Беседа

Найдено 37 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Беседа
диалог исследователя с испытуемыми по заранее разработанной программе.

Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.

Беседа
1) разговор; обмен мнениями; 2) сообщение на какую-нибудь тему с участием слушателей в обмене мнениями.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

Беседа
это диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

БЕСЕДА
(в психологии) - метод получения информации на основе вербальной коммуникации; относится к методам опроса.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Беседа
получение педагогом информации об особенностях развития ребенка в результате обсуждения их с родителями (педагогами).

Источник: Педагогическая диагностика и коррекция в воспитательном процессе.

Беседа
1) разговор, обмен мнениями; 2) педагогический метод, форма организации педагогического процесса; 3) метод диагностики различных групп людей.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

Беседа
метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. В психотерапии и библиотерапии беседа проходит в форме свободного общения.

Источник: Краткий терминологический словарь по библиотерапии

Беседа
метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Виды беседы: катехизическая (репродуктивная), эвристическая, сократическая.

Источник: Исследовательская деятельность

БЕСЕДА
диалог преподавателя и студентов. С точки зрения дидактической роли беседы бывают: вступительная, беседа, дающая новую информацию, закрепляющая беседа.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

Беседа
разговор, обмен мнениями; эмпирический метод получения сведений(информации) о человеке в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

БЕСЕДА
метод воспитания, характеризующийся процессом общения двух или более людей, которые обмениваются репликами, мнениями по поводу не четко сформулированного предмета обсуждения.

Источник: Тезаурус для педагогов-экспериментаторов

Беседа
метод исследования, который позволяет непосредственно ознакомиться с личностью испытуемого в процессе взаимодействия посредством постановки вопросов, касающихся предмета изучения.

Источник: Педагогическая психология

Беседа (в дидактике)
диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки тщательного продуманной системы вопросов подводит учащегося к пониманию нового материала или проверяет усвоение им уже изученного.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

БЕСЕДА
педагогический метод и одновременно форма организации педагогического процесса. Сущность беседы состоит в организации диалога между педагогом и обучающимися. Беседа может быть также методом изучения обучающихся.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

БЕСЕДА
(в дидактике) – один из методов обучения. Сущность беседы состоит в том, чтобы с помощью целенаправленно поставленных вопросов побудить учащихся к припоминанию уже известных знаний и усвоению новых путем размышления, выводов и обобщений.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

Беседа
один из методов педагогического общения, обучения и исследования, имеющий вопросно-ответную форму. Различают катехизическую (от греч. kateche — поучаю, наставляю), повторительную (воспроизводящую) и эвристическую, поисковую (требующую поисковой активности обучающихся) Б.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Беседа
исследовательский метод, позволяющий познать особенности личности человека, характер и уровень его знаний, интересов, мотивов действий и поступков на основе анализа устных ответов на поставленные и предварительно продуманные вопросы (см. также разделы «Педагогическое образование», «Теория обучения»).

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

БЕСЕДА
разговор с человеком (группой) с целью выяснения интересующего исследователя вопроса; метод устного изложения учебного материала, представляющий собой вопросно-ответный способ изложения и закрепления учебного материала. Беседа может быть сообщающей, эвристической, развернутой и контрольно-проверочной.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

БЕСЕДА
устное обращение в произвольной форме с одним или несколькими людьми. Если Б. ведется с определенной исследовательской целью, то исследователь должен заранее подготовить вопросы и расположить их в необходимой последовательности. Во время Б. вопросы может задавать как исследователь испытуемому, так и наоборот.

Источник: Cловарь музейно-педагогических терминов

БЕСЕДА
метод психологопедагогического исследования и (или) воспитательного воздействия на основе вербальной (словесной) коммуникации. Как метод исследования он позволяет выявлять индивидуальные особенности личности (мотивационные, мировоззренческие и эмоциональные), а как метод воздействия – на формирование определенной системы знания, развитие интереса.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Беседа
1) один из основных методов военной психологии и педагогики, который предполагает получение информации об изучаемом психолого-педагогическом явлении вербальной логической форме, как от исследуемой личности военнослужащего, членов изучаемого коллектива, так и от окружающих людей; 2) разновидность метода обсуждения изучаемого материала в обучении военнослужащих; 3) один из методов индивидуально-воспитательной работы.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

Беседа
(1) – вопросно-ответный метод обучения, применяемый учителем с давних времен (например, Сократом), с целью активизации умственной деятельности учащихся в процессе приобретения новых знаний, повторения и закрепления полученных ранее; (2) – метод психолого-педагогического исследования, получения информации на основе вербальной коммуникации; (3) – форма и метод воспитания, раскрывающий содержание соответствующих норм поведения.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

БЕСЕДА
1. Вопросно-ответный метод обучения, применяется учителем с целью активизации умственной деятельности учащихся в процессе приобретения новых знаний или повторения и закрепления полученных ранее знаний. 2. Метод педагогического исследования, организуется с целью выяснения индивидуальных особенностей личности (мотивационной и эмоциональной сфер, знаний, убеждений, интересов, предпочтений, установок, отношения к среде, коллективу и др.).

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

БЕСЕДА
метод получения информации на основе словесной (вербальной) коммуникации исследователя и респондента, отвечающего на вопросы, предусмотренные программой исследования. Применяется на стадии подготовки массовых анкетных опросов для того, чтобы определить область исследования, формализовать вопросы и ответы по анкете, для пополнения и уточнения данных из массовой статистики, как самостоятельный метод сбора психолого-педагогической информации-в обследованиях малых выборок.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Беседа
1) вопросно-ответный метод привлечения учащихся к обсуждению, анализу поступков и выработке нравственных оценок; 2) метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации; 3) метод обучения. Виды Б.: катехизическая, или репродуктивная, - направлена на закрепление, проверку изученного материала путем его повторения; эвристическая, поисковая - опираясь на имеющиеся знания учащихся, учитель подводит их к усвоению новых понятий; сократическая – поиск истины через сомнение, которому подвергается каждый получаемый вывод.

Источник: Творчество. Краткий педагогический словарь

Беседа
(от общеслав. седа — сидение) — вопросно-ответный метод взаимодействия, который основан на активизации мыслительной деятельности субъектов общения и ориентирован на совместный поиск истины. Для успешного проведения Б. принципиально важно определить значимый для участников Б. предмет разговора, грамотно сформулировать вопросы, стимулировать желание высказаться, сопровождать общий разговор микрообобщениями. Завершается Б. обобщающей речью учителя, в которой называются точки согласия и расхождения во мнениях, обозначаются позитивные перспективы, которые выявились в ходе Б.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Беседа
способ получения информации об изучаемом явлении, человеке, группе людей посредством личного, непосредственного, организованного и целенаправленного общения. Разновидности беседы: ознакомительная – первичное знакомство; диагностическая призвана распознать уровень обученности, воспитанности, развития, черты характера, другие особенности личности, выявить факторы, способствующие или затрудняющие обучение, воспитание; структурированная проводится по заранее составленному списку вопросов; неструктурированная (вопросы формулируются в ходе беседы в зависимости от обстановки и психологических особенностей собеседников).

Источник: Военная педагогика

БЕСЕДА
1) как метод обучения – диалогический (вопросно-ответный) метод, применяемый с целью выявления и актуализации имеющихся у учащихся знаний, а также активизации их познавательной (умственной) деятельности; 2) как метод исследования – метод, позволяющий в диалоге получить информацию об интересующем педагогическом явлении.
Эвристическая беседа — метод обучения, при котором педагог не сообщает готовых знаний, а умело поставленными вопросами, не содержащими прямого ответа, побуждает учащихся на основе имеющихся знаний, запаса представлений, наблюдений, личностного жизненного опыта приходить к новым понятиям, выводам, правилам.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

БЕСЕДА
1) метод получения информации на основе вербальной коммуникации; формулировка вопросов в беседе может предполагать: полностью открытый ответ; частично открытый ответ; частично структурированный ответ с открытым концом; полностью структурированный ответ [80, c. 47]; 2) форма организации учебной деятельности, при которой ограниченная дидактическая единица передается в интерактивном информационном режиме для достижения локальных целей воспитания и развития. В зависимости от чередования направлений информационных потоков во времени, различается несколько разновидностей беседы: с параллельным контролем, с предконтролем, с постконтролем и др. (В. В. Гузеев).

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

Беседа
в педагогике вопросно-ответный метод обучения, применяется с целью активизации умственной дея тельности учащихся в процессе приоб ретения новых знаний или повторения и закрепления полученных ранее. Сок ратическая беседа – с помощью системы специально подобранных вопросов, до ведение до абсурда неправильных отве тов учащихся с целью наведения их на правильный путь рассуждения. Кате хизическая беседа – заучивание вопросов и ответов на них (в католических школах в видоизменённой форме применяется до сих пор). По характеру организуемой познавательной деятельности различа ют репродуктивную беседу (знакомые спо собы оперирования знакомым учебным материалом), эвристическую (организац ия поисковой деятельности учащихся, поэлементное обучение творческому поиску при решении проблемных зад ач). Резуль таты, полученные методом беседы, не подда ются формализации и статистической обработке и позволяют лишь в общем виде судить о выраженности исследуе мого признака.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

БЕСЕДА
«Обл. Посиделки, вечеринка, пирушка» (Словарь, 1991–1, 500–501).
О деревенских подростках 11–13 лет в 1940-х гг.: «[Поля] была старше меня года на два, миловидна, проста и смешлива. Помню, собиралась уезжать в Ленинград к каким-то родственникам и собрала на “беседу” немногочисленных сверстниц. Ребятишкишкольники тут же пронюхали про эту беседу. На этом-то гулянье я и стал впервые в жизни “кавалером”, Поля позвала меня ко столбу. Какая беседа без горюна? Гармошки, правда, кажется, не было, но Поля отвела угол в избе, завесила его какой-то рухлядью и завела горюн с Васькой Дворцовым. Они пошушукались для виду, и Васька скоро вышел на свет. Поля велела ему позвать меня... с тем, чтобы, когда выйдет она, я позвал ту, которая нравится мне. Но я был ещё школьник и настолько стеснителен, что покраснел и сделал Полю “головёшкой”, не пошёл к ней за занавеску. Горюн пришлось “зажигать” заново… Конечно, никакой любви не было, она, любовь-то, пришла позже, в шестом классе» (Белов, 2001–9)

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

БЕСЕДА
вопросно-ответный метод обучения, применяется с целью активизации деятельности обучающихся в процессе приобретения новых знаний и умений, а также с целью повторения и закрепления полученных ранее. Обучающая функция беседы заключается в том, что с ее помощью педагог вводит обучающихся в содержание обучения и задачи темы, связывая материал с ранее изученным, выясняет смысл нового. Закрепительная функция беседы реализуется в вопросах, которые актуализируют уже знакомый обучающимся материал, выявляют его новые аспекты, возможности применения в учебной и практической деятельности. Контрольно-проверочная функция беседы раскрывается в вопросах, направленных на выяснение уровня усвоения учебного материала. Систематизирующая функция беседы состоит в выявлении с помощью вопросов системы связей между усваиваемыми знаниями и умениями. По характеру организуемой познавательной деятельности различают два вида беседы: репродуктивную и эвристическую. Репродуктивная беседа предполагает воспроизводящую деятельность обучающихся; эвристическая беседа направлена на организацию поисковой деятельности обучающихся, поэтапное обучение творческому поиску при решении проблемных задач. Литература: [70].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

БЕСЕДА
в педагогике, вопросно-ответный метод обучения; применяется с целью активизации умственной деятельности учащихся в процессе приобретения новых знаний или повторения и закрепления полученных ранее. Сократическая Б. - с помощью системы специально подобранных вопросов доведение до абсурда неправильных ответов учащихся с целью наведения их на правильный путь рассуждения. Катехизическая Б. - заучивание вопросов и ответов на них (в католических школах в видоизмененной форме применяется до сих пор). По характеру организуемой познавательной деятельности различают репродуктивную Б. (знакомые способы оперирования знакомым учебным материалом), эвристическую (организация поисковой деятельности учащихся, поэлементное обучение творческому поиску при решении проблемных задач). В психологии, метод психолого-педагогического исследования. Организуется с целью выяснения индивидуальных особенностей личности - мотивационной и эмоциональной сфер, знаний, убеждений, интересов, отношения к среде, коллективу и пр. Результаты, полученные методом Б., не поддаются формализации и статистической обработке и позволяют лишь в общем виде судить о выраженности исследуемого признака. — диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. )

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Беседа
ст.-слав. – слово, речь) – это педагогический метод и одновременно форма организации педагогического процесса. Сущность беседы состоит в организации диалога между педагогом и учащимся, между самими учащимися. Используется беседа как в учебной работе, так и во внеучебной деятельности учащихся. Беседа может также быть методом изучения, применяемым с целью выявления индивидуальных особенностей учащихся, коллектива. Беседа – это всегда общение людей, передача друг другу словесных сообщений, обмен мыслями и чувствами. Это способ выяснения отношений, объяснений, убеждения друг друга в чем-то. Она широко используется в человеческой практике и помимо педагогики. Технология беседы довольно сложна. Вступающему в беседу надо уметь вести диалог – задавать вопросы, тактично выслушивать, возражать, сомневаться, доказывать, даже молча. В беседе не рекомендуется переманивать собеседника на свою сторону, навязывать ему свою позицию. В беседе важен оттенок голоса, неторопливый ритм. В системе образования часто используют как метод обучения во время уроков, экскурсий, посещений музеев. Эффективными являются нравственно-этические беседы о культуре поведения, о режиме дня, о доброте и любви и т.д. «Беседа» – это и заглавие древнерусского апокрифа – сочинения в виде разговора и духовного стиха. В церковнославянском языке «беседа» обозначала речь, говор, в смысле диалект. Беседы, благодаря наличию в себе обратной связи и равноправию участников, очень любимы всеми возрастами. От этого слова произошло другое – беседка.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

БЕСЕДА
вопросно-ответный метод обучения, применяется преподавателями и мастерами производственного обучения с целью активизации умственной деятельности учащихся в процессе приобретения новых знаний и умений, а также с целью повторения и закрепления полученных ранее.
С помощью Б. осуществляется поэтапное усвоение знаний и способов действий, в процессе которого реализуется несколько функций Б. Обучающая функция Б. заключается в том, что с ее помощью педагог вводит учащихся в содержание и задачи темы, связывая материал с ранее изученным, выясняет смысл нового. Закрепительная функция Б. реализуется в вопросах, которые актуализируют уже знакомый учащимся материал, выявляют его новые аспекты, возможности применения в учебной и учебно- производственной деятельности и тем самым углубляют усвоение знаний и умений.
Контрольно-проверочная функция Б. раскрывается в вопросах, направленных на выяснение уровня усвоения учебного материала. Систематизирующая функция Б. состоит в выявлении с помощью вопросов системы связей между усваиваемыми знаниями и умениями.
По характеру организуемой познавательной деятельности различают два вида Б.: репродуктивную и эвристическую. Репродуктивная Б. предполагает воспроизводящую деятельность учащихся; эвристическая Б. направлена на организацию поисковой деятельности учащихся, поэтапное обучение творческому поиску при решении проблемных задач (см. Эвристическая беседа).Репродуктивная Б. может быть проведена на уроке по любой теме; вопросы для такой Б. требуют точного и полного воспроизведения полученных знаний и освоенных способов деятельности и адресованы в основном к памяти учащихся. Большое влияние на эффективность Б. оказывает психологический климат в коллективе учащихся и педагогический такт преподавателя, мастера. Необходимо вовлекать в Б. всех учащихся, добиваться активности слабых, молчаливых, поощряя их, задавая наводящие и дополнительные вопросы.
Лит.: Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М., 1985; Лернер И.Я. Проблемное обучение. – М., 1974.
В.А. Скакун

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

БЕСЕДА
1. Вид диалогической речи, состоящей из реплик-повествований. Один из наиболее сложных видов диалога как по содержанию, так и по форме. Характер реплик Б. отличается разнообразием: выделяются реплики-сообщения, репликипобуждения, оценочные, уклончивые, поддерживающие, прерывающие, подхватывающие реплики и т. д. Затрудненность предвидения содержания Б. и спонтанность ее протекания создают методические трудности в обучении этому виду диалога. Ср. расспрос, диспут. 2. Вспомогательный метод исследования: целенаправленное получение сведений путем речевого общения. Б. может быть не только устной, но и письменной (сочинения, анкеты, вопросники); может существенно дополнять представления о процессе исследования, о его сильных и слабых звеньях, о необходимости внесения коррективов. Успешное применение Б. предполагает: а) наличие продуманного плана Б.; б) умение исследователя получать интересующие его сведения не только путем непосредственного наблюдения в ходе Б., но и косвенно; в) умение исследователя уточнять интересующие его факты в процессе Б.; г) наличие у исследователя близкого личного контакта с исследуемым. Ход и содержание Б. протоколируются, в частности, при помощи ТСО (магнитозапись, видеозапись). 3. Один из словесных методов обучения (общедидактическое понятие), в ходе применения которого преподаватель организует разговор с обучающимися с помощью продуманной системы вопросов, подводящих учеников к усвоению фактов, понятий, закономерностей иноязычной речи. При этом используются следующие приемы обучения: постановка вопросов, обсуждение ответов и мнений учащихся, корректировка ответов, формулирование выводов. В дидактическом процессе выделяют следующие виды бесед: 1) эвристическая (в ее ходе преподаватель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов), 2) сообщающая (используется для сообщения новых знаний), 3) закрепляющая (применяется после изучения нового материала), 4) индивидуальная (вопросы адресуются одному учащемуся), 5) фронтальная (вопросы адресуются всей учебной группе). Разновидность беседы – собеседование, заключающееся в совместном обсуждении проблемы. При установке занятий на развитие речи учащихся методу Б. отводится доминирующая роль.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

БЕСЕДА
вопросно-ответный метод обучения, применяется учителем с целью активизации умственной деятельности учащихся в процессе приобретения новых знаний или повторения и закрепления полученных ранее.
Б. использовалась в обучении с давних времен. Так, Сократ системой специально подобранных вопросов (сократич. Б.) доводил до абсурда неправильные ответы учащихся, наталкивая их на правильный путь рассуждения и подводя к выводам. В ср.-век. школе использовалась кате-хизич. Б., при к-рой заучивались вопросы и готовые на них ответы (в католич. школах в видоизмененной форме применяется до сих пор). В рус. педагогике за применение Б. при обучении высказывались Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, К. В. Ельницкий, П. Ф. Каптерев, М. И. Демков и др. Методику проведения Б. на уроке лит-ры разработал В. Я. Стоюнин («О преподавании рус. лит-ры», 1864).
С помощью Б. организуется поэлементное усвоение знаний и действий, в процессе к-рого реализуется неск. функций Б. Обучающая функция Б. заключается в том, что с ее помощью учитель вводит учащихся в содержание и задачи темы, связывая мат-л с ранее изученным, выясняет смысл нового. Закрепительная функция Б. реализуется в вопросах, к-рые актуализируют уже знакомый учащимся мат-л, выявляют его новые аспекты, возможность применения и тем самым углубляют усвоение знаний. Контрольно-проверочная функция Б. раскрывается в вопросах, выясняющих, уровень усвоения темы. Систематизирующая функция Б. состоит в выявлении с помощью вопросов системы связей между знаниями.
По характеру организуемой познават. деятельности различают 2 вида Б.: репродуктивную и эвристическую. Репродуктивная Б. предполагает воспроизводящую деятельность учащихся (знакомые способы оперирования знакомым уч. материалом). Эвристич. Б. направлена на организацию поисковой деятельности учащихся, поэлементное обучение творч. поиску при решении проблемных задач. Главная ее функция в том, что учитель с помощью специально подобранных вопросов путем рассуждений подводит учащихся к определенным выводам. Уч-ся при этом воспроизводят ранее полученные знания, сравнивают, сопоставляют и т. д. В эвристич. Б. учитель ставит проблему и расчленяет ее с помощью вопросов т. о., чтобы каждый вопрос. вытекал из предшествующего, а в совокупности они вели к решению проблемы. В такой Б. раскрывается логика движения поиска, формируются поисковые умения учащихся — соотнесение ответа с вопросом и каждого шага поиска с другими, контроль за достаточностью доказательства и т. д. Коллективная форма Б. при учете мотивов учащихся создает атмосферу общей заинтересованности, повышает внимание, активизирует мышление, способствует воспитанию товарищеской взаимопомощи, развивает познават. и творч. способности. Репродуктивная Б. доступна детям дошк. возраста, эвристическая может проводиться (при необходимом уровне развития учащихся) в нач. классах, но здесь цепочка вопросов не должна превышать 2—3, постепенно удлиняясь до 10—12 в ст. классах. Б. любого вида можно продумывать заранее, но нужно быть готовым к проведению ее экспромтом (репродуктивной — если уч-ся не готовы к связному изложению, эвристической — когда они затрудняются в решении проблемной задачи). При этом от учителя требуется широта кругозора, учет возрастных и индивидуальных особенностей и уровня умственного развития учащихся, быстрая и точная реакция на их ответы.
Проводя Б., учитель управляет познават. деятельностью учащихся. Вопросы учителя условно можно разделить на репродуктивные (воспроизводящие) и продуктивные (поисковые, творческие). Репродуктивные вопросы требуют точного и полного воспроизведения знаний и способов деятельности и адресованы в основном к памяти учащихся, продуктивные — требуют не только припоминания, но и активного мышления учащихся: анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, выделения главного, умозаключений и пр., т.е. предполагают применение полученных знаний. Можно выделить след, виды продуктивных вопросов: на сравнение; установление причинно-следств. связей; определение цели действия, явления, процесса; подведение конкретного под общее; применение общего к конкретному; на классификацию предметов и явлений, на доказательство, объяснение, альтернативное решение и др. Вопросы учителя должны быть доступными для понимания учащимися и вместе с тем достаточно сложными; определенными по содержанию, краткими по форме; предполагать четкий ответ, быть связанными с темой в целом.
Б. применяется на уроках всех типов и сочетается с практич. работой учащихся. Репродуктивная Б. может быть проведена по любой теме, эвристическая — требует отбора тем и вопросов, по к-рым можно поставить доступную учащимся и целесообразную на этом этапе обучения проблему, развернуть ее, показать (хотя бы частично) ее противоречивость. Эвристич. Б, целесообразно проводить систематически, однако не следует отводить ей целый урок. Большое влияние на эффективность Б. оказывает психол. климат в коллективе учащихся, пед. такт учителя. Необходимо вовлекать в Б. всех учащихся, добиваться активности слабых, молчаливых, поощряя их, задавая иногда доп., наводящие вопросы. В ходе Б. нередко возникают (а могут и планироваться учителем заранее) дискуссии, к-рые приучают учащихся к аргументации и доказательствам. Дискуссии особенно широко применяются на уроках лит-ры, истории.
Лит.: Лернер И. Я., Проблемное обучение, М., 1974; Казанский Н. Г., Назарова Т. С., Дидактика (нач. классы), М., 1978, с. 127—34; Дидактика ср. школы, под ред. М. Н. Скаткина, Ми9822, с. 201; Ильина Т. А., Педагогика, М., 1984, с. 277—79; Бабавский Ю. К., Методы обучения в совр. общеобразоват. школе, М., 1985, гл.5. И. Я. Лернер.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Нравственная беседа в современном образовательном пространстве

Горева Ольга Ивановна
The actuality of the inspected problem cohich is connected with holding moral talks in schools doesn't cause any doubts since the reality of a contemporary life of the Russian society demand the revival of one of the most wide-spr
Читать PDF

Беседа, как эффективный способ формирования навыков межкультурной коммуникации, при обучении иностра

Румянцева Ольга Васильевна
В данной статье рассматривается такая форма проявления межкультурной коммуникации, как беседа. Дана ее условная классификация.
Читать PDF

К 80-летию со дня рождения заниматься только любимым делом (беседа с Н. С. Гордиенко)

Мочалова Ирина Николаевна
Николай Семенович Гордиенко, доктор философских наук, профессор создатель ленинградской (петербургской) научной школы религиоведов исследователей досоветского, советского и постсоветского этапов эволюции русского православия.
Читать PDF

Эвристическая беседа как один из типов дискуссии

Гаибова В. Е.
В статье обобщены основные признаки дискуссии и ее виды. Детально описаны особенности эвристической беседы и ее роль как одного из типов дискуссии. Предлагается тем и вопросов для исследовательских педагогических дискуссий.
Читать PDF

Беседа с А. С. Мамзиным учить, исследуя, и исследовать, обучая

Мочалова И. Н.
Читать PDF

Наши интервью. Беседа с Е. Белозерцевым

Читать PDF

Наши интервью. Беседа с В. Кузовлевым

Читать PDF

Беседа с В. М. Жураковским

Читать PDF

«Кризис это шанс!. . »(беседа с Клаусом Вашиком)

Читать PDF

Нравственная беседа в современном образовательном пространстве

Горева О. И.
Актуальность исследуемой проблемы, связанной с проведением нравственных бесед в школах, не вызывает сомнений, поскольку реалии современной жизни российского общества требуют возрождения одного из наиболее востребованных в классиче
Читать PDF

Рефлексивная беседа как эффективное средство формирования и развития умений профессиональной педагог

Аверина Мария Николаевна
В данной статье рассматривается вопрос формирования и развития профессиональной педагогической рефлексии в процессе повышения квалификации, при этом акцент делается на технологии организации и проведения рефлексивной беседы, как о
Читать PDF

Образование и Наука в Поморье (беседа с В. Булатовым)

Похожие термины:

  • ЭТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА

    речевое взаимодействие людей, в процессе которой педагог создает для участников ситуации обдумывания, осознания ими нравственных норм, определенной общественной морали как группы ценностей.
  • ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА

    вопросительноответная форма обучения, при которой учитель не сообщает учащимся готовых знаний.
  • БЕСЕДА, как метод психолого-педагогического исследования

    Организуется с целью выяснения индивидуальных особенностей личности (мотивационной и эмоциональной сфер, знаний, убеждений, интересов, предпочтений, установок, отношения к среде, коллективу и др.
  • Коллективная беседа

    беседа, организованная на основе учета мотивов учащихся, создает атмосферу общей заинтересованности, повышает внимание, активизирует мышление, способствует воспитанию товарищеской взаимопомощ
  • БЕСЕДА ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ

    метод исследования лица с речевой патологией посредством прямого или косвенного получения от обследуемого (или от родственников и хорошо знающих его ребенка лиц) сведений, необходимых для диагно
  • БЕСЕДА КОНСУЛЬТАТИВНАЯ

    по определенному плану ориентированная на специфические житейские проблемы, направлена на расширение информационного поля клиента, реконструкцию его взаимодействия с другими людьми.
  • БЕСЕДА ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ

    характеризуется более высоким уровнем притязаний и направленная на определенные внутренние (психологические) изменения в личности клиента.
  • ДЕЛОВАЯ БЕСЕДА

    диалогический жанр официально-делового функционального стиля речи, а именно развёрнутый устный разговор двух или нескольких лиц, наделённых полномочиями своих организаций, содержанием которого
  • ЭВРИСТИЧЕСКАЯ (излагающая поисковая) БЕСЕДА

    разновидность вопросно-ответного метода обучения. В системе методов обучения, выделяемых по характеру познавательной деятельности учащихся, – это один из частично-поисковых методов. Дидактичес
  • РАЗГОВОРНАЯ БЕСЕДА

    диалогический жанр разговорной речи, образец Фатического общения (см.): а именно — непосредственный неофициальный устный разговор двух и более лиц, содержанием которого является взаимный обмен м
  • СЕМЕЙНАЯ БЕСЕДА

    жанровая разновидность Разговорной беседы (см.), а именно разговорная беседа в семейном кругу, направленная на поддержание тёплой домашней атмосферы общения, передачу социально-культурного опыта
  • СОКРАТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА

    (по имени древнегреческого философа Сократа) метод обучения, заключавшийся в том, что, ставя вопросы своим ученикам, Сократ доводил до абсурда их неправильные ответы; затем он наталкивал собеседни
  • СВЕТСКАЯ БЕСЕДА

    приятное речевое общение в неповседневной обстановке, демонстрирующее утончённость воспитания и умение проводить время в обществе за лёгкими изящными разговорами. Прямой практической цели не и
  • Беседа педагога с учащимися

    диалогическая форма изложения и освоения учебного материала. Она предполагает наличие у обучающихся определенного запаса эмпирических знаний, необходимых и достаточных для компетентного участ
  • БЕСЕДКА

    «Крытое небольшое лёгкое строение, сооружаемое в садах, парках и т. п. для отдыха в тени и защиты от дождя» (Словарь, 1950–1, 401); «Крытая лёгкая постройка в саду, парке для отдыха, защиты от дождя и солнц
  • Метод беседы

    получение словесной информации о человеке, коллективе, группе как от самого предмета исследования, так и от окружающих его людей; в последнем случае выступает как элемент метода обобщения независ