БЕЦКОЙ Иван Иванович

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

БЕЦКОЙ Иван Иванович
(1704–1795) – видный деятель просвещения в России, много сделавший в области образования. Путем воспитания Бецкой стремился создать «новую породу людей» – дворян и представителей других сословий, способных гуманно обращаться с крестьянами и справедливо управлять государством. Бецкой выступал против физических наказаний.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

БЕЦКОЙ Иван Иванович (1704-1795)
государственный и общественный деятель. Учился в Копенгагене в кадетском корпусе. В 40-х гг. служил в С.-Петербурге в Коллегии иностранных дел, в 1747 вышел в отставку и до 1762 жил гл.о. за границей. В 1764-94 президент АХ в С.-Петербурге. В 1763 представил имп. Екатерине II план школьной реформы - "Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества" (утвержден в 1764). Б. надеялся воспитать "новую породу людей", гуманных, справедливых и невосприимчивых к "вредному" влиянию общества. Создал (60-е - начало 70-х гг.) систему закрытых сословных учебно- воспитательных учреждений для детей от 5-6 до 18-20 лет, в т.ч. воспитательные дома в Москве и С.-Петербурге, Смольный институт.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

БЕЦКОЙ Иван Иванович
1704—1795) — видный деятель просвещения в России, много сделавший в области образования. При его содействии в Москве и Петербурге были открыты воспитательные дома с госпиталем для рожениц, коммерческое училище, училище при Академии художеств, куда принимали мальчиков разных сословий (кроме крепостных), Смольный институт благородных девиц с отделением для девочек-мещанок. Путем воспитания Б. стремился создать «новую породу людей» — дворян и представителей др. сословий, способных гуманно обращаться с крестьянами и справедливо управлять государством. Не зараженные предрассудками и нормами старого поколения, всесторонне образованные, эти люди, по мысли Б., передадут привитые им взгляды и привычки своим детям, что приведет к постепенному изменению нравственности и улучшению общества. Б. выступал против физических наказаний.

Источник: Педагогический словарь

БЕЦКОЙ Иван Иванович
(1704–1795) – родился в Стокгольме. Получил образование в Копенгагене. С 1747 г. жил в Париже, где познакомился с энциклопедистами, воспитательные теории которых оказали на него большое влияние. В 1762 г. Петр III вызвал Бецкого в Петербург. По приезду был произведен в генералпоручики, награжден орденом ев. Александра Невского и назначен главным директором в канцелярию строений Императорских домов и садов. Императрица Екатерина II относилась к нему с уважением. Ему вверены управление Академией художеств, попечительство московским Воспитательным домом, попечительство и руководство Воспитательным обществом благородных девиц (Смольный монастырь), шефство над Сухопутным шляхетским кадетским корпусом. Один из теоретиков и практиков идеи социального воспитания. Вместе с Екатериной II задавался мыслью – при помощи воспитания создать «новую породу людей», для чего предполагалось создание закрытых учебных заведений, изолированных от влияния семьи и общества.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Иван Иванович Бецкой
1704-1795) профессиональный педагог, главный советник Екатерины II по вопросам образования (с 1763 г. ). Педагогические взгляды сформировались под влиянием Я. А. Коменского, Д. Локка, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро. Составил проекты воспитания «идеальных дворян» в закрытых учебных заведениях сословного характера. Основатель таких учебных заведений, как воспитательное училище для мальчиков при Академии художеств (1764) и Академии наук (1765), институт благородных девиц при Воскресенском монастыре (Смольный институт) (1764), коммерческое училище в Москве (1772), каждое из которых имело собственный устав и должно было ориентироваться на развитие неповторимой личности учащегося. Свои педагогические взгляды изложил в работах «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» (1764), «Краткое наставление, выбранное у лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения до юношества» (1766). Считал, что воспитание должно быть сообразным природе детей, развивать в них такие качества, как учтивость, благопристойность, трудолюбие, умение управлять собой и др. Образование без воспитания, по его убеждению, лишь вредит натуре ребенка, портит его, отвращает от добродетелей.

Источник: История образования и педагогической мысли

БЕЦКОЙ Иван Иванович
3(14).2.1704, Стокгольм, — 31.8(11.9).1795, Петербург], гос. и обществ. деятель. Внебрачный сын фельдмаршала И. Ю. Трубецкого. Учился в Копенгагене в кадетском корпусе. В 1740-х гг. служил в Петербурге в Коллегии иностр. дел, в 1747 вышел в отставку и до 1762 жил гл. обр. за границей. В 1764—94 през. Академии художеств в Петербурге. В 1763 представил Екатерине II план шк. реформы — «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» (утвержден в 1764), в к-ром, так же как и в уставах шляхетского корпуса и воспитат. домов и др. соч., изложил прогрессивные, хотя и не вполне оригинальные пед. взгляды, сложившиеся под влиянием Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо, К. А. Гельвеция. Б. надеялся посредством воспитания создать «новую породу людей» (гуманных и справедливых дворян, а также купцов, промышленников, ремесленников, т.е. «третий чин») с целью сглаживания классовых антагонизмов в интересах абсолютистского гос-ва. Условием формирования первого поколения «новых людей» Б. считал строгую изоляцию воспитанников от пагубного влияния общества, предрассудков и пороков старого поколения. С этой целью в 1760 — нач. 70-х гг. создал систему закрытых уч.-воспитат. учреждений сословного характера для детей от 5—6 до 18—20 лет, в т. ч. воспитат. дома в Москве и Петербурге, Коммерческое уч-ще, мещанские уч-ща при Сухопутном шляхетском корпусе и при Академии художеств, Смольный институт с мещанским отделением, положивший начало ср. жен. образованию в России. Осн. задачей новых учреждений Б. считал воспитание совершенного человека и гражданина, а не проф. работника; обучению отводил второстепенную роль. В программы включил широкий круг общеобразоват. дисциплин, способствующих гл. обр. нравств. развитию воспитанников, определению их способностей и направления будущей деятельности. Для детей из мещанского сословия предусматривал помимо общего образования обучение основам коммерции, ведению хоз. дел, ремесленно-худож. специальностям в соответствии с их склонностями. Серьезное внимание Б. уделял физич. развитию детей, приобщению к домашнему труду. Пед. программа Б. предполагала использование "гуманных методов воспитания. Воспитатели должны быть «добросовестными и примера достойными людьми», обучать без принуждения, с учетом интересов и способностей ребенка, не применять телесных наказаний. Однако на практике идеи Б. оказались несостоятельными. Неудовлетворит. состояние его уч.-воспитат. учреждений, низкий уровень образования воспитанников обусловили пересмотр предложенной Б. системы образования и начало подготовки шк. реформы 1782—86.
Соч.: Собрание учреждений и предписаний, касательно воспитания в России обоего пола благородного и мещанского юношества, т. 1—2, СПБ. 1789—91.
Лит.: Майков П. М., И. И. Бецкой. Опыт его биографии, СПБ, 1904; Рождественский С. В., Очерки по истории систем нар. просвещения в России в XVIII — XIX вв., СПБ, 1912; Краснобаев Б. И., Очерки истории рус. культуры XVIII в., М., 1972.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия