БЕЛЛ-ЛАНКАСТЕРСКАЯ СИСТЕМА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

БЕЛЛ-ЛАНКАСТЕРСКАЯ СИСТЕМА
система взаимного обучения, при к-рой в младшей школе старшие и более успевающие ученики (мониторы) под руководством учителя вели занятия с остальными учениками. Возникла в конце XVIII в. в Индии, а в начале XIX в. — в Англии. Против этой системы выступали сторонники развивающего обучения.

Источник: Педагогический словарь

Белл-ланкастерская система
система организации и методов взаимного обучения в начальной школе, при которой старшие и более успевающие ученики (мониторы) под руководством учителя вели занятия с остальными учащимися. В связи с появлением необходимости массового обучения грамоте была предложена в 1798 г. английским священником Э. Беллом и учителем Дж. Ланкастером независимо друг от друга.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

БЕЛЛ-ЛАНКАСТЕРСКАЯ СИСТЕМА
взаимного обучения – система организации и методов обучения в начальной школе и школах ФЗУ в начале 30-х гг., при которой старшие и более успевающие ученики (мониторы) под руководством учителя вели занятия с остальными учащимися. Возникла в связи с появлением необходимости массового обучения грамоте. Была предложена независимо друг от друга английскими педагогами Э. Беллом и Дж. Ланкастером. Первоначально применялась в Индии (1791, Белл), затем в Великобритании (1801, Ланкастер). В начале XIX в. получила широкое распространение в ряде стран (Франция, Россия, США, Дания и др.) как быстрый и дешевый способ обучения грамоте. К середине XIX в. утратила популярность.
В школах взаимного обучения учили чтению, письму и счету. Методика обучения была крайне стандартизированной; ее основой было механическое заучивание материала.
Школьное оборудование состояло из столов, рассчитанных на 10 учащихся, и дидактических таблиц, развешанных по стенам большого зала, вмещавшего 100–500 учеников. Младшие ученики писали на песке, старшие на аспидных досках. Учебников не было. Каждый монитор ежедневно получал методические инструкции от учителя. Переход от письменных занятий за столом к устным у настенных таблиц строго регламентировался педагогом. Темп занятий и дисциплина поддерживались детально разработанной системой поощрений и наказаний. В результате ученики быстрее, чем в обычной школе, овладевали навыками письма и счета, но знания были схематичными и недостаточными для последующего образования. Попытки Ланкастера применить метод взаимного обучения в средней школе потерпели неудачу. Против Б.-Л.с. выступали сторонники развивающего обучения.

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.