БЕХТЕРЕВ Владимир Михайлович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

БЕХТЕРЕВ Владимир Михайлович (1857-1927)
невропатолог, психиатр, физиолог, психолог. Осн. первые в России лабораторию экспериментальной психологии при клинике Казанского университета (1885) и Психоневрологический институт в С.-Петербурге (1908), ставший первым в мире научным центром по комплексному изучению человека. Разработал теорию поведения. Свою систему психологических воззрений Б. называл объективной психологией (с 1904), психорефлексологией (с 1910), рефлексологией (с 1917). По сути, рефлексология стала преемницей объективной психологии. Педагогические взгляды Б. основывались на экспериментальном изучении рефлекторной деятельности ребенка, преимущественно раннего возраста (до 3-4 лет).

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

БЕХТЕРЕВ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ
(1857–1927),
невропатолог, физиолог, психиатр, психолог. Профессор Военно- медицинской академии в Петербурге (1893); директор Института по изучению мозга и психической деятельности в Петрограде (1918). Свою систему психологических воззрений называл объективной психологией (1904), рефлексологией (1917). Трактовал психологию как науку о поведении – совокупности врожденных и индивидуально приобретенных “сочетательных рефлексов” (аналогичных условным рефлексам И. П. Павлова), считая необходимым отказаться от изучения сознания. Взгляд на деятельность человека как на простую совокупность рефлексов распространил и на общество в целом. Подчеркивал необходимость воспитания человека с раннего детства (воспитание “социального героизма”, трудовое воспитание, половое воспитание и др.), понимая воспитание как создание “привычек в сфере физической, нравственной и умственной”. Основные работы: “Психика и жизнь” (1903), “Личность и условия ее развития и здоровья” (1905), “Объективная психология” (1907), “Вопросы общественного воспитания” (1910), “О социально-трудовом воспитании” (1917).

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

БЕХТЕРЕВ Владимир Михайлович
20.1(1.2).1857, с. Сорали Вятской губ., — 24.12.1927, Москва], невропатолог, физиолог, психиатр, психолог. Окончил в 1878 Медико-хирургич. академию. С 1885 зав. кафедрой психиатрии Казанского ун-та. С 1893 проф. Воен.-мед. академии в Петербурге, с 1897 — Жен. мед. ин-та. В 1908 возглавил созданный им Психоневрологии, ин-т, где объединил Значит. коллектив передовых ученых и педагогов. С 1918 директор Ин-та по изучению мозга и психич. деятельности в Петрограде.
Науч. исследования Б. охватывают чрезвычайно широкий круг вопросов. Б. — крупнейший представитель науки о структуре и функциях мозга, клиники невропатологии и психиатрии. В трудах Б. — «Проводящие пути спинного и головного мозга» (1893), «Основы учения о функциях мозга» (в. 1—7, 1903—07) обобщены результаты его исследований по морфологии и физиологии нервной системы. Клинич. работы Б., посвященные вопросам невропатологии и психиатрии, имеют важное значение для диагностики нервных и психич. болезней и методов их лечения. Психол. исследования Б. тесно связаны с его психиатрич. и па-топсихол. работами. В лаборатории Б. при психиатрич. клинике Воен.-мед. академии были выполнены мн. эксперим.-психол. исследования, сыгравшие большую роль в развитии эксперим. психологии в России, в становлении ее как самостоят. науки. Б. выступил против теории и методов господствовавшей субъективной психологии и стремился построить естеств.-науч. психол. учение, основанное на объективных методах исследования. Свою систему психол. воззрений Б. называл объективной психологией (с 1904), а затем — психорефлексологией (с 1910) и рефлексологией (с 1917).
Теория Б. представляет собой попытку реализовать рефлекторный принцип в понимании психич. явлений. Б. трактовал психологию как науку о поведении — совокупности врожденных и индивидуально приобретенных «сочетательных рефлексов» (аналогичных условным рефлексам И. П. Павлова), считая необходимым отказаться от изучения сознания. Эти его воззрения близки теории бихевиоризма. По мнению Б., рефлексология — особая наука, отличная как от физиологии, так и от психологии, и призвана заменить последнюю.
Отвергая психол. понятия, Б. игнорировал те реальные психич. явления, к-рые находили отражение в этих понятиях. Взгляд на деятельность человека как на простую совокупность рефлексов Б. распространил на общество в целом. Рефлексология Б. подвергалась серьезной науч. критике за отождествление законов физ.-механич., биол. и социальных явлений (в особенности в связи с выходом книги «Коллективная рефлексология», 1921).
Б. — один из гл. организаторов всерос. съездов по пед. психологии и эксперим. педагогике, создатель ряда науч.-пед. учреждений в Петербурге. Пед. взгляды Б. связаны с идеями К. Д. Ушинского, П. Ф. Лесгафта и др. отеч. педагогов и основываются на эксперим. изучении рефлекторной деятельности ребенка, преим. раннего возраста (до 3—4 лет). Б. подчеркивал необходимость воспитания человека с раннего детства (воспитание «социального героизма», трудовое воспитание, половое воспитание и др.), понимая воспитание как создание «привычек в сфере физической, нравственной и умственной». По Б., только гармонич. сочетание физич. и психич. развития обеспечивает совершенствование личности. Выступая против формального обучения, Б. осн. задачу умственного воспитания видел в развитии у детей любви к знаниям и самостоятельности мышления. К методам воспитания Б. относил убеждение, пример, поощрение и наказание (не телесное), игру и внушение, несколько преувеличивая роль гипноза («Внушение и воспитание», 1923).
Соч.: Психика и жизнь, СПБ, 1903; Личность и условия ее развития и здоровья, СПБ; Объективная психология, в. 1—3, СПБ, 1907 —10; Вопросы воспитания в возрасте первого детства, СПБ, 1909; Вопросы обществ. воспитания, М., 1910; Значение музыки в эстетич. воспитании ребенка с первых дней его детства, М., 1916; О социально-трудовом воспитании. П., 1917; Культура социального героизма в воспитании детей. «Вестник знания», 1926, Jsfe 24; Общие основы рефлексологии человека, М. — Л; Мозг и его деятельность, М. — Л., 1928; Избр. произв., М., 1954; Объективная психология, М., 1991.
Лит.: Сб., поев. В. М. Бехтереву, Л., 1926; Мясищев В. Н., В. М. Бехтерев — замечательный ученый, врач, педагог, обществ. деятель, Киров, 1956; Петровский А. В., История сов. психологии. Фор«мирование основ психол. науки, М., 1967! Смирнов А. А., Развитие и совр. состояние психол. науки в СССР, M., 1975.
А. В. Петровский.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Сергей Прокофьев в советской России: конформист или свободный художник?

Девятова О. Л.
Статья посвящена исследованию проблемы «художник и власть» на примере отношения Сергея Прокофьева к советской России.
Читать PDF

Ребенок - конформист: как так получилось?

Костева Любовь Алексеевна, Деревянкина Анна Александровна
В статье рассматривается понятие конформизма среди детей. Анализируются поступки и предпосылки.
Читать PDF

Если не конформист, то Дон-Кихот?

Сагатовский Валерий Николаевич
В статье дается ответ участникам обсуждения статьи «Новый взгляд на историю».
Читать PDF

Советский мир: конформизм и конформисты

Круглова Т. А.
Статья посвящена долгосрочному междисциплинарному проекту «Советский мир: конформизм и конформисты», результаты которого были недавно опубликованы в журнале «Лабиринт» и итогам научно-практического семинара «Конформизм в искусстве
Читать PDF

Междисциплинарный проект «Советский мир: конформизм и конформисты»: пятый Всероссийский научный семи

Круглова Татьяна Анатольевна
Читать PDF

Личностный конформизм и противостояние в группе в социально-динамическом аспекте

Кидинов Алексей Васильевич
Рассматривается конформизм и противостояние как характеристики социально-динамического процесса в группе. Раскрываются общие способы анализа этих двух явлений. Анализируются функции в группе.
Читать PDF

Толерантность: конформизм или милосердие?

Романова К.С.
Читать PDF

ОРИЕНТИРЫ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА МОЛОДЫХ МАТЕРЕЙ РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП: КОНФОРМИЗМ VS САМОРЕАЛИЗА

Гурко Т. А., Островский К. Г.
Читать PDF

Конформизм в восприятии бренда индивидуальности

Иванов Феликс Евгеньевич, Россоха Людмила Михайловна
В статье дан анализ влияния конформизма на восприятие бренда индивидуальности. Проанализированы факторы, влияющие на проявление конформизма и конформного поведения.
Читать PDF

Конформизм как социальный феномен

Розенберг Наталья Владимировна, Ушкина Ирина Александровна
Актуальность и цели.
Читать PDF

«Культурный конформизм» автобиографического текста (на материале мужских и женских автобиографий)

Радина Надежда Константиновна
Рассматриваются возможности количественных методов (методов корпусной лингвистики) в изучении автобиографических текстов.
Читать PDF

Конформизм управленцев организаций разного типа

Кошенова М.И.
В статье рассматривается вопрос о связи конформного поведения с социальным статусом личности.

Похожие термины:

  • КОНФОРМИЗМ

    стремление человека приспособиться к социальным нормам, чтобы быть таким, как другие.
  • КОНФОРМИЗМ ЛИЧНОСТИ В МИКРОГРУППЕ

    полное (значительное) приспособление личности к динамике процессов, происходящих в микрогруппе, ее деформация в соответствии с микроклиматом.