АВТОРСКАЯ ШКОЛА

Найдено 17 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АВТОРСКАЯ ШКОЛА
учебное заведение, работающее по программе отдельного ученого или научного коллектива.

Источник: Cловарь-справочник основных терминов и понятий, используемых при подготовке диссертационного исследования

Авторская школа
образовательное учреждение, работающее по собственной оригинальной программе, отличной от программ массовой школы.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

АВТОРСКАЯ ШКОЛА
экспериментальное учебно-воспитательное учреждение, деятельность которого основана на ведущей психолого-педагогической концепции, разработанной автором или авторским коллективом.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

Авторская школа
экспериментальная общеобразовательная организация, деятельность которой основана на инновационной концепции и ведущих психолого-педагогических программах, разработанных конкретным автором или авторским коллективом.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

АВТОРСКАЯ ШКОЛА
структурно организованный коллектив обучаемых, созданный педагогом на основе собственной образовательной концепции, являющейся результатом личного практического опыта или экспериментально подтвержденной и апробированной гипотезой педагогического эксперимента [64; 68; 101].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

АВТОРСКАЯ ШКОЛА
образовательное учреждение, работающее по собственной оригинальной программе, отличной от программ массовой школы. Термин возник в 80е годы. В разных странах было немало школ, известных по имени их создателей, например, Витторино да Фельтре, Я.А. Коменского, С. Френе, В.А. Сухомлинского.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

АВТОРСКАЯ ШКОЛА
Психолого-педагогические и (или) организационно-управленческие концепции, разрабатываемые отдельными авторами или авторскими коллективами. А. ш. известны, как правило, по имени их создателей: «школа В. А. Сухомлинского», «школа Е. Я. Ямбурга» или идей, лежащих в основе образовательной концепции: «школа развивающего обучения» (В. В. Давыдов).

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Авторская школа
(author school) образовательное учреждение, работающее по собственной оригинальной программе, отличной от программ массовой школы. Термин возник в 80-е гг. В разных странах было немало школ, известных по имени их создателей, например: Витторино да Фельтре, Я.А. Коменского, С. Френе, В.А. Сухомлинского и др. (Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Словарь. М.: УЦ Перспектива, 2011. С. 9).

Источник: Качество образования словарь для студентов 2 курса отделения социальной педагогики.

АВТОРСКАЯ ШКОЛА
экспериментальное учебно-воспитательное учреждение, деятельность которого основана на педагогической концепции, разработанной одним педагогом или авторским коллективом. Статус авторской школы как одного из типов экспериментальной площадки, дающий право на оригинальное построение учебного процесса, на новую структуру образовательного учреждения, на особую оплату труда, на приоритет в материально-техническом снабжении, присваивается соответствующим органом управления образованием после проведения специальной общественно-государственной экспертизы.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Авторская школа
новаторское или инновационное общеобразовательное учебное заведение, в котором сложилась оригинальная и достаточно эффективная система воспитания и обучения, опыт которой может быть использован другими образовательными учреждениями. Ее видовыми признаками являются: альтернативность, системность, социально-педагогическая целесообразность, устойчивость и длительность положительных результатов. Как правило, возглавляются талантливыми и умелыми педагогами-исследователями и организаторами (школы В.А.Сухомлинского, В.А. Караковского, Е.А.Ямбурга и др.).

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Авторская школа
феномен инновационной образовательной практики в России в конце 20 в., экспериментальное образовательное учреждение, деятельность которого строится на основе ведущих психолого-педагогических или организационно-управленческих концепций, разработанных отдельным автором или авторским коллективом. Термин «авторская школа» употребляется с конца 80-х гг. Появление и развитие авторской школы связанно с децентрализацией управления образованием в России, преодолением единообразия образовательных учреждений и провозглашением принципа их автономности в качестве принципа государственной политики в области образования.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

АВТОРСКАЯ ШКОЛА
экспериментальное образовательное учреждение, деятельность которого основана на ведущей психолого-педагогической концепции, разработанной автором или авторским коллективом, в котором на основе анализа передового педагогического опыта они вырабатывают оригинальное самобытное видение возможностей развития школы в условиях ее демократизации. Статус авторской школы как одного из типов экспериментальной площадки, дающий право на своеобразное построение учебного процесса, на новую структуру образовательного учреждения, на особую оплату педагогического труда, на приоритет в материально-техническом снабжении, присваивается соответствующим органом управления образованием после проведения специальной общественно-государственной экспертизы («Школа диалога культур» В. С. Библера, «Школа самоопределения» В. Н. Тубельского и др.).

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

АВТОРСКАЯ ШКОЛА
образовательное учреждение, деятельность которого основана на психолого-педагогической идее автора или авторского коллектива. Авторские школы различают по имени их создателей, а также по философской или психолого-педагогической концепции, лежащей в ее основе. По существу это один из типов экспериментальной площадки, который присваивается образовательному учреждению после соответствующей экспертизы. В основе авторских школ лежит реализация как старых, как например, идея школы Л.Н.Толстого, школы Монтессори, вальдорфской школы, школы Френе, школы Дальтон-плана, идея самоценности детства (Школа Корчака), так и новые идеи, например, идея школы диалога культур, школы-парка, школы-клуба, школы обучения детей без отбора, школы свободы и сотрудничества, педагогической поддержки, разновозрастного коллектива, диалектического обучения и др.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

ШКОЛА АВТОРСКАЯ
феномен инновационной образовательной практики в конце XX века, экспериментальное образовательное учреждение, деятельность которого строится на основе ведущих психологопедагогических и (или) организационно-управленческих концепций, разработанных отдельным автором или авторским коллективом. Концепции и практика Ш. а. обычно существенно отличаются от традиционной практики школ и часто строятся на противопоставлении этой практике, ее критике и доказательстве преимуществ новых подходов перед известными. В качестве отличительной черты Ш. а. многие специалисты выделяют также и то, что такие школы создаются на основе заранее разработанного оригинального (отсюда Ш. а.) концептуального проекта. Ш. а. известны, как правило, по именам их создателей «школа В. А. Караковского» или по обобщающим названиям философских и психологопедагогических идей, лежащих в основе образовательной школы: «школа развивающего обучения В. В. Давыдова» (Каиров И. А. Педагогическая энциклопедия. – М.: Сов. энцикл., 1969). Е. В. Коваленко

Источник: Глоссарий современного образования.

АВТОРСКАЯ ШКОЛА
феномен инновационной образовательной практики в России в конце 20 в., экспериментальное образовательное учреждение, деятельность которого строится на основе ведущих психолого-педагогических и (или) организационно-управленческих концепций, разработанных отдельным автором или авторским коллективом. Термин "А.ш." употребляется с конца 80-х гг. Появление и развитие А.ш. связано с децентрализацией управления образованием в России, преодолением единообразия образовательных учреждений и провозглашением принципа их автономности в качестве принципа государственной политики в области образования (Закон об образовании РФ, 1992). Концепции и практика А.ш. обычно существенно отличаются от традиционной практики школ и часто строятся на противопоставлении этой практике, ее критике и доказательстве преимуществ новых подходов перед известными. В качестве отличительной черты А.ш. мн. специалисты выделяют также и то, что такие школы создаются на основе заранее разработанного оригинального (отсюда - авторская школа) концептуального проекта. В роли создателей А.ш. выступают как ученые, так и практики. А.ш. известны, как правило, по именам их создателей - "школа В.А. Караковского", "школа Е.А. Ямбурга" или по обобщающим названиям философских и психолого-педагогических идей, лежащих в основе образовательной системы школы: "школа диалога культур" (В.С. Библер, С.Ю. Курганов), "школа развивающего обучения" (В.В. Давыдов), "школа самоопределения" (А.Н. Тубельский) и др. Термин "А.ш." часто применяют и к наиболее известным образовательным учреждениям прошлых десятилетий ("школа А.С. Макаренко", "школа В.А. Сухомлинского" и др.). — экспериментальное учебно-воспитательное заведение, деятельность которого основана на педагогической концепции, разработанной одним педагогом или авторским коллективом. (Основные понятия и термины системы образования. - Тюмень, 2001. ) — учреждение, где реализуются отдельные идеи и цельные концепции какого-либо педагога или группы учителей. (Педагогика: Учебник. Под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. ) — экспериментальное учебно-воспитательное учреждение, деятельность которого основана на ведущей психолого-педагогической концепции, разработанной автором или авторским коллективом. Термин "А.ш." употребляется с конца 1980-х годов. Авторским по существу были воспитательные заведения И.Г. Песталоцци, С. Френе, Я. Корчака, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, школы В.Н. Сороки-Росинского, В.А. Сухомлинского, Ф.Ф. Брюховецкого, Т.Е. Конниковой и др. (Образование: Словарь-справочник / Авт.-сост. А.Л. Кураков. - М., 2004. ) См. также Экспериментальные школы

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

АВТОРСКАЯ ШКОЛА
Словосочетание «авторская школа» родилось в 80-е годы XX века в России, когда отдельным педагогам разрешили создавать школы в соответствии с их собственными взглядами и замыслами. Впервые так был назван конкурс инновационных школьных проектов, организованный клубом творческой педагогики «Эврика» в 1987 г. Однако само явление существовало и раньше. На сегодня термин точно не определен. не всегда можно точно сказать, является та или иная школа авторской или нет. «Авторская школа» — это не официальный статус, как например «гимназия» или «лицей». Наиболее близким к «авторской школе» официально закрепленным понятием является ФЭП — федеральная экспериментальная площадка. Обычно авторскими называют школы, работающие на основе концепций, созданных известными педагогами или творческими коллективами, принципы, цели и функционирование которых существенно отличаются от распространенных в обычных общеобразовательных школах. Такие школы известны под именами своих создателей: «школа самоопределения Тубельского», «школа Караковского», «школа Ямбурга», «школа Щетинина», «школа диалога культур Библера» и др. Иногда термин «авторская школа» применяется и к известным школам прошлого — «школа Макаренко», «школа Сухомлинского» и даже «школа Каменского» или «школа Песталоцци». Большинство авторских школ не претендуют на то, чтобы стать массовыми. Но если принципы той или иной школы получают распространение, то они фактически перестают быть авторскими, и тогда говорят так: школа, работающая по системе Монтессори, вальфдорская школа. Теория и практика авторских школ принципиально отличаются от традиционной педагогической практики и практики общеобразовательных школ. Зачастую такие школы рождаются из-за неприятия или неудовлетворенности существующей образовательной системой. Отличительной чертой авторской школы может быть как форма организации учебного процесса (например, отказ от традиционной урочной системы обучения и замены ее «погружениями» в предмет как в школе М.П. Щетинина или отказ от главенствующей роли учителя как распорядителя учебного процесса и ставка на совместное выстраивание плана обучения в Дальтон-школах, так и новая концепция воспитания (например, идея коммунарского воспитания и самоуправления в школе В.А. Караковского). Но авторская школа — это не просто по-другому устроенный учебный план с большим количеством часов на изучение определенного предмета. Это еще и другое педагогическое мировоззрение, другие цели и (или) другой подход к содержанию образовательного процесса, другой взгляд на роль ребенка в нём. В авторских школах передача суммы знаний никогда не является главной целью. На первое место (в зависимости от основных принципов школы) выходят задачи развития и самоопределения личности, формирования умения учиться, умения самостоятельно мыслить и др. Можно утверждать, что в каждой авторской школе существует своя «философия образования». Авторская школа — это попытка преодолеть отчуждение, существующее между учителем и учеником, учеником и изучаемым предметом, попытка построить учебный процесс так, чтобы цели учителей и учеников совпадали, попытка построить «общий дом». Не случайно авторские школы отличает особая атмосфера. Поэтому создатели таких школ не претендуют на то, чтобы распространить свой опыт на всю страну. Эти школы «слишком личны» и неповторимы. В авторской школе не может работать педагог, не разделяющий идей школы. Сейчас «авторскими школами» часто называют любую новую методику обучения чему-либо. Поэтому можно найти объявления об авторских школах обучения иностранному языку, быстрому чтению, танцу, рисованию и т.д., что не имеет отношения к феномену «авторской школы» в описанном выше значении. М.В. Сахарова

Источник: Философия образования. Словарь.-М. МГПУ 2011.-208 с.

АВТОРСКАЯ ШКОЛА
экспериментальное учебно-воспитательное учреждение, деятельность которого основана на ведущей психолого-педагогической концепции, разработанной автором или авторским коллективом. Термин «А.ш.» употребляется с конца 80-х гг., тем не менее корни этого педагогического явления уходят в традиции мировой педагогики. Авторскими по существу были воспитательные заведения И.Г. Песталоцци, С. Френе, Я. Корча-ка, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, школы В.Н. Сороки-Росинского, В.А. Сухомлинского, Ф.Ф. Брюховецкого, Т.Е. Конниковой и др.
Возникновение А.ш. связано с активизацией в СССР конца 80-х гг. общественно- педагогических движений. Проекты А.ш. впервые выдвинуты на конкурсе, проведенном «Учительской газетой» в 1987 г. Основываясь на анализе педагогического опыта, авторы проектов А.ш. стремились формулировать самобытное видение возможностей для развития советской школы, прежде всего на путях поворота к личности ребенка. В результате трех туров общественно-государственной экспертизой из 250 проектов отобрано 6 (В.С. Библера, Н.П. Гузика, Е.М. Ереминой, Д.А. Лебедева, С.А. Марьясина, В.Н. Тубельского).
А.ш. различают не только по именам их создателей и руководителей, но также и по обобщающим названиям идеи, лежащей в основе воспитательной системы: «школа диалога культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганова), «школа развивающего обучения» (В.В. Давыдов), «школа самоопределения» (В.Н. Тубельский).
Сущность эксперимента в А.ш. может состоять в поиске новых, отличных от существующей практики, целей образования; нового содержания образования при сохранении его традиционных целей; новых педагогических технологий при сохранении существующих целей и содержания; новых форм организации учебного процесса и воспитательного коллектива.
Процессу становления А.ш. присущ ряд особенностей, отличающих его от сложившейся практики опытно-экспериментальной педагогической работы. Сформировавшаяся у автора концепция и первоначальный проект ее реализации впоследствии дополняются и в определенной мере изменяются коллективом педагогов. Как правило, вначале это небольшая группа единомышленников, которая разъясняет смысл проекта, вовлекая в его обсуждение расширяющийся круг педагогов, учащихся и родителей. Осознание личной причастности к выработке целей, содержания и средств воспитательной деятельности переводит педагогов и учащихся из объектов эксперимента в его субъектов, развивающихся в процессе накопления коллективного и индивидуального опыта. А.ш. создаются, как правило, на базе уже существующих педагогических и детских коллективов. Этим коллективам необходимо определенное время для освоения новых форм работы, для перехода в «режим развития». Поэтому вначале естественной является своеобразная «примерка» на себе новых идей и форм деятельности каждым педагогом, учащимся, а также родителями. Такой период самоопределения неизбежен; естественны и конфликты, которые могут разрешаться только при выявлении содержательных оснований возникших противоречий.
Реализация авторских проектов требует соответствующего научного обеспечения. В А.ш. предусмотрены специальные должности исследователей. Роль научного работника здесь характеризуется близостью научно-педагогических взглядов создателя А.ш. и ученого; совместной деятельностью ученого и педагога (воспитателя) в процессе урока, в различных формах внеурочной работы, а также в проблемных группах педагогов.
Исследователь призван дать научную интерпретацию деятельности педагога. В А.ш. особое значение придается работе педагогического коллектива с родителями и общественностью, т.к. идеи автора и средства их достижения в силу их новизны не всегда могут вытекать из сложившегося запроса общества и адекватно восприниматься.
Путь коллективного поиска, пройденный А. ш. в режиме экспериментирования, неповторим и уникален. Опыт А.ш. не может быть использован в практике другихучебных заведений, если педагогами не принята главная концепция, лежащая в основе проекта.
А.ш. является одним из типов экспериментальной площадки. Статус такой площадки присваивается соответствующим органом государственного управления народного образования после проведения специальной общественно-государственной экспертизы соответствующей заявки. Статус экспериментальной площадки дает право на своеобразное построение учебно-воспитательного процесса, новой структуры учреждения, на особую оплату педагогического труда, приоритет в материально- техническом снабжении.
Лит.: Воспитательная система школы. Проблемы и поиски. – М., 1989; Новый человек и школа будущего. – М., 1989; Сидоркин А.М. Пособие для начинающих Робеспьеров. – М., 1990.
А.Н. Тубельский

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
229.53 кб

Роль учителя-воспитателя в авторских школах второй половины XIX века

Фейзрахманова Таира Бариевна
В статье рассматривается роль учителя-воспитателя в авторских школах второй половины XIX в., приводятся примеры. Данные исторические сведения могут оказаться полезными для современных учителей авторских школ
Читать PDF
3.67 мб

Авторская школа в отечественном образовании как феномен и инновационный проект

Перекрестова Татьяна Сергеевна
Рассматривается наследие А.М. Саранова через одно из направлений современного образования инновационную педагогическую деятельность.
Читать PDF
118.92 кб

Формирование духовно-нравственных ценностей личности в авторских школах С. А. Рачинского и Н. Н. Неп

Фейзрахманова Таира Бариевна
В статье рассматривается организация духовно-нравственного воспитания в авторских школах С.А. Рачинского и Н.Н. Неплюева, а также дается определение понятию «авторская школа».