БЭКОН ФРЭНСИС

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

БЭКОН (Bacon) ФРЭНСИС (1561-1626)
английский философ-материалист. Лорд-канцлер (1618-21). Предложил реформу научного метода - обращение к опыту и обработка его посредством индукции, основа которой - эксперимент. Включал педагогику и учение о воспитании души, составляющее часть этики, в свою классификацию наук, по которой все знания разделяются соответственно трем способностям "разумной души" - памяти, воображению и рассудку.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

БЭКОН Фрэнсис
(1561–1626) – английский философ-материалист, юрист, государственный деятель. Основа философского учения Бэкона – поиск путей к овладению тайнами мироздания, утверждению на земле «царства Человека», которое зиждется на достижениях опытной науки. Бэкон включал педагогику и учение о воспитании души, составляющее часть этики, в свою классификацию наук, по которой все накопленные и возможные знания разделяются соответственно трем способностям «разумной души» – памяти, воображению, рассудку. Бэкон был убежден, что «истина познания и истина бытия суть одна и та же», познание отражает, копирует бытие. Главная идея его педагогики – соединение теоретического обучения с экспериментальной научной деятельностью.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

БЭКОН. Фрэнсис
22.1.1561, Лондон, — 9.4.1626, там же), англ. философ-материалист, юрист, гос. деятель. Избирался в парламент (впервые — в 1584). В 1617 лорд-хранитель печати, в 1618—1621 лорд-канцлер. Мировоззрение Б. сложилось в период зарождения капи-талистич. отношений, ознаменовавшийся распространением в брит, обществе идей англ. гуманизма. Основа филос. учения Б. — поиск путей к овладению тайнами мироздания, к утверждению на земле «царства Человека», к-рое зиждется на достижениях опытной науки. На развитие пед. мысли нового времени (от Я. А. Комен-ского до педагогики франц. Просвещения) наиб. воздействие оказали учение Б. о «призраках», или «идолах», разума, содержащее критич. анализ психологических и отчасти социальных особенностей процесса познания, и разработанный им индуктивный метод исследования, содержащий такие элементы, как индукция, сравнение, наблюдение, эксперимент (см. Логика).
Б. включал педагогику (как одно из ответвлений более широкого учения о передаче знаний) и учение о воспитании души, составляющее часть этики, в свою классификацию наук, по к-рой все накопленные и возможные знания разделяются соответственно трем способностям «разумной души» — памяти, воображению и рассудку. Б. отводил воспитанию и среде решающую роль в формировании сознания, интеллекта и духовных качеств человека. Назначение воспитания в том, чтобы внести разумное, рациональное начало в природную стихию человека, обуздать страсти и пороки, подчинив их сознательно избранной линии поведения, к-рая призвана обеспечить жизненный успех индивида, согласующийся с «общественным благом». Воспитание должно начинаться с раннего детства и постепенно дополняться элементами самовоспитания. Воспитание и образование отвлекают человека от дикости и варварства, предоставляют ему возможность осуществить свое высш. предназначение — познание сущности всех явлений и установление господства над природой. Выступая против отвлеченности («книжной мудрости») схоластич. образования, сохранявшего господствующие позиции в Англии 16 — нач. 17 вв., Б. выступал за связь образования с реальной жизнью.
Б. был убежден, что «истина познания и истина бытия суть одна и та же», а познание отражает, копирует бытие. Задача обучения не только в том, чтобы сообщить учащимся сумму добытых наукой «отраженных истин», но и в том, чтобы вооружить их методом науч. исследования, позволяющим устанавливать новые, неизвестные ранее истины, дать представление о сущности явлений, о «неизменных и нерушимых законах» природы. В основе пед. системы Б. — посильность задач и достижимость целей, к-рые ставятся перед учащимися. Он выступал против насильств. методов обучения, поскольку человек по своей природе противится всему, что приобретает форму необходимости и насилия. Педагог должен выявить природные способности ученика, его склонности к тому или иному роду деятельности. Выделяя 2 приема изложения материала — от простого к сложному и от сложного к простому, — Б. полагал, что их сочетание в наиб. степени содействует развитию интеллектуальных и физич. способностей человека. Отводил Значит. роль в воспитании и образовании игре, благодаря к-рой легче усваивается то, что на первый взгляд не является гл. целью того или иного действия, и разл. рода упражнениям, направленным на развитие памяти и творческих способностей, а также на формирование положит. навыков и привычек.
Б. — убежденный сторонник такого воспитания и образования, к-рые способны поддержать у детей и юношества дух соперничества и позволяют широко использовать роль примера. Обучение в ун-тах и колледжах, организованное на принципах новой опытной науки, позволило бы, по мнению Б., наиб. полно осуществить гл. идею его педагогики — соединить теоретическое обучение с экспериментальной научной деятельностью. Эта идея оказала существенное влияние на создателей первых европ. науч. академий.
С о ч.: The works, v. 1 — 14, L., 1968. Лит.: Субботин А. Л., Ф. Бэкон, М. 1974; Михаленко Ю. П., Ф. Бэкон. и его учение, М., 1975(лит.); Карев В. М., Этич. воззрения Ф. Бэкона, в кн.; Англия в эпоху абсолютизма, [М.], 1984; F a r r i n g-ton В., F. Bacon: philosopher of industrial science, N. Y., [1949]; G r o w t h er J. G., F. Bacon. The first statesman of science, L., 1960. B. M. Карев. БЭН (Bain) Александер (11.6.1818, Абердин, — 18.9.1903, там же), англ. психолог и педагог. Проф. (1860—80), затем ректор (1881—87) Абердинского ун-та. Друг и сотрудник Дж. С. Милля. С 1876 издатель журн. «Mind» («Разум») — ведущего философского журнала Великобритании.
Осн. работы Б. стали первыми руководствами совр. типа по психологии. Представитель эмпирич. ассоциативной психологии, Б. придавал большое значение моторике в осуществлении психич. функций. Разрабатывал проблемы психо-физич. параллелизма, физиол. психологии, ассоциаций (стремился обосновать т. н. законы смежности и сходства, а также пути образования сложных ассоциаций), воли. В «Логике» (1870) предвосхитил последующее развитие психол. эксперимента и его методологии.
Пед. концепция Б. изложена в кн. «Воспитание как предмет науки» (1879, рус. пер. 1881). Обучение понимал как единый процесс умственного и нравств. развития. Основой обучения считал развитие памяти учащихся. Настаивал на том, чтобы уч. предметы, составляющие содержание образования, представляли собой продуманную систему. В осн. курс обучения включал математику, физику, естеств. историю, лит-ру как дисциплины, развивающие ум, память, дающие руководство к самостоят. приобретению знаний. Физич. и трудовое воспитание, а также все формы спец. и проф. образования из системы общего образования исключал. Создал серию учебников по астрономии, метеорологии, англ. грамматике.
Главное в воспитании, по Б., — иск-во педагога, к-рый должен опираться на закономерности физиологии и психологии и учитывать специфику учебных предметов.
Соч.: Mental and moral science. A com-pendium of psychology and ethics, L., 1868; в рус. пер. — Об изучении характера, СПБ 1866; Психофизиол. этюды, СПБ, 1869. Душа и тело, К. — Харьков, 1900; Психология, т. 1—2, М. 1902—06.
М. С. Роговин, С. Л. Савина.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
13.37 мб

К двухлитерному шифру Фрэнсиса Бэкона

Ефишов Иван Иванович
Во втором, исправленном и дополненном издании сочинений Ф. Бэкона, выпущенном в 1977 г., в главе I книги VI трактата «О достоинстве и приумножении наук» были сделаны досадные ошибки криптографического характера.
Читать PDF
205.65 кб

Метафизический историзм фрэнсиса Бэкона

Феллер Виктор Валентинович
В статье рассмотрена интерпретация Ф. Бэконом библейского мифа о шести днях творения.
Читать PDF
365.68 кб

«Новая Атлантида» Фрэнсиса Бэкона как текст культуры в аспекте глобализации

Бубнихин Алексей Андреевич
На основе понятия «текст культуры» автор анализирует произведение Ф. Бэкона «Новая Атлантида» в аспекте глобализации. Автор поясняет связь терминов «текст культуры» и «картина мира».
Читать PDF
13.03 мб

Когда тайное остается тайным (отклик на статью «к двухлитерному шифру Фрэнсиса Бэкона»)

Парамонов Андрей Альбертович
Рассматривается фрагмент из книги Фрэнсиса Бэкона «О достоинстве и приумножении наук» (“De Dignitate et Augmentis Scientiarum”, 1623), в котором английский философ объясняет придуманный им прием сокрытия тайного текста с использов
Читать PDF
510.85 кб

96. 04. 009. Вайнбергер Дж. Наука, вера и политика: Фрэнсис Бэкон и утопические корни современной эп

Али-заде А. А.