Автор

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

АВТОР
физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Автор
лицо, создавшее произведение или принимавшее участие в его создании. Автором может быть учреждение или организация, от имени которых публикуются материалы

Источник: Библиотечные термины

Автор
(от лат. autor – виновник, основатель) – творец любого текста, в том числе – художественного произведения, создатель эстетически ценного продукта искусства; литературно-художественный коммуникант. По различным мотивам может иметь псевдоним. А.С.

Источник: Методика преподавания литературы.

АВТОР
(от лат. аu(с)tor — ‘основатель, создатель произведения’) — всеобщая категория словесного творчества, одно из ключевых понятий современной филологии. В общефилологическом понимании А. — субъект любого письменно оформленного высказывания. При таком понимании необходимо разграничение автора биографического (автора-творца) и «автора во внутритекстовом воплощении, имплицитного автора» [Введение в литературоведение 2004: 68].
В литературоведении основы современной теории А. были заложены в первой половине XX в. В.В. Виноградовым, Г.А. Гуковским, Л.Я. Гинзбургом, М.М. Бахтиным, Б.А. Успенским. В 1980-е годы особое значение имели работы Б.О. Кормана.
Для современного Речеведения (см.) А. — универсальная текстовая категория, имеющая значительный содержательный объём, разнообразную речевую реализацию. Причины пристального внимания разных филологических школ и направлений к этой текстовой категории в её огромной роли: центром художественно-речевого мира определял её В.В. Виноградов, руководителем читателя называли М.М. Бахтин, А.П. Скафтымов. В.В. Виноградов подчёркивал, что образ А. претерпевает серьёзную историко-семантическую трансформацию «в разных типах словесного творчества» [Виноградов 1971: 151].
Принято считать, что индивидуальность А. текста/высказывания определяется его речевой компетенцией (уровнем владения языком), знанием истории и культуры (образованием), воспитанием (диктующим отношение к речевому этикету, напр.), складом ума, принадлежностью к определённой национальной культуре, отношением к традиции, социальными, возрастными, тендерными характеристиками, особенностями отражения внеязыкового мира в сознании (психологическими особенностями), типом взаимоотношений с окружающей действительностью и эмоциональным состоянием в момент порождения речи/текста.
Выражение авторского начала в тексте зависит от многих факторов, прежде всего от стилевой и жанровой принадлежности данного текста. Различаются статус авторского начала в зависимости от степени представленности, от характера отношений А. к изображаемой действительности и др. параметров. Ключевые текстовые проявления (отнюдь не самостоятельные текстовые категории, как считают некоторые исследователи) категории А.: образ А. (автор-повествователь), авторское (субъектное) начало, авторская позиция (точка зрения).
Образ А., автор-повествователь, как правило, уникальные «персонажные» компоненты художественных, художественно-публицистических текстов, выполняющие посредническую функцию между автором-творцом и читателем, влияющие на степень читательского доверия. Напр., образ А. в «Царь-рыбе» — «повествовании в рассказах» В.П. Астафьева или максимально приближенный к биографическому А. повествователь в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин», главным отличием которого можно считать личное знакомство с героем «романа в стихах».
Авторское начало в медиатексте рассматривается в качестве стилеобразующего, оно представлено в речевой структуре текста разнообразными способами и средствами. Специфика А. медийной речи в его социальности и незначительной степени персональной вовлечённости в авторское «я» (хотя признается, что эта степень варьируется) [Кайда 1992]. Учитывая различие в степени и характере выраженности А. в тексте, можно говорить о вариантах авторского статуса в медиатексте — от стороннего наблюдателя, не включённого в события, лишь со стороны «взирающего» на них, до страстного горячего полемиста, «изнутри» анализирующего проблему и отстаивающего свою позицию [Майданова 1987; Шостак 1999; Устимова 2003]. Коммуникативный статус А. может меняться даже в пределах одного текста. Авторское начало выражается в социальном характере оценочности (Г.Я. Солганик), в субъективной модальности, специфику которой определяют через категории тональности, побудительности, эмотивности.
Как правило, в научной речи роль авторского начала незначительна, хотя авторское присутствие невозможно элиминировать и там. Ещё менее оно выражено в деловой речи: в правовом общении есть коммуникативные ситуации, где выражение авторской позиции недопустимо (напр., в некоторых жанрах судебной речи в суде с участием присяжных) [Дускаева, Протопопова 2010].
Лит.:Введение в литературоведение. М., 2004; Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971; Дускаева Л.Р., Протопопова О.В. Стилистика официально-деловой речи. М., 2010; Кайда Л.Г. Авторская позиция в журналистике. М., 1992; Майданова Л.М. Структура и композиция газетного текста. Красноярск, 1987; Солганик Г.Я. О структуре и важнейших параметрах публицистической речи (языка СМИ) // Язык современной публицистики: сб. ст. М., 2008; Солганик Г.Я. Общая характеристика языка СМИ в сопоставлении с языком СМИ предшествующего периода // Язык массовой и межличностной коммуникации. М., 2007; Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики. М., 1982; Устимова О.И. Социально-политические ориентации российских журналистов (по материалам экспертного опроса) // Вестник МГУ. Сер. X. Журналистика. 2000. № 4, 5; Шостак М.И. Аналитическая публицистика: методы и жанры. М., 1999.
Л.Р. Дускаева, Н.С. Цветова

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
392.01 кб

М. Н. Скаткин как автор учебников и учебных пособий

Занаев С. З.
В статье даны результаты обзорного анализа взглядов академика АПН СССР М.Н. Скаткина на составление учебников и учебных пособий, изложенные им в разное время и в различных публикациях.
Читать PDF
83.56 кб

Автор учебника Высшая квалификация преподавателя

Гитис Л. Х.
Читать PDF
200.60 кб

Чему автор может научиться у редактора?

Гитис Леонид Хаскелевич
В конце 80-х годов прошлого века любили сравнивать отечественные и импортные автомобили. В одном из номеров газеты «Известия» обобщили все преимущества и недостатки таких машин. Их оказалось примерно поровну.
Читать PDF
267.35 кб

Геополитики и геостратеги. Хрестоматия по геополитике / Автор-состав. Исаев Б. А. СПб. , 2004

Новикова И. Н.
Читать PDF
594.09 кб

А. А. Алдын-оол – Учитель-новатор, экспериментатор, автор и составитель учебников

Дамба Наталья Чоодуевна
Читать PDF
105.27 кб

Финансирование высшего образования в Казахстане: открытия и уроки (авторская группа, ведущий автор К

Макриди Кэролайн , Каннинг М. , Дежина И. , Галабов Б. , Мармолехо Ф. , Агапитова Н. , Куадра Э. , Джоши Р. , Салми Д. , Фрумин И.
Статья основана на материалах обследования системы высшего образования в Казахстане экспертами Организации экономического сотрудничества и развития и Всемирного банка.
Читать PDF
651.58 кб

Межрегиональная конференция «Детская книга: автор - библиотека - читатель»

Пономарева Маргарита Гелиевна, Скибинская Ольга Николаевна
Читать PDF
57.47 кб

Адам Адамович Менелас - автор проекта лицейского сада в Царском Селе

Чекмарёв Владимир Михайлович
Статья посвящена формированию сравнительно небольшого Лицейского сада в Царском Селе А.А. Менеласом одним из крупнейших мастеров отечественного садово-паркового искусства начала XIX века.
Читать PDF
1.77 мб

Рецензия на книгу Д. Я. Травина «Крутые горки XXI века: постмодернизация и проблемы России» автор -

Халилов Тимур Александрович
Читать PDF
15.96 мб

Редактор и автор научной монографии: Актуальные вопросы взаимодействия (Часть II. Психологический ас

Сапожникова Светлана Евгеньевна
Обсуждаются психологические аспекты проблемы взаимодействия редактора и автора научного текста.
Читать PDF
3.17 мб

М. Н. Скаткин как автор учебников и учебных пособий по естествознанию

Занаев С.З.
В статье даны результаты обзорного анализа взглядов академика АПН СССР М.Н. Скаткина на составление учебников и учебных пособий, изложенные им в разное время и в различных публикациях.
Читать PDF
1.58 мб

Г. Тукай - автор учебников и детских книг

Миннуллина Р.Ф., Нуриева А.Р.
В статье рассматриваются творческая и общественно-педагогическая деятельность Г. Тукая. Поэт боролся за светскую школу на родном языке, за подлинные знания, изучение русского языка, воспитание подрастающей молодежи. Г.
Читать PDF
861.00 кб

И. Х. Ишмухаметов (1901-1971) - автор первых учебников по химии на башкирском языке

Ергин Ю.В.
В этом году исполнилось 115 лет со дня рождения доцента Исмагила Хазиахметовича Ишмухаметова (1901-1971), старейшего химика Башкирии, отдавшего много сил, энергии и творческого труда делу подготовки преподавательских кадров для шк
Читать PDF
644.16 кб

Детская книга: автор - художник - читатель

Скибинская Ольга Николаевна
Статья информирует о II Крыловских чтениях (9-16 ноября 2016 г.
Читать PDF
154.65 кб

Гуманитарное учебное издание для вузов: автор и редактор

Фролова В.И.
Предпринята попытка обозначить проблемы автора и редактора учебных изданий на современном этапе, показать наметившиеся тенденции в расширении основных ее видов.

Похожие термины:

  • Анонимный автор

    автор, опубликовавший документ без указания своего имени
  • КОЛЛЕКТИВНЫЙ АВТОР

    организация постоянного или временного характера, публикующая свои официальные материалы, выпускающая сборники работ сотрудников и др. издания, имеющая собственное наименование, которое позвол
  • Основной автор

    автор, внесший наибольший вклад в интеллектуальное и художественное содержание документа, выделенный среди других авторов словесно или полиграфическими средствами
  • Аналитический автор

    термин аналитической эстетики, которая предусматривает языковой подход к рассмотрению эстетических явлений и проблем. Соответственно, автор литературного произведения воспринимается как созда
  • Потаенный автор

    воплощение в литературном произведении морально-эстетической позиции писателя таким образом, что она оказывается как бы «растворена» в художественной ткани произведения, вследствие чего ее осм