты. Основной формой борьбы с Б. стали детские воспитательные учреждения интернатного типа – детские дома, трудовые коммуны, школы-колонии,школы-коммуны, детские городки, готовившие своих воспитанников к трудовой и общественно полезной деятельности. Широко применялись патронат, усыновление, опека и попечительство.
В первые годы советской власти (вплоть до середины 20-х гг.) в педагогических кругах шла дискуссия о природе Б. Ряд педагогов и психологов придерживался точки зрения, распространенной также в Западной Европе и Америке, что основные причины Б. связаны с личными особенностями подростков, их врожденной дефектностью и психологическими отклонениями. Беспризорных причисляли к дефективным детям, называли антисоциальными элементами. Соответственно предлагались системы и принципы их воспитания в закрытых учреждениях тюремного типа, преимущественно с помощью мер наказания и принуждения. П.П. Блонский в 1923 г. в статье «О так называемой моральной дефективности» (Избр. пед. и психол. соч. В 2 т., Т. 1. 1979) дал таким педагогическим взглядам исчерпывающую критику. Его поддержали московские психиатры. Во второй половине 20-х гг. было признано, что беспризорные дети – это в большинстве нормальные подростки, в силу социально-экономических обстоятельств оказавшиеся на улице и вынужденные самостоятельно бороться за свое существование.
Они отличаются от детей из нормальных семей более сильным инстинктом самосохранения, повышенной возбудимостью, привычками к искусственным возбудителям (наркотикам, алкоголю и т.п.). Некоторые из них преждевременно начинали половую жизнь. Вместе с тем у таких детей наблюдались хорошая физическая закалка (хотя у определенной части беспризорников присутствовали туберкулез, наследственный сифилис, а также болезни, сопутствующие голоду и нищете, – чесотка, тиф и др.), выносливость, точность восприятий, смелость, активность, солидарность в групповых действиях. Эти качества опытные педагоги использовали в работе с беспризорными детьми и правонарушителями, создавая им максимальные возможности для нормального развития, проявления самостоятельности, инициативы, полезной деятельности. Одним из наиболее действенных средств воспитания являлся творческий труд (в т.ч. на производстве, в сельском хозяйстве, в интеллектуальной области и др.). Успешный опыт работы был накоплен в Колонии имени М. Горького и Коммуне имени Ф.Э. Дзержинского, возглавляемых А.С. Макаренко, Болшевской трудовой коммуне (руководитель М.С. Погребинский), Школе имени Ф.М. Достоевского (директор В.Н. Сорока-Росинский), в школе-колонии «Красные зори» (руководитель И.В. Ионин) и др. В середине 30-х гг. детская Б. была в основном ликвидирована. Опасность массовой Б. вновь возникла в годы Великой Отечественной войны. По данным органов просвещения, за первые два года войны связь с родителями потеряли почти 200 тыс. детей.
Благодаря своевременно принятым мерам проблема Б. была решена. Осиротевшие дети вывозились в тыл, передавались семьям трудящихся на патронирование. Расширялась сеть детских домов (в 1945 г. в 5390 детских домах насчитывалось 650 тыс. воспитанников). Значительную роль сыграла система трудовых резервов. С 1943 г. создавались специальные ремесленные училища, куда принимались дети погибших военнослужащих и партизан и дети, лишившиеся родителей во время оккупации. С конца 40-х гг. случаи ухода детей из семьи или детских воспитательных учреждений, связанные с конфликтыми ситуациями, поисками приключений и т.п., объяснялись главным образом детской безнадзорностью.
Б. продолжает существовать большей частью в экономически слабо развитых странах. В 50–60-е гг. считалось, что в индустриально развитых странах с Б. покончили еще в XIX в. Однако в конце XX в. возник феномен новой волны Б., проявившийся в проблеме так называемых уличных детей, которая привлекла к себе внимание мировой общественности в 1979 г., накануне Международного года ребенка. По оценкам Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), во второй половине 80-х гг. в мире насчитывалось около 30 млн уличных детей, среди них выделялись группы подростков, сохраняющих некоторые связи с семьей, а также собственно беспризорные, одинокие дети (свыше 30% от общего числа).
В развитых странах число беспризорных детей растет по мере отчуждения, систематического отторжения их обществом. Характерно, что в странах с действенной системой всеобщего социального обеспечения собственно беспризорных детей почти нет, но имеется довольно значительный контингент уличных детей, покинувших семью по причинам преимущественно не материального, а нравствственного характера. Б. свойственна странам со средним уровнем доходов населения. По некоторым оценкам, она наиболее распространена в Латинской Америке (например, в Бразилиии, Колумбии, Мексике), хотя, возможно, такое положение объясняется более легким доступом кданным, чем в других регионах. Специалисты считают, что при сохранении демографических тенденций в мире число беспризорных детей будет увеличиваться.
Особенность современной Б. в том, что ее причины – не столько войны и стихийные бедствия, сколько урбанизация и техническая цивилизация, вызывающие усиливающуюся миграцию сельского населения в города, разрастание городов, а вследствие этого – неуправляемость городской инфраструктуры. Другие важнейшие причины Б. – распад семьи, ее бездуховность, превращение семьи из расширенной в нуклеарную, тяжелое положение женщины, а также неудовлетворенность потребностей детей и молодежи в образовании, в приобщении к культуре.
Беспризорные дети не включаются в систему ценностей общества, становятся лишь наблюдателями чужой жизни, теряют свое прошлое, не обретая определенного будущего. Постоянный страх перед физической расправой со стороны взрослых и сверстников, голодом, болезнью, полицией в свою очередь порождает в детях агрессивность, стремление найти защиту в каких-либо группах (шайках, бандах и т.п.). В шайках, часто находящихся на службе у мафии, дети подвергаются эксплуатации (в т.ч. и сексуальной), втягиваются в преступный бизнес. Такие формирования представляют собой серьезную опасность для общества, поскольку они способны вызвать беспорядки и нарушить нормальную жизнь целых районов и городов.
Ликвидация и профилактика Б. вновь становятся важнейшими общественными проблемами. Плодотворно решить вопрос Б. можно только при гуманном подходе к личности на основе сотрудничества и координации усилий государства, общественных и частных организаций. Во многих государствах наряду с общими социальными существуют специальные попечительские программы, объединяющие общественные усилия в деле помощи беспризорным детям. В 1982 г. под эгидой Международного католического бюро помощи детям была принята Международная программа неправительственных организаций по проблемам уличных детей и подростков, ставшая первым шагом на пути создания интернациональной сети информации и поддержки социальных работников и учреждений.
Большую работу в реализации программ помощи беспризорным детям ведет ЮНИСЕФ.
Опыт многих стран показал, что традиционные меры профилактики Б. (создание специальных воспитательных учреждений: детских домов, приютов и т.д.) не всегда оправдывают себя. Не везде число детских учреждений, условия содержания и воспитания в них соответствуют нормальному уровню жизни детей. Не приносят пользы такие меры, как лишение свободы и содержание в закрытых учреждениях (в т.ч. и в тюрьмах) беспризорных детей, совершивших какие-либо проступки. Как правило, вместо исправления дети под влиянием уголовных элементов в местах лишения свободы приобретают асоциальный опыт и превращаются в потенциальных преступников. Часто в результате у детей происходит задержка физического, психического и интеллектуального развития.
Основными мерами профилактики Б. должны быть усыновление и попечение, и только при невозможности обеспечить ребенку семейное воспитание альтернативой ему должны выступать детские дома, в которых воспитательные группы способны частично заменить ребенку семью. Поиски новых форм попечения направлены на воссоздание условий воспитания, близких к семейным, ресоциализацию детей, их адаптацию к нормальной жизни в обществе. С этой целью для детей, нуждающихся в жилье, создаются семейные дома, общины, детские деревни и др. Уличные дети, еще не полностью порвавшие связи с семьей, объединяются (под руководством педагогов, психологов и др.) в общины для различной общественно полезной деятельности (трудовой, в том числе и на производстве, в сфере обслуживания, благотворительной и т.п.), в группы самопомощи и др. Беспризорные дети получают возможность вырваться из уличной жизни, включиться в полезную деятельность. Помогают им в этом социальные педагоги, старшие по возрасту наставники, из которых многие – сами бывшие беспризорники. В ряде стран к работе с беспризорными детьми привлекаются студенты (шефство над уличными подростками, помощь кризисным семьям из трущоб, деятельность в общежитиях для бездомных и др.), иногда даже с освобождением от занятий в целях их подготовки к гражданской службе. Ликвидировать проблему Б. может только общество, ставящее ребенка в центр своих интересов и придающее первостепенное значение этике попечения и благотворительности.Лит.: Лившиц Е. Социальные корни беспризорности. – М., 1925; Маро (Левитина М.И.). Беспризорные. Социология. Быт. Практика работы / С предисл. А.Б. Залкинда. – М., 1925; Дети улицы. Растущая трагедия городов. Доклад для Независимой комиссии по междунар. гуманитарным вопросам / Пер. с англ. – М., 1990.

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
230.84 кб

К вопросу о понятии «Детская беспризорность»

Самсонова Светлана Александровна
В России детская беспризорность была объектом пристального внимания со стороны специалистов широкого профиля, занимавшихся охраной прав детей, практических работников, пытавшихся осмыслить это социальное бедствие и подсказать госу
Читать PDF
4.57 мб

Проблема детской беспризорности в современной России и пути ее решения

Баранов А. В.
Рассматривается одна из самых острых проблем современной России - проблема детской беспризорности. От ее решения зависит будущее страны.
Читать PDF
720.61 кб

ПРОБЛЕМА ДЕТСКОЙ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Батуро Анастасия Михайловна
В статье рассматриваются и выявляются причины появления детской беспризорности и безнадзорности в России.
Читать PDF
116.79 кб

Социально-экономический портрет детской беспризорности и безнадзорности в России

Якимчук С. В., Евдокимов В. И.
Явления беспризорности и безнадзорностианализируются в связи с другими социальнымипроблемами современного российского общества.
Читать PDF
558.31 кб

Историко-культурные предпосылки решения проблемы детской беспризорности в xx веке

Кузнецова Ольга Александровна
В статье рассматриваются причины возникновения такого явления, как детская беспризорность в современной России. Автор проводит сравнительный анализ детской беспризорности начала и конца XX века как социокультурной проблемы.
Читать PDF
315.63 кб

Профилактика детской беспризорности в Северной Осетии в годы великой Отечественной войны

Габанти Алла Борисовна
Статья посвящена малоизученной проблеме детскому призрению в Северной Осетии в годы Великой Отечественной войны.
Читать PDF
410.62 кб

Государственное регулирование процесса ликвидации детской беспризорности в России в годы Великой Оте

Славко Андрей Александрович
Статья посвящена одной из важнейших проблем ликвидации массовой детской беспризорности в 1941-1952 гг. роли государства в помощи детям-сиротам.