БАЗОВАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
БАЗОВАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
термин, обозначающий неинституализированную форму базовой подготовки, без которой невозможно получение специальной подготовки по определенным профессиям. Она включает: теоретические знания как фундаментальную основу для получения профессии (политехнические, общетехнические, общепрофессиональные), составляющие базу для дальнейшего профессионального образования; учебные, экспериментальные и политехнические навыки и умения, присущие различным видам деятельности и выражающие ее общие черты, признаки и характеристики различных профессиональных групп; виды деятельности, характеризующие общность действий при их выполнении (проектирование, диагностика контроль за технологическим процессом, учет результатов деятельности и др.); общие качества личности – трудолюбие, дисциплинированность; точность реакции; системность мышления; аккуратность в работе; стремление к экспериментальной, творческой деятельности и др.; опыт практической деятельности, полученный до поступления в профессиональную школу.
Источник: Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи
БАЗОВАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
термин, обозначающий неинституализированную форму базовой подготовки, без которой невозможно получение специальной подготовки по определенным профессиям. Она включает: теоретические знания как фундаментальную основу для получения профессии (политехнические, общетехнические, общепрофессиональные), составляющие базис для дальнейшего профессионального образования; учебные, экспериментальные и политехнические навыки и умения, присущие различным видам деятельности и выражающие ее общие черты, признаки и характеристики различных профессиональных групп; виды деятельности, характеризующие общность действий при их выполнении (проектирование, диагностика, контроль за технологическим процессом, учет результатов деятельности и др.); общие качества личности – трудолюбие, дисциплинированность; точность реакции; системность мышления; аккуратность в работе; стремление к экспериментальной, творческой деятельности и др.; опыт практической деятельности, полученный до поступления в профессиональную школу.
Б.п.п. обеспечивает теоретический задел для получения профессии или овладения несколькими профессиями, профессиональную мобильность обучаемого, формирует основы для быстрого реагирования на овладение новой профессией, перемены видов деятельности. Она реализуется в требованиях к группировке рабочих профессий, в специальных учебных предметах и в базовых учебных планах, отражающих интеграцию знаний, навыков и умений, а также в интеграции теоретического и практического (производственного) обучения. Системообразующим фактором Б.п.п. является общетехническая и политехническая подготовка как связующее звено между общеобразовательной и профессиональной подготовкой. Состав политехнических знаний, навыков и умений в профтехобразовании представлен сведениями из истории наук, общенаучными, общетехническими, общепрофессиональными понятиями, сведениями по истории отрасли, конкретного производства, анализом опыта передовиков и новаторов производства. Б.п.п. включает социально-экономические, научно-технические и общепроизводственные понятия. Последние делятся на общеполитехнические и профессионально-политехнические.
Общеполитехнические понятия содержат знания об общих основах квалификации техники, об общих принципах всх процессов производства, об общих законах экономики и организации производства, социально-экономических условиях труда.
Профессионально-политехнические понятия включают знания об общих принципах устройства и действия средств производства конкретной отрасли; об общих принципах технологии производства конкретной отрасли; об общих научных основах профессиональной деятельности; об общих экономических факторах труда в конкретной отрасли.
Общетехнические понятия входят составной частью в политехнические и включают сведения из истории наук и производства, социально-экономические, технические, общепроизводственные, практические знания, навыки и умения.
В зависимости от вида понятия требуют определенных способов изучения, что связано с характером и содержанием труда обучаемых.
Все приведенные элементы знаний, навыков и умений объединены в содержании учебных предметов в систему и находятся во взаимосвязи между собой.
Лит.: Краткий толковый словарь по профессиональному образованию / Под общ. ред. А.П. Беляевой. – СПб., 1994.
Б.п.п. обеспечивает теоретический задел для получения профессии или овладения несколькими профессиями, профессиональную мобильность обучаемого, формирует основы для быстрого реагирования на овладение новой профессией, перемены видов деятельности. Она реализуется в требованиях к группировке рабочих профессий, в специальных учебных предметах и в базовых учебных планах, отражающих интеграцию знаний, навыков и умений, а также в интеграции теоретического и практического (производственного) обучения. Системообразующим фактором Б.п.п. является общетехническая и политехническая подготовка как связующее звено между общеобразовательной и профессиональной подготовкой. Состав политехнических знаний, навыков и умений в профтехобразовании представлен сведениями из истории наук, общенаучными, общетехническими, общепрофессиональными понятиями, сведениями по истории отрасли, конкретного производства, анализом опыта передовиков и новаторов производства. Б.п.п. включает социально-экономические, научно-технические и общепроизводственные понятия. Последние делятся на общеполитехнические и профессионально-политехнические.
Общеполитехнические понятия содержат знания об общих основах квалификации техники, об общих принципах всх процессов производства, об общих законах экономики и организации производства, социально-экономических условиях труда.
Профессионально-политехнические понятия включают знания об общих принципах устройства и действия средств производства конкретной отрасли; об общих принципах технологии производства конкретной отрасли; об общих научных основах профессиональной деятельности; об общих экономических факторах труда в конкретной отрасли.
Общетехнические понятия входят составной частью в политехнические и включают сведения из истории наук и производства, социально-экономические, технические, общепроизводственные, практические знания, навыки и умения.
В зависимости от вида понятия требуют определенных способов изучения, что связано с характером и содержанием труда обучаемых.
Все приведенные элементы знаний, навыков и умений объединены в содержании учебных предметов в систему и находятся во взаимосвязи между собой.
Лит.: Краткий толковый словарь по профессиональному образованию / Под общ. ред. А.П. Беляевой. – СПб., 1994.
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.