Авторитарная педагогика

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

АВТОРИТАРНАЯ ПЕДАГОГИКА
сосредоточение власти в руках педагога при устранении учащихся от участия в учебно-воспитательном процессе, подавлении инициативы и воздействии на учащихся мерами принуждения.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

АВТОРИТАРНАЯ ПЕДАГОГИКА
сосредоточение власти в руках педагога при устранении учащихся от участия в учебно-воспительном процессе, подавлении инициативы и воздействии на них мерами принуждения. (Основные понятия и термины системы образования. - Тюмень, 2001. )

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Авторитарная педагогика
основной метод воспитания послушного исполнителя; подавляющий авторитет власти или идеи, требование, приказ, наказание, осуждение. А.п. игнорирует факт развития личности, способности человека к само регуляции и само формированию, права учащихся.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

Авторитарная педагогика
система взглядов на воспитание, основанная на принуждении и подчинении, обязательных требованиях, режимных установлениях; рассматривает ребенка в качестве объекта обучения и воспитания; требует беспрекословного выполнения указаний педагога, трактует педагогические действия как воздействия, однако нельзя забывать, что определенная доля принуждения остается в любой педагогической системе. Вопрос заключается в целесообразности и мере таких воздействий в общей системе педагогических условий и взаимодействий.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Авторитарная педагогика
это система теоретического и методического знания о целях и путях воспитания человека в слепом и беспрекословном подчинении властным структурам, старшим по возрасту и положению людям, идеологическим концепциям. Основные методы воспитания послушного исполнителя: авторитет власти, отдельного лица («культ личности») или идеи (авторитет подавления), требование, приказ, назидание, нотация, наказание, осуждение, авторитет подкупа. Авторитарная педагогика игнорирует факт развития личности, способности человека к саморегуляции, права детей. Такая педагогика расцветает в тоталитарных государствах, при авторитарном стиле управления образованием. Низкая эффективность авторитарного воспитания в современных условиях очевидна. Прогрессивная педагогика отвергает авторитарную как проповедующую насилие над человеком, игнорирующую права человека, в том числе и ребенка, лишающую его условий свободного развития.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ПЕДАГОГИКА АВТОРИТАРНАЯ
(лат. autoritas – власть, влияние) основана на беспрекословном подчинении власти педагога. В ее основе лежат принципы субординации, монологизма и контроля. Взаимодействие преподавателя и студента осуществляется по типу «S – О» (субъектобъектное), когда преподаватель выступает как руководитель, регулирующий свое влияние на аудиторию и ее поведение, как основной источник информации, как контролер внешней деятельности на соответствие установленным нормам. Главными личными качествами преподавателя являются: воля, авторитарность, организованность, четкость, строгость. Преподаватель полностью возлагает на себя ответственность за обучение и воспитание студента при тотальном контроле с его стороны и максимуме его активности. Студент выступает как интеллектуальный исполнитель, впитывающий информацию преподавателя и не подвергающий ее сомнению. Студент – реципиент, слушатель, изредка ретранслятор информации; его основные черты: апологетика преподавателя, готовность к унижению ради оценки, стремление к подсказке, нетворческий тип мышления. Авторитарный стиль деятельности учителей зачастую приводит к демотивации обучения, снижению самооценки, замедлению развития интеллекта и познавательных способностей обучаемого, пассивности и безынициативности, снижению эффективности учебно-воспитательного процесса (Гершунский Б. С. Философия образования для ХХ1 века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). – М.: ИнтерДиалект+, 1997; Лебон Г. Психология масс. – Минск, 2000; Подольська Є. А., Назаркіна В. М., Яковлєв А. О. Освіта як чинник розвитку особистості в соціокультурному контексті. – Х.: Золоті сторінки, 2002; Ситуаційна методика навчання: український досвід / упоряд. О. Сидоренко, В. Чуб. – К.: Центр інновацій та розвитку, 2001). Е. А. Подольская, Л. А. Артеменко

Источник: Глоссарий современного образования.

АВТОРИТАРНАЯ ПЕДАГОГИКА
педагогика, основанная на принципах подавления личности обучающегося, монотонного заучивания материала, что лишает обучающегося способности рассуждать. В рамках авторитарной педагогики считается, что в процессе физического воспитания у детей и юношества формируется способность переносить лишения. Особенности авторитарной педагогики:
- педагог единолично решает все вопросы деятельности обучающегося и всего коллектива в целом. Он определяет положение и цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности;
- обучающиеся реально не участвуют в обсуждении проблем, имеющих к ним прямое отношение, а их инициатива не принимается во внимание педагогом;
- общение реализуется с помощью диктата и опеки;
- отказ ученика (коллектива) повиноваться может привести к конфликтной ситуации;
- успеваемость обучающихся рассчитывается исходя из формальных оценок;
- личность и индивидуальность, мотивы обучающегося оказываются вне стратегии взаимодействия (не принимается во внимание педагогом). Недостатки авторитарной педагогики:
- порождает неадекватную самооценку обучающегося;
- прививает культ силы (педагог всегда в той или иной степени является образцом для подражания);
- вызывает неадекватный уровень притязаний личности в общении с окружающими людьми;
- формирует невротиков (невротизации личности обучающегося способствует помимо перечисленного выше отсутствие отличных патернов поведения, т.к. нет выбора.
- авторитарное взаимодействие приводит к ограниченным личностным мыслительным конструктам. Преимущества авторитарной педагогики:
- механистичность стиля легко реализуется на практике в особенности в случае классно-урочной системы обучения (наиболее распространена);
- внешние показатели успешности деятельности авторитарных педагогов (успеваемость, дисциплина на уроке и т. п.) чаще всего позитивны. Авторитарной педагогике противопоставляется гуманная (гуманистическая) педагогика (см. Гуманизация образования). Литература: [56].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF

Авторитарная педагогика: теория и жизнь

Солнцева Н.
Читать PDF

От педагогики авторитарной к педагогике авторитетной

В.А. Далингер