Басня

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Басня
ц.-слав. – баять, прикраса) – это краткий прозаический или стихотворный рассказ, байка вымышленного содержания, разновидность древнегреческого мифа светского бытового содержания. Басня – жанр эпический. В ней, наравне с людьми, действуют олицетворенные животные, растения и даже неодушевленные предметы. В басне высмеиваются человеческие пороки (ложь, обжорство, лень и т. д.), она всегда заканчивается кратким метким поучением. В XVIII-XIX вв. басней называли всякое вымышленное происшествие, выдумку, иносказательно рассказанные «ради красного словца». Басенником называли самого рассказчика, сочинителя басен, а иногда и просто веселого враля. До сих пор активно используется слово «баснословный» в смысле сильно преувеличенный, огромный. До рождения русской письменной литературы для называния мифологических сказаний использовали слово «баснословие». Современные учащиеся любят читать и изучать басни, охотно ставят по ним инсценировки. Басни являются излюбленным жанром школьной художественной самодеятельности.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

БАСНЯ
«Небольшой нравоучительный рассказ в стихотворной или прозаической форме» (Словарь, 1950– 1, 291); «жанр сатирической поэзии, небольшое произведение, преимущественно стихотворное, нравоучительного характера. В басне аллегорически изображаются человечески поступки и социальные отношения» (Квятковский, 1966, 57). «…Хотя как жанр лит-ры [басни] никогда специально не предназначались для детей, но во все времена и эпохи входили в круг детского чтения… В… статье известного русского педагога Н.В. Чехова я прочитал рассуждение о том, что в былые времена в домах богатых русских помещиков, где наставник не смел ничего требовать от своих избалованных воспитанников и… наказывать их за нерадивость, одним из действенных средств добровольно приохотить ребёнка к чтению стала басня» (Галанов, 1972, 107). Басни И.А. Крылова. И.А.Крылов принадлежит к числу тех редких классиков, чьи произведения ещё при их жизни начинали изучать в школе. Впервые басни И.С. Крылова появились на страницах детских книжек уже в 1810-х гг. В 1819 году вышло в свет издание И.И. Греча «Учебная книга российской словесности, или Избранные места из русских сочинений в стихах и прозе». В это издание, предназначавшееся для гимназий, уездных училищ, пансионов и многократно переиздававшееся, вошло 38 басен И.А. Крылова. «В 1820-е годы в книгу для детей начинает проникать та крыловская басня, без которой не мог обойтись ни один составитель… сборников [для детей] во все последующие годы. так, в сборник “Памятник для детей, или Подарок на новый 1823 год” вошли хорошо знакомые теперь каждому ребёнку басни “Ворона и Лисица”, “Стрекоза и Муравей”, “Пустынник и Медведь”. …Среди многочисленных дет. альманахов, появившихся в печати в [1830-е и 1840-е годы], не было, кажется ни одного, где бы не значилось имя великого баснописца… Круг крыловских басен, отобранных для дет. чтения, очень расширился. Среди них были теперь такие общеизвестные басни, как “Лисица и Виноград”, “Мартышка и Очки”, “Любопытный”, “Осел и Соловей”, “Квартет”» (РДЛ, 1972, 77).
О вт. пол. 1830-х – нач. 1840-х гг.: «[В.Г. Белинский] внёс басни Крылова в список лит. произв-ий, рекомендованных для дет. чтения… Рекомендация басен Крылова, которую вёл Белинский, оказала большое влияние на их распространение среди юных читателей. Многие басни вошли в “Полную русскую хрестоматию А.Д. Галахова (1843) и стали широко известны школьникам» Критик А.М. Скабичевский о своем детстве перв. пол. 1840-х гг.: «…Никогда не производил на меня такого живого, потрясающего впечатления дедушка Крылов, как именно в возрасте от 5 до 7 лет… Я всерьёз принимал все те приключения, какие испытывали лисицы, волки, барбосы, Васьки и мохнатые мишки. Некоторые басни заставляли меня плакать…» (РДЛ, 1972, 76). В 1860-х годах К.Д. Ушинский включил более 40 басен И.А. Крылова в учебные книги для І–IV классов «Детский мир» и «Родное слово», многократно переиздававшийся вплоть до 1917 года.
О нач. ХХ века: «…Были ли в самом деле так богаты старые книжные полки. Да, конечно, их нельзя назвать бедными, если… на них стояли в голубом и красном коленкоре “Робинзон Крузо”…, “Русские народные сказки”, басни Крылова…» (Маршак, 1971–7, 284). Басни И.А. Крылова входят в школьную программу до настоящего времени.
О 1970-х – нач. 1980-х гг.: «Имя Крылова, его басни дети знают ещё с дошкольного возраста. С I по III класс [общеобразовательной школы] в программе чтения девять басен Крылова… В программе V класса четыре басни Крылова: “Волк и Ягнёнок”, “Квартет”, “Волк на псарне” и “Демьянова уха”» (Зепалова, 1983, 63).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
957.51 кб

Басня как средство формирования устной связной речи младших школьников на уроках литературного чтени

Бакулина Галина Александровна, Патрушева Ирина Витальевна
В данной статье рассматривается проблема формирования устной связной речи младших школьников на уроках литературного чтения в процессе изучения басен.