способность человека к творческой самоидентификации как интегральному способу самореализации, приобретаемая им в самостоятельной деятельности (чаще всего ассоциируется с самоидентификацией в художественной деятельности).
У детей и подростков авторство появляется как результат развивающейся потребности в самореализации в условиях интенсивного формирования индивидуальности и индивидуальных художественных способностей. Творчество многоаспектно, оно включает деятельностную, эмоциональную, интеллектуальную, интуитивную составляющие. Для того чтобы раскрыть художественные способности подростка, педагогу необходимо установить с ним психологический контакт и пробудить взаимное доверие. Наилучшим образом контакт устанавливается с началом совместной художественной деятельности, в ситуации, когда педагог открывает свой внутренний мир подросткам, помогая им тем самым не только принять учителя, но и раскрыть свои ожидания и интересы. Педагогический опыт убеждает, что лучший способ сделать подростков открытыми и коммуникабельными — обеспечить им свободу художественного выбора и самоидентификацию (осознание самости, понимания своей включенности в мир других).
Реализуяавторство как новую для себя способность (и себячерез эту способность), подросток начинает самостоятельно решать появляющиеся проблемы. Развитие творческих качеств свидетельствует о наличии особой — творческой и одновременно личностно значимой, индивидуальной — мотивации и особой способности, которые проявляются в самостоятельных решениях в рамках продуктивного решения проблем; в активных пробах себя в художественной, практической, исследовательской, спортивной деятельности.
К феномену авторства педагогу следует относиться с учетом принципов педагогической антропологии и психологии, поэтому можно использовать авторство для характеристики качеств растущей человека в контексте особенностей подросткового возраста. Разнообразие проявления авторства можно охарактеризовать как развивающиеся потребности и способности к творческой самоидентификации, возникающие в процессе культурной идентификации. Самоидентификация подростка выступает как один из компонентов культурного самоопределения и включает осознания самости, понимания ее включенности в мир других и в мир культуры. Такие понятия, как субъект, индивидуальность, способность к творческой самореализации, необходимы для понимания становления авторства подростков.
Преодоление подростком внутренних кризисов саморазвития позволяет ему осуществлять действие, которое можно оформить, используя культурные нормы в совместном творчестве и общении. Это помогает ему найти новые способы деятельности и формы общения, присущие ему как индивидуальности и как автору — рефлексирующему субъекту творчества. Авторство в данной ситуации выступает как способ выхода человека из кризиса, поскольку формирование этой способности необходимо ему для личностного развития.
Контексты авторства. Авторство проявляется в различных контекстах, среди которых можно выделить:
- Психологический/экзистенциальный контекст, где человек — автор себя, субъект собственного поступка, — строит себя, свое общение и свою жизнь сам. Авторство — это процесс собственного изменения, проявленный в способности творить себя человеком.
- Культурологический контекст, где человек — автор собственного понимания культуры, построения образа культуры для себя и принятия своей роли в культурной среде; автор осознания себя как субъекта самостоятельной культурной деятельности. Здесь авторство — способность создавать новый культурный продукт.
- Художественный контекст, где человек — автор собственного произведения, анализирующий творчество с позиции мастера, овладевающий собственным почерком. Авторство — это способность создавать и строить собственное пространство художественного творчества и быть создателем оригинального художественного произведения, осознавая себя субъектом художественного творчества.
- Образовательный контекст, где человек — автор собственного образования, заинтересованный в его созидании и конструировании. Для педагога авторство — показатель профессионального мастерства. Способность к педагогическому творчеству вызревает со временем, дается в многотрудном опыте обретения умения сотрудничать с ребенком, любить и, когда нужно, поддержать его.
Авторство в сфере образования — это не только творческая организация педагогом каждого учебного и внеучебного занятия, не только творческие программы, приемы или методики, создающие лицо школы, оригинальную модель именно ее школьного образования. Это — и детско-взрослое сообщество, заботящееся о развитии и саморазвитии каждого. Такова —
0.00 байт
ОТ КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА К ИНДИВИДУАЛЬНОМУ АВТОРСТВУ: НА ПРИМЕРЕ РАБОТ УЧЕНОГО-ПРАВОВЕДА В. Н. ГА
Рецензия на учебник В. Н. Галузо: Прокурорский надзор: учебник для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018.