АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА РАЗРАБОТКИ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ

Найдено 1 определение
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА РАЗРАБОТКИ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ
Специфика дистанционной формы обучения как направления в сфере образования требует пересмотра существующих технологий разработки методических средств, адаптированных к электронной форме их представления. В качестве единой методологической платформы предлагается использовать концепцию технологии быстрой разработки приложений (Rapid applications develo-pment), которая позволит внедрить индустриально-поточный метод создания продукции, снизив себестоимость без ущерба ее качества.
В проекте сделан акцент на максимально возможную «изоляцию» разработчика от операционной системы, что позволяет широкому кругу пользователей (специалистам в предметной области) создавать обучающие программные средства (ОПС), отвечающие всем требованиям современности по инструментальной оснащенности и дизайну, без глубокой специальной подготовки по вычислительной технике.
Интегрированный программный инструментальный комплекс (программа «мастер») осуществляет автоматическое формирование ин-фраструктуры ОПС в виде «скелетного» проекта, в котором можно поместить любой текстовой, графический, или exe-модуль (ранее созданную программу). Программа оснащена интуитивно-понятным, компактным пользовательским интерфейсом, с панелью пиктограмм вызова функций. Под руководствомэтой программы разработчик проходит все стадии создания ОПС, не обращаясь при этом непосредственно к программированию, работа пользователя в конечном счете сводится к «сборке» ОПС из готовых текстовых файлов и файлов растровых изображений (фотографий, эскизов). Модификация (редактирование) содержательной информации ОПС может быть осуществлена в любое время без дополнительной настройки всей существующей инфраструктуры.
Для изучения динамически изменяющихся процессов в состав инструментального комплекса включен универсальный проигрыватель avi-файлов (компьютерная анимация). Программа позволяет осуществлять процесс прямой и обратной демонстрации видеоряда с разверткой во времени, осуществлять функцию «стоп-кадр». Путем перемещения специального «поводка» пользователь может контролировать темп, направление показа, останавливать любой кадр. Возможность многократного повторения просмотра, детального рассмотрения особенностей изучаемого процесса или предмета в сочетании с прослушиванием сопровождающей фонограммы может иметь значительный дидактический эффект.
Результатом работы программы «мастер» является ОПС, обладающая логической надстройкой, связанной с компонентами проекта, которая осуществляет функцию обратной связи ОПС и учащегося. Получаемая информация о динамике процесса усвоения материала используется преподавателем для коррекции курса по критерию результатов тестирования и затрачиваемого времени. С этой целью в состав «мастера» включены специальные инструментальные средства, с помощью которых разработчик может создавать тестовые конструкции на базе синтаксического и графического анализатора.
Формально-синтаксический анализатор представляет собой программную реализацию алгоритма идентификации «чистого» синтаксиса, который трактует язык как формальный язык символов. Анализ фразы, введенной учащимся, осуществляется путем сравнения ее синтаксических конструкций с предложенными автором-составителем в качестве эталона (временного словаря системы).
Графический анализатор решен как обработчик активных зон на рабочем поле изображения. В качестве ответа на поставленный вопрос тестируемому предлагается указать с помощью манипулятора «мышь» конкретный объект (область) на представленном слайде. Для реализации такой конструкции «мастер» размещает слайд в специальном окне, оборудованном системой навигации визира, пользуясь которой автор-разработчик указывает координаты будущей активной зоны.
Результат тестирования, дата и продолжительность обращения сохраняется в отдельном защищенном файле. Для самоконтроля учащегося результат тестирования представлен в виде линейной диаграммы, отражающей общее состояние рейтинга по пятибальной шкале.
Общий вид получаемого ОПС представляет собой виртуальный рабочий стол с окнами представления текстовой и графической информации, панелью «экранно-заглубленных» клавиш вызова функций. Все окна обладают функцией мягкого масштабирования и имеют экранно-независимые координаты, т.е. могут быть размещены в любом порядке по желанию учащегося. Объединенный пользовательский интерфейс ОПС обладает оптимальным количеством функциональных свойств при использовании минимума управляющих средств, что делает эксплуатацию для учащегося простой и удобной.
Экспериментальное внедрение разработанного программного продукта в учебный процесс позволило установить характер необходимых преобразований, касающихся адаптации существующих методических материалов к форме, пригодной для представления его с помощью разработанной технологии; определить периодичность подачи и размер блоков материала в зависимости от уровня его сложности, среднестатистическое время на его усвоение; построить (в первом приближении) структуру обратной связи для корректировки учебного процесса.

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.